Труд-основа жизни в семье.
методическая разработка

Кузнецова Лариса Владимировна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Труд-основа жизни в семье».

Цели: расширить представления детей о роли труда в жизни

семьи, способствовать формированию положительной нравственной

оценки таких качеств человека, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков,

к участию в трудовых акциях, самовоспитанию.

  1. Работа с притчей «Два плуга».
  2. Интерактивная беседа.
  3. Мини-лекция «Что дает человеку труд?»
  4. Игра «Окончание пословицы». Загадки про труд.
  5. Игра «Ринг профессий».
  6. Игра «Угадай профессию».
  7. Заключительное слово.
  8. Подведение итогов.

Ход  занятия:

1. Тема нашего занятия «Труд – основа жизни в семье»

Пока в пространстве пружинится планета

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.               (Р.Рождественский)

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, так как только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти.

 Начать разговор я бы хотела с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте этот рассказ.

 Притча «Два плуга»

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

(К.Д.Ушинский)

2. Интерактивная беседа.

  • Почему плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро?
  • Что случилось с другим плугом, лежавшим без дела?
  • Как вы считаете, о ком эта притча? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
  • К какому выводу приводит Ушинский своего читателя?

3. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг. Вспомните «Поучение Владимира Мономаха». Он писал : «…не ленитесь, но усердно трудитесь. Леность ведь мать всему дурному…». Как видите, Мономах утверждает, что труд – мерило благородства человека. Еще один древнерусский памятник – «Домострой» - также утверждает высокие нравственные идеалы наших предков: трудолюбие, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать только для того, чтоб окружить себя богатством и излишествами. Да и в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд – источник радости и удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает физически и нравственно. От труда зависит уровень его благополучия. Труд имеет и большое личное значение. Посмотрите, как бывают счастливы люди, которые умеют многое делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, кто ничему не научился.

4. Игра «Окончание пословицы».

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы эти пословицы и поговорки? Сейчас мы это проверим. Я буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. Можно отвечать хором.

  • Дерево смотри в плодах,…. (а человека в делах)
  • Терпенье и труд …. (все перетрут)
  • Под лежачий камень…(и вода не течет)
  • Маленькое дело... (лучше большого безделья).
  • Горька работа,... (да сладок хлеб).
  • Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
  • Не сиди сложа руки - ...(не будет и скуки).
  • Не спеши языком - ... (спеши делом).
  • Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
  • Делу время,... (потехе час).
  • Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде). 

Загадки про труд

Молодцом тебя зовут 
Если очень любишь …Труд

Хочешь первым всегда быть,
Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись, 
А работай и …Трудись

    Эй, вставай, лежебока,
   Не устал ты нисколько.
   Тебя успех, удача ждут.
   А поможет тебе …Труд

Как из обезьяны смело 
Человека можно сделать? 
И какой из инструментов 
Помогал в прогрессе этом? Труд

     Кому не скучно никогда?
    Работа, труд его боятся.
   Он мастер дел, всеми любимый
   Человек …Трудолюбивый

Я сижу на берегу 
Живописного пруда. 
Без чего я не смогу 
Вынуть рыбку из пруда? Без труда

        И врачу, и акробату
       Выдают за труд …Зарплату

Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
Банкомат

      Коль трудился круглый год,
     Будет кругленьким …Доход

5. Игра «Ринг профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий. По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.

6.Игра «Угадай профессию»

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
  • Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

7. Заключительное слово

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали наше занятие со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».

8. Подведение итогов (рефлексия)

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

Труд - основа жизни

Презентация к уроку обществознания в 6 классе...

Анкета "Труд -основа жизни"

Вопросы по профориентации  для старшеклассников и  их родителей. ...

Труд - основа жизни. Загадки о труде и профессиях людей.

Рассказать о роли труда в жизни человека. Выяснить уровень знаний воспитанников о профессиях и их применении. Расширить познавательные интересы воспитанников....

Открытая самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»

Самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»Цель:закрепить навыки самообразовательной работы положительного отношения к учебному труду.Задачи:-  формировать информационну...