Главные вкладки

    ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ

    Цель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

    Наше внеклассное мероприятие по русскому языку мы посвятим изучению истории возникновения письменности. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pismennost.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ

    Цель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

    Задачи:

    - обучающие:           обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;

    -развивающие:   формировать духовно-нравственную сферу личности ученика  через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;

    -воспитательные:     пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

    Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Структура и ход  занятия

     Слайд №1, №2

    Молчат гробницы, мумии и кости, -

    Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь Письмена.

    И. Бунин

           Учитель

    Наше внеклассное мероприятие по русскому языку мы посвятим изучению истории возникновения письменности. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.

    « Если хочешь познать истину, начинай с азбуки », - гласит народная мудрость. Слайд №3

    Ученик:

    В старину учились дети,

    их учил церковный дьяк,

    приходили на рассвете

    и твердили буквы так:

    А и Б - Аз и Буки,

    В как Веди, Г -Глаголь.

    И учитель для науки

    по субботам их порол.

    Вот какой чудной вначале

    наша грамота была.

    Вот каким пером писали -

    из гусиного пера.

    Учитель: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Что вообще мы знаем о начале письменности? Как возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме?

     Слайд № 4

    Сегодня нам предстоит разгадать тайну славянской азбуки: изучить историю развития письменности, узнать имена творцов славянского письма, совершить виртуальное путешествие по святым местам, познакомиться с древними и современными носителями информации. Путешествие в историю письменности будет интересным и увлекательным. Чтобы не быть "иванами родства не помнящими", нужно изучать  историю родного письма.

     Перенесёмся на 2,5 тысячи лет назад. (Сценка. Появляются скиф, персидский царь Дарий, военачальник  персидского царя Гобрий).

    Скиф: Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от своих князей. Вот они: Слайд№ 5

    Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов?

    Скиф: Мне велено передать тебе это молча. А если у тебя достаточно мудрости, то ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.

    Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание. Уж сколько лет мы пытаемся завоевать этот непокорный народ – и всё без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь живёт в земле, птица – в воздухе, лягушка - на земле. Стало быть, они решили отдать нам земли, воды и небо. А вместе со стрелами отдают нам свою силу и храбрость.

    Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам в облака, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел». (Уходят).

    Учитель: Вот в древности люди обменивались информацией. И громоздко получалось, и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами – дело хлопотное, они стали эти предметы изображать, рисовать.

     Слайд № 6

    Постепенно рисунки заменялись символами. Значки – символы заменяли слово или целую фразу. Надписи делали на камнях, скалах, досках.

     Слайд № 7. Переносить на  расстояние такие письма тоже было неудобно. И тогда люди придумали…

    Слайд№ 8

    Узелковое письмо придумал народ Северной Америки – инки. По цвету нити узнавали, о чём идёт речь. Жёлтый цвет – золото; белый – серебро; красный – воины и т.д. Количество узелков – о числе этих предметов.

    Слайд №9

    Наши предки, славяне, считали и гадали при помощи «черт и резов». Из тех далёких времён до нас дошли выражения: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли», «Заруби себе на носу».

    Слайд № 10

    Учитель: В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных  монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники)

     по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены «Апостол и Евангелие».

    Слайд №11

    . Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали  ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.

    Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.

    Слайд №12, 13.

    Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

    Слайд № 14

    . И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

    Слайд № 15

    Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.

    Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

    Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

    Слйд № 17

    Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.

    Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

    В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.

    Указом Наркома просвещения упразднились буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.

    Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя – shch 

    Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.

     И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей. 

    Слайд №18 

    Ученик:

    По широкой Руси - нашей матушке

     Колокольный звон разливается.

    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

     За труды свои прославляются.

    Слайд № 18

    Ученик:

    Вспоминают Кирилла с Мефодием,

    Братьев славных, равноапостольных,

    В Белоруссии, Македонии,

    В Польше, Чехии и Словакии.

    Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

    В Украине, Хорватии, Сербии.

    Ученик:

    Все народы, что пишут кириллицей,

    Что зовутся издревле славянскими

    Славят подвиг первоучителей,

    Христианских своих просветителей.

    Слайд № 19

    Викторина.

    В каком городе родились создатели славянской письменности — святые братья Мефодий и Кирилл?

     В каком году была создана славянская азбука.

    Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

    Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

    Какие буквы были устранены из старославянской азбуки? 

    Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

    Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?

    В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?

    Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?

    Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

    Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

    Конспект открытого занятия по русскому языку (подготовка к ЕГЭ учащихся 10-11 классов) по теме "Сложноподчиненные предложения"

    На уроке проверяется умение учащихся пользоваться теоретическими знаниями для практической работы, правильно расставлять знаки препинания....

    Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

    План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

    Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»

    Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...

    Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

    Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

    Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

    Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

    Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

    Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...