Выступление на семинаре на тему: "Использование ИКТ в профилактике речевых нарушении у детей дошкольного возраста"
консультация

Ефимова Анастасия Андрияновна

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, развить интеллектуальные способности ребенка, эффективно усваивается материал, тренируется память, пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ефимова Анастасия Андрияновна,

МДОУ «Моркинский детский сад №2»

пгт.  Морки

Использование информационно – компьютерных технологий в профилактике речевых нарушений  с детьми дошкольного возраста.

      Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

   Можно выделить следующие причины возникновения речевых нарушений:

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличение числа патологии беременности;

- увеличение количества родовых травм;

 - ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины.

   Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи:

- недоразвитие фонематического слуха,

- задержка формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов,

- обеднение словаря ребенка,

- нарушение грамматического строя речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом, на дальнейшем его обучении, поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте, правильности, профилактике речевых нарушений.

   По мнению многих специалистов,  начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить  появление многих нарушении речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Опыт работы показывает, что в логопедии имеются технологии, которые позволяют грамотно и результативно корректировать речь детей, помогают развивать все её направления, такие, как:

Баба яга учится читать

Волшебный букварь

Учимся говорить правильно

Развитие речи. Учимся говорить правильно (Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко,  2008г.)

Игры для Тигры (Лизунова Л.Р.)

Практический курс «Домашний логопед»

И мультимедийные презентаций:

Презентаций – картинки,

Сказки – загадки

Электронные игры по развитию речи

По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.

Информационно - компьютерные технологии имеют следующие преимущества:

Образный тип информаций, понятный дошкольникам;

Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;

Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас;

Развивается воображение и творческие способности;

Открывают новые возможности образования.

Дети:

подражают звукам;

учатся сопоставлять картинку и звук;

Быстрее и лучше запоминают информацию;

Задействуют различные каналы восприятия;

Моделируют жизненные ситуаций;

Легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями и т.д.

   Задачи логопеда – быть компетентным в новых технологиях и работать лишь по наиболее эффективным из них;

- научить родителей эффективно использовать их для развития и обучения детей в домашних условиях.

      В нашем детском саду шесть групп, из них 53% детей младшего дошкольного возраста, и у большинства из них имеются проблемы речевого развития. Обследовав речевое развитие детей средней группы, было выявлено, что речь в норме от общего количества группы составляет 13%. И мы пришли к такому выводу, что необходимо оказать логопедическую помощь, сделать её более эффективной, сделав упор на профилактическую работу.    Профилактическая работа даст положительный результат только в том случае, если логопед и родители станут действовать согласованно.

   По результатам анкетирования родителей младшего дошкольного возраста оказалось, что около 79 % семей имеют дома компьютер и зачастую он используется для игр.

   Я считаю, что имеет место научить родителей эффективно использовать его для развития и обучения детей в домашних условиях,  и чтобы каждый родитель мог донести нужную и полезную информацию  для ребенка грамотно, качественно с учетом санитарно – гигиенических требований.   В работе используем  разнообразные формы сотрудничества с родителями по речевому развитию детей. Родительские собрания, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно – развивающего  процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями по профилактике речевых нарушений у детей с использованием ИКТ:

- организация проблемных семинаров и семинаров – практикумов (индивидуальных, групповых);

- проведение практических занятий с участием родителей;

- проведение круглых столов;

- использование информационных и коммуникационных технологии;

- оформление рекомендации, памяток для родителей,

на которых родители знакомятся с правилами СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.12.21) при работе с компьютером для детей дошкольного возраста. Чисто зрительная работа  не должна превышать 5- 10 минут и не более 1 -2 раз в неделю. Надо обязательно предусмотреть 2-3 минутную паузу для выполнения гимнастики для глаз, направленных на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, снятия зрительного напряжения. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить дважды в течение развивающего занятия: первый раз в середине работы на компьютере( после 5 минут работы) и второй раз – по окончаний работы на компьютере. Рабочее место должно достаточно освещаться, мебель должна соответствовать росту ребенка. Экран монитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере – первая  половина дня – оптимальна;

вторая половина дня – допустима. Здесь же они знакомятся с правилами использования презентаций.

         Выполнение заданий, упражнений с помощью компьютерных технологии детям увлекательна, так как может включать разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, графики, картинки, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации.

   Родителям для работы с детьми предложены следующие  презентации:

- презентации- картинки (для обогащения словаря,  артикуляционная гимнастика);

- презентации- загадки, сказки;

- презентации-игры (на расширение словаря, совершенствование лексико – грамматических категории);

- презентации – на расширение представлении об окружающем мире.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

 использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, развить интеллектуальные способности ребенка, эффективно усваивается материал, тренируется память, пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Литература:

1.Вренева Е.П. Ресурсы информационно – компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. - //логопед, №5 2010г.

2. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе //Логопед №2 2004г.

3. Горвиц Ю.М. Чайнова А.А., Подъяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2011г.

4. Жолудева Н.В.,Ценина Н.Б. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. //Логопед.№1, 2011г.

4. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколенок +компьютер. Волгоград, 2011г.

5. Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед №1, 2011г.

6. Левина Е.В. Использование компьютерных технологии на индивидуальных логопедических занятиях //Логопед, №3, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Наше тело"

Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на  друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...

Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Предметы гигиены"

Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на  друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...