Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательного интереса в ходе всего занятия. Единственное, если дети не знакомы с венгерским кроссвордом, необходимо отработать этот навык предварительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_na_temu.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия на тему: «Труд - основа жизни»

Цели: - формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что всё достигается большим трудом;

- воспитание трудолюбия, гражданской зрелости;

коррекция зрительного восприятия посредством упр-ия в разгадывании венгерского кроссворда;

коррекция мышления на основе упр-ий в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребусов.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Активизация познавательной активности.

Чтение притчи Соломона (Информация для детей: третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением)

« Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.

И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.

Беседа с учащимися:

  1. О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?
  2. Для чего (почему) трудится муравей?
  3. Какой смысл имеет эта притча?
  4. А зачем ещё трудится человек? И что значит - трудиться?
  5. Какого человека мы можем назвать тружеником?
  6. Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

  1. Перед вами венгерский кроссворд. Найдите в нем слово труженик. Подчеркните слово маркером.

Т

Р

У

Д

Р

О

С

М

Е

О

Х

П

О

Л

И

А

Д

Т

Ь

Я

Ч

А

З

Ь

Т

Е

С

Ь

Т

Е

О

Л

П

Р

О

П

И

Т

М

Н

Т

Т

А

Т

М

Т

Е

Р

А

И

Е

К

Н

Е

А

С

Е

И

Н

Р

Л

Ж

О

Д

У

Б

Е

Н

И

Х

И

С

С

Е

Ф

О

Р

П

Ь

Т

Е

Р

А

Е

М

Д

Л

Я

Т

Р

Т

У

Ч

Ё

Б

А

С

Т

С

Т

У

Ж

Е

Н

И

К

Ч

Е

Н

О

Ь

III. Объявление темы урока.

Из нашей беседы вы поняли, что говорить мы будем о труде. Тема занятия:

Труд – основа жизни.

Пока в пространстве

кружится планета,

На ней,

залитой солнцем,

никогда

Не будет дня,

чтоб не было рассвета.

Не будет дня,

чтоб не было труда.

Р.Рождественский.

  1. Как вы понимаете смысл строк Р. Рождественского?

Вывод: Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, т.к. только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это.

Изображе-

ние грудного

ребенка

  1. Перед вами изображение грудного ребенка. Докажите, что, несмотря на свой малый возраст, ему приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?

Изображе-

ние ребенка 3

лет

  1. Как трудится в этом возрасте человек? (учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки, помогать маме) Если на этом этапе ребенок будет лениться или родители будут делать все за него, то в дальнейшей жизни человеку будет сложно.

Изображе-

ние школьника

Учится читать писать, осваивает более сложные трудовые операции: дежурит по классу, участвует в конкурсах и т.п.

подросток

Взр. человек

Пожилой

  1. Мы доказали с вами, что труд сопровождает человека всю его жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.

IV. Беседа по теме.

 Понятие труд имеет много составляющих. В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания (найдите слово в кроссворде).

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

  1. Можно ли уважать таких людей?
  2. Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность (найдите слово в кроссворде)! Запомните это на всю жизнь, чтобы могли смело сказать: всему, что у меня есть, я обязан только себе.

Послушайте стихотворение:

Странное дело,

А может быть, нет-

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет.

Но про него говорили:

«Художник!»

(Почему?)

  1. О человеке какой профессии говорится в стихотворении?
  2. Почему его труд сапожника сравнили с трудом художника? Как выполнял свою работу сапожник?
  3. Красиво, стал специалистом своего дела.
  4. Как называют специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле; человека, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь?

Мастер

Подберите ещё одно слово, близкое по значению.

Профессионал

  1. Значит, труд – это не только добывание пропитания. Это ещё  мастерство и профессионализм (найдите эти слова в кроссворде)
  2. В своих сочинениях вы написали профессии, которым будете учиться: мальчики хотят стать каменщиками-сварщиками. Девочки кондитером и продавцом.

Хотели бы вы добиться в своей работе мастерства, стать профессионалами своего дела?

В сочинении вы затруднились об этом написать.

  1. В результате чего человек становится мастером? Объясните смысл пословицы.

Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

  1. Вы должны отдавать все силы, чтобы научиться своей профессии. Не все достигают мастерства.
  1. Кто не стремится к успеху. Значит целеустремлённость важное качество в труде.
  2. Кто никогда ничего не доводит в жизни до конца. Значит упорство необходимо в труде.
  3. Мастерства достигают не разговорами, а делами. Значит, в труде нужны поступки.

Человек, знающий своё дело, профессионал – это всегда востребованный работник. Его труд оплачивается выше, по сравнению с менее опытными работниками.

Желаю вам быть мастерами своего дела, не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь к большему.

Например, каменщик-сварщик может построить суперсовременное здание.

Кондитер – испечь и украсить торт, который до него никто не делал.

Сапожник – сшить современные сапоги, кроссовки.

Вернёмся к стихотворению о сапожнике и художнике. Напомню вам его.

  1. А теперь послушайте продолжение этого стихотворения.

Странное дело,

А может быть, нет-

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником

Семьдесят лет.

Но про него говорили:

«Сапожник!»

(Почему?)

Странное дело,…а, может быть,…нет?

  1. Почему труд художника сравнили с трудом сапожника?
  2. Какой ещё вывод можно сделать из этого стихотворения? (В любую работу нужно вкладывать душу, то есть делать приятно себе и людям.)

Таким образом, мы можем сделать ещё один вывод. Труд – это служба людям. И от него людям должна быть              (найдите слово в кроссворде)

польза

Давайте вспомним героя фильма «Рождественская история».- Можем ли мы назвать его лентяем? Нет! Он всю жизнь трудился, но была ли кому-нибудь польза от его труда?

Тот, кто копит богатство и не пользуется им для блага других, бесплодно трудился и без пользы старался, ведь теперь мы знаем, что труд – это служба людям.

 Давайте теперь сравним этого героя сказки с реальным человеком. Он тоже был богат, так как являлся российским императором. Вы уже много о нём слышали – это Пётр I. Давайте прочитаем, как он относился к труду.

(Учебник «История России» стр. 128)

  1. Как проходил день Петра I? Найдите строчки, в которых говорится, что Пётр I всю жизнь посвятил изучению разных наук.
  2. Что Пётр I умел делать сам, несмотря на своё высокое положение?
  3. А кто из вас может похвастаться тем, что сам себя обслуживает: ремонтирует себе одежду, стирает, может приготовить обед, навести порядок?
  4. Всё это очень важные навыки, они очень пригодятся вам в жизни. Человек, который владеет многими ремёслами, чувствует себя независимым, и на многих вещах может сэкономить. Например, девочки могут и не выбрать профессию швеи, но этот навык может пригодится им в жизни: сами сошьют постельное бельё, фартук, халат. Не надо покупать эти вещи в магазине, экономия.
  5. Мальчики чему могут научиться? (Ремонтировать бытовые приборы, сантехнику, делать ремонт, пользоваться машинкой для стрижки волос.)

V. Ребус

Разгадаем пословицу:

 Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.

  1. Как вы её понимаете?

Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей.

  1. Если вы возьмётесь не за своё дело, чем может это обернуться для вас и других людей?

(Работа станет нелюбимой. Она не будет приносить радость. Человек может даже заболеть, ведь будет постоянно раздражаться.)

Но такой труд вреден не только для самого человека, но и для окружающих. Всё, к чему прикасаются наши руки, наш взгляд: вяжем ли мы, стряпаем, рисуем, строим – на всё накладываются наши чувства, наша энергия. Что выйдет из-под рук человека, который ненавидит то, что делает?

А когда человек получает от своего труда радость, удовлетворение – это наивысшее проявление труда. И результат такого труда будет блестящим! Значит ещё одна составляющая труда                            (найдите в кроссворде)

радость

VI. Игра «Отгадай пословицу».

  1. На каждую пословицу приведите пример из жизни, связанный с трудом.

  1. Что для вас сейчас является основным трудом?

Значит ещё одна составляющая труда – это

учёба

(найдите слово в кроссворде)
Докажите, что учёба – это труд.

Ваша учёба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей жизни. Не ленитесь учиться всю жизнь. Выбрав профессию, учитесь ей всю жизнь, чтобы стать мастером своего дела. Учитесь разным делам, всё это только поможет вам в жизни.

VII. Итог занятия.

  1. А теперь посмотрим на кроссворд и повторим, что же входит в понятие труд. (труженик, пропитание, честность, мастер, профессионал, польза, радость, учёба)
  2. В кроссворде остались незачёркнутые буквы. Прочитайте из них фразу, которая подведёт итог нашей беседе.

Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.