Главные вкладки

    Автоматизация звуков или вводим звуки в речь
    консультация

    Маслова Елена Вячеславовна

    Консультация по логопедии (старшая группа) на тему.

    Эти игры помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автоматизация звуков или вводим звуки в речь

                Эти игры помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.

               Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел! Произнесение слогов и слоговых сочетаний, слов — способствует расширению и обогащению его речевого опыта, развивает артикуляционный (речевой)аппарат, способствует выработке правильных артикуляционных укладов ( в каком положении должны находятся губы, язык, зубы при произнесении изучаемого звука.), данные упражнения приучат быстро менять положение, органов артикуляции (ГУБ, ЯЗЫКА…). необходимых для правильного произношения звука в словах и речи.

    В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок с трудом пользуется поставленным звуком.

    • Выполнять задания необходимо регулярно.
    • Упражнения на проговаривание в течении 5-10 минут.
    • Проговаривание многократное.

    Можно использовать такие игровые приемы как: повтори столько раз, сколько ты услышал хлопков, брось мяч и повтори за мной…

    При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать:

    “Волшебную палочку”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Скажи РА столько раз сколько ты услышишь хлопков.

    Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз с заданной мелодией.

    РА-РА-РА-РА-РА,

    РО-РО-РО-РО-РО

    РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

    РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

    РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

    А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

    Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

    Игру “Проведи слог по звуковой дорожке” 

    Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

    Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

    Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

    Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

    Игра «Всезнайка».

    Дошкольники должны ответить на

    вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

    Как тебя зовут?

    Где ты живешь?

    Что ты любишь кушать?

    • Каких ты знаешь животных на звук [л]?

    • Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

    • Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

    Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений.. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения , а значит успешностью адаптации ребенка в школе.

    Игра со скороговорками

    Скороговорки – отличное упражнение для улучшения дикции, автоматизации звука в речи.

    Детям очень нравятся стишки-скороговорки, потому что в них уже заложен какой-то сюжет. И ребенок, проговаривая такую скороговорку, в голове представляет себе, о чем там говорится.

    Итак, игра со скороговорками заключается в следующем:

    нам нужна шахматная доска и фишки для каждого игрока (мы используем маленькие фигурки из киндер-сюрпризов).

    Для игры нам еще необходимы скороговорки. Выбирайте скороговорки, соответственно возрасту детей и не очень сложные, чтобы со второго, третьего раза ребенок мог такую скороговорку произнести достаточно хорошо.

    Мама, или любой другой взрослый, — это судья. Дети – игроки.

    Игроки ставят свои фишки на любой угол шахматной доски, это наш старт. По ходу игры игроки будут передвигаться на определенное количество клеточек по кругу. И кто первым пройдет круг, тот и победитель. Для большего интереса можно условиться пройти не один круг, а, например, пять. Итак, начинаем игру.

    Мама говорит первую скороговорку. Первый игрок повторяет ее. Если ребенок сказал скороговорку очень хорошо, мама говорит ему, что он может перейти на 3 хода вперед. Если средненько – то на 2, ну а если совсем плохо – то на 1. Вы, как судья, можете дать возможность игроку исправиться: еще раз повторить скороговорку, но не более трех раз.

    Затем ход переходит ко второму игроку. Он повторяет ту же скороговорку, и также получает мамину оценку. Вот поэтому-то и желательно, чтобы первым ходил старший, тогда у младшего будет время повторить эту скороговорку про себя, пока ходит его соперник.

    Дальше мама говорит вторую скороговорку и так далее, пока у вас не кончатся скороговорки, или пока игроки не пройдут определенное число кругов.

    Паровозик. На каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки, после этого вся группа в должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести свою скороговорку целиком.

    Эхо. Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий.

    Проговорить стихотворения, скороговорки. Цель: развитие просодической стороны речи. (Темпа, высоты силы голоса, интонации).автоматизации звуков.

    Проговорить медленно , громко, тихо, как иностранец, голосом лисы, голосом волка.

    Купила бабуся бусы Марусе.

    Бобр добр до бобрят.        

    Три сороки тароторки тароторили на горке.

    Выключи звук. Ведущий медленно, движениями губ и при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников — угадать какую скороговорку произнес ведущий.

    Распускающийся цветок. Представьте, что рука это стебель нашего цветка. По мере проговаривания цветок растет и распускается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

                  Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

    Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

    Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

    Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

    Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

    Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

    Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

    Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

    Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

    Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

    В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....