Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации
статья (11 класс) по теме

Булыгина Наталия Владимировна

Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче экзаменов, можно условно разделить на три основные группы. Механизмом решения всех трёх групп проблем могут стать уроки  развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_razvivayushchego_kontrolya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Уроки развивающего контроля как

средство подготовки к итоговой аттестации

Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ?

Проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче экзаменов, можно условно разделить на три основные группы:

  1. отсутствие необходимого уровня предметной подготовки;
  2. отсутствие необходимой тестовой культуры;

эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.

Механизмом решения всех трёх групп проблем могут стать уроки  развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса.

Их главная задача – это формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала. Данная задача решается путём написания школьниками контрольных работ и их рефлексивного анализа, самооценки.

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с эталоном этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Рекомендуют уроки контроля проводить в два этапа. На 1 уроке обучающиеся пишут контрольную работу, проводят её критериальное оценивание. На 2 уроке – делают рефлексивный анализ выполненной работы, самооценку и коррекцию допущенных в ней ошибок.

Различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

  1. самоконтроль – эталонный вариант работы предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
  2. взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируются на основе последующей проверки  учащимися справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок.
  3. педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие включает в себя два этапа:

  1. мотивация
  2. актуализация.

Для реализации первого этапа требуется:

  1. организовать мотивирование обучающихся («хочу»-«надо»-«могу»);
  2. установить форму и процедуру контроля и самоконтроля;
  3. предъявить критерии выставления оценки.

Для реализации второго этапа требуется:

  1. активизировать мыслительные операции и познавательные процессы;
  2.  организовать повторение контролируемых способов действий; самостоятельную работу учащихся; сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов;
  3. предоставить возможность провести самооценку своих работ по критериям.

Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов, но самыми главными считаются три: самоконтроль (взаимоконтроль), самооценка, рефлексия.

Здесь хочу акцентировать внимание на следующем: учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свои работы с эталоном (сравнение необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий)  и выполняют задания творческого характера (заранее приготовленное учителем) или выступают в качестве консультантов.

Остальные учащиеся анализируют свои работы, определяют место ошибок, выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки. В ходе этой деятельности учащиеся выясняют, над чем им надо работать, что и фиксируют в оценочном листе.

При необходимости определяют задания для самоконтроля, что тоже может фиксироваться в оценочном листе.

Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-мерительные материалы, с учениками оговариваются критерии оценок.

В тематическом планировании данный тип урока должен занимать определённое место: он проводится  в завершении изучения крупных тем, так обеспечивает самоконтроль и самооценку.

Уроки развивающего контроля должны проводиться не только в старшей школе, но и в среднем звене, так как подготовка к итоговой аттестации обучающихся начинается именно там.

Всё выше сказанное позволяет говорить о целесообразности использования уроков развивающего контроля для формирования  у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации «контроля над знаниями» (ситуации успеха).

МОУ Пречистенская СОШ Ярославской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА

Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации

С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные   нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.  ...

Методический материал-презентация "Использование ресурсов памяти на уроках географии для эффективной подготовки к итоговой аттестации".

Результатом недостаточно эффективного функционирования внимания и памяти явля­ется неуспеваемость. Как следствие на основе неуспевае­мости могут развиться агрессивность, недисциплинирован­...

Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации

Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....

Материал для работы на уроке, домашнее задание для подготовки к итоговой аттестации по теме "Геометрическая прогрессия".

Материал по теме "Геометрическая прогрессия  составлен с использованием материалов сайта  "РЕШУ ОГЭ" , он может  использоваться для работы  на уроке и дома уча...