Урок развивающего контроля по ФГОС
статья
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как провести урок развивающего контроля? | 310.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы. Как провести урок развивающего контроля? (Доклад на ШМО классных руководителей) |
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля. |
Главные особенности уроков развивающего контроля
Формы организации уроков развивающего контроля Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
Структура урока развивающего контроля Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа. I урок 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут) В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха. У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса. На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок. Приемы для этапа мотивации:
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы. 2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин) На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы. После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок. В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку. Приемы для этапа актуализации:
II урок Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления. 3. Этап локализации затруднений (5-7 минут) Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения. Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
Приемы для этапа локализации:
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин) На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары). После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках. Работать удобнее по следующему плану:
Приемы для этапа построения проекта:
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут) Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту. Приемы для этапа реализации проекта:
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты) На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран. Прием для этапа обобщения:
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут) Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий. Приемы для этапа самостоятельной работы:
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут) Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы. Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные. Приемы для этапа повторения:
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут) Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость). Приемы для этапа рефлексии:
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развивающего контроля по технологии (мальчики) «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»
Тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»Урок развивающего контроля Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащихс...
Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации
Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться у...
План-конспект урока развивающего контроля по теме «What is there in the room?» (УМК под ред. Кауфман)
План-конспект + презентация и задания к урокуурока развивающего контроляпо теме «What is there in the room?»УМК « Happy English.ru» под ред. Кауфман 2009Цель урока: Способствов...
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....
Модель урока Урок развивающего контроля в 5 классе
Модель урокаУрок развивающего контроля в 5 классе Предмет: Физическая культура,Учитель физкультуры: Березина Т.Л.Тема: «Интеллектуальный баскетбол»Класс: 5 Цели: «По...
Урок развивающего контроля на уроках математики
Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.Дети «открывают» их сами в процессе...