Главные вкладки

    конспект воспитательного занятия по теме "Труд подростков с точки зрения закона"
    план-конспект занятия (9 класс) по теме

    Конспект воспитательного занятия по  теме: «Труд подростков с точки зрения закона», основными целями которого являются:

     1.     Познакомить воспитанников с основными документами, касающимися права граждан на труд.

    2.     Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.

    3.     Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на занятии.

    4. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_vospitatelskoe_zanyatie_v_8_klasse.docx32.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое  занятие в 8 классе.

    Тема: «Труд подростков с точки зрения закона». Слайд №1

    Цели.

    1. Познакомить воспитанников с основными документами, касающимися права граждан на труд.
    2. Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.
    3. Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на занятии.
    4. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону. Слайд №2

    Оборудование.

    1. Конституция РФ.
    2. Трудовой Кодекс РФ.
    3. Трудовой Договор.
    4. Трудовая книжка.
    5. ПК, проектор.
    6.  Презентация к занятию.

    Основные понятия: трудовой кодекс, работник, работодатель,  трудовой договор.

    Предполагаемый результат.

    1. Знание воспитанниками основных документов, регламентирующих трудовую деятельность граждан.
    2. Знание особенностей законодательства в области организации детского труда.
    3. Умение работать в группе, с документами.
    4. Уважительно относиться к труду и людям труда.
    5. Уважать закон.

                                  Ход занятия.

       

     І. Организационный момент

    1.  - Здравствуйте, ребята! - Я хочу начать наше с вами занятие со строк стихотворения В. Брюсова:

     -  В мире слов разнообразных,

    Что блестят, горят и жгут, —

    Золотых, стальных, алмазных, —

    Нет священней слова: «труд»!   Слайд №3

    - Разговор на занятии пойдёт о труде, а вернее о труде с точки зрения закона.

    - Итак, тема нашего занятия «Труд подростков с точки зрения закона».

    Слайд №4

    - Сегодня на занятии мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу и о порядке трудоустройства подростков.

    - Стих (читают дети)

    Труд

    В мире слов разнообразных,

    Что блестят, горят и жгут, —

    Золотых, стальных, алмазных, —

    Нет священней слова: «труд»!

     

    Троглодит стал человеком

    В тот заветный день, когда

    Он сошник повёл к просекам,

    Начиная круг труда.

     

    Всё, что пьём мы полной чашей,

    В прошлом создано трудом:

    Всё довольство жизни нашей,

    Всё, чем красен каждый дом.

     

    Новой лампы свет победный,

    Бег моторов, поездов,

    Монопланов лёт бесследный, —

    Всё — наследие трудов!

     

    Все искусства, знанья, книги —

    Воплощённые труды!

    В каждом шаге, в каждом миге

    Явно видны их следы.

     

    И на место в жизни право

    Только тем, чьи дни — в трудах:

    Только труженикам — слава,

    Только им — венок в веках!

     

    Но когда заря смеётся,

    Встретив позднюю звезду, —

    Что за радость в душу льётся

    Всех, кто бодро встал к труду!

     

    И, окончив день, усталый,

    Каждый щедро награждён,

    Если труд, хоть скромный, малый,

    Был с успехом завершён!

    Автор: В. Брюсов

    2.  - Ребята, труд – основа нашей жизни. Слайд №5

    Труд – это использование времени, энергии, и способностей людей для производства и распределения товаров и услуг.

    Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Труд, людей сопровождает на протяжении всей жизни. Приходит время, когда молодые люди начинают самостоятельно зарабатывать на жизнь своим трудом. И поэтому знать основы законодательства в области трудового права  обучающимся необходимо.

    - Во все времена приобщали детей к труду.   Этот труд порой был очень тяжёлым и непосильным. И это отражено в художественных произведениях и произведениях искусства.

    - Послушайте, отрывок из письма Ваньки Жукова.

    1. Рассказ  А.П. Чехова «Ванька» Слайд №6 (аудио запись)

    Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

    «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

    Ванька вздохнул, умокнул перо  и продолжал писать:

    «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

     Воспитатель:

    - Проанализируйте текст, скажите  какие  права ребенка нарушены?

    - Что вы можете сказать о труде  детей и подростков в XIX веке? (ответы детей)

    2. Демонстрация картины В.Г. Перова «Тройка» Ученики мастеровые везут воду.  Эта картина была написана 1866 году.  Слайд № 7

    - Ребята, а  что вы можете сказать о труде этих детей? (ответы детей)

    3. - Труд детей был не защищён, в семьях было мало достатка и детям самим приходилось зарабатывать на жизнь, часто вот именно таким трудом.

     А в качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

    (Детям предлагаются пословицы.) Задание: нужно объяснить, как они понимают смысл пословиц. Слайд №8

    ІІ.  Работа с новым материалом.

    4. - Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд. Труд остался необходимым условием существования и развития общества.

    - Все мы рано или поздно вступаем на трудовой путь.  Право на труд – важнейшее и неотъемлемое право человека.  В современном мире значение  важность труда возрастает. Слайд №9

    - Право на труд закрепляется в нормативных документах РФ. Это Конституция РФ и Трудовой Кодекс РФ.

    - В Конституции РФ   статья 37 закреплено право на труд. Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы. Слайд №10

    - Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?

    Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.

    Трудовой Кодекс РФ – основной свод законов, регулирующий трудовую деятельность в нашей стране.  В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей.  Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей. Слайд №11

    5.- Как вы считаете, надо ли подросткам трудиться и зарабатывать деньги? Давайте проголосуем. Слайд № 12

    - А если бы вам завтра пришлось устраиваться на работу, на  какие вопросы вы хотели бы знать ответ?   (Дети задают вопросы?)

    - Говорить о трудовых отношениях можно долг, так как существует целая отрасль трудового права, которая рассматривает взаимоотношения работника и работодателя. Сегодня мы попробуем найти ответы только на 5 вопросов. Слайд № 13

    •Какие документы необходимы, чтобы устроиться на работу?

    •Что такое  трудовой договор?

    •С какого возраста подросток может трудоустроиться?

    •Сколько часов может составлять рабочее время для подростка?

    •Какие виды работ может выполнять подросток?

    - Ребята, давайте сначала разберём два понятия работник и работодатель? Кто такой работник? (ответ детей)  Кто такой работодатель? (ответ детей)  

    - Итак, давайте разберём наши вопросы по порядку.

    1. Какие документы необходимо иметь при трудоустройстве? 

    Слайд №14

     - Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:

    • паспорт;
    • трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
    • документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
    • документ об образовании (или справку с места учебы).

    С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

    2. Что такое  трудовой договор? Слайд №15

    Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.

     

    Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

    При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

    3. С какого возраста подросток может трудоустроиться? Слайд №16

    Закон разрешает:

    - трудоустройство подростков с 16 лет;

    - трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).

    4. Сколько часов может составлять рабочее время для подростка

    Слайд №17

    Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:

    - 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;

    - 15–16 лет (работники) – 5 часов;

    - 16-18 лет – 7 часов.

    Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.  Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

    • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
    • в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.

    Какие виды работ может выполнять подросток? Слайд №18

    Лёгкий труд, не причиняющий вреда здоровью подростка.

    Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:

    - к тяжелым, вредным и опасным работам;

    - к работам в ночное время.

     ІІІ. Закрепление изученного материала.

    1. Соотнесение понятий с темой занятия: Слайд №19

    - Ребята, на слайде  записаны слова. Назовите те слова, которые не относятся к теме   нашего занятия:  

    •увольнение,

     •налоги,

     •работник,

     •заработная плата,

     •отпуск,

     •право на жильё,

     •трудовая книжка,

      •работодатель,

     •медицинская помощь,

     •защита Отечества,

     •трудовой договор,

    •охрана природы.

    2.Назовите подходящее по смыслу понятия: Слайд №20

    1. Человек или организация, предлагающее работу … .

    2. Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты ….  

    3. Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение ….

    ІV. Итог занятия. Слайд №21

    - Ребята, давайте подведём итог нашего занятия.

    - О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

    - Какие документы регламентируют трудовую деятельность граждан РФ? 

    - «Труд не есть добродетель, но необходимое  условие добродетельной жизни»   (Л.Толстой) Слайд №22

     Стих (читают дети):

    Труд – основа нашей жизни,        

     Он любой украсит день.

     Нет стыднее укоризны,

     Что тебе трудиться лень.

     По душе найди работу,

     Будь в ней Мастером, твори,

     Не стесняйся грязи, пота,

     Грубых слов не говори!

     Труд любой нам очень важен,

     Постарайся все пройти,

     И душою будь отважен,

     Постигая труд в пути.

    - Молодцы!  Спасибо всем! Сегодня на занятии вы хорошо работали.

    - Занятие окончено. До свидания! Слайд № 23

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

    В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

    «Труд с точки зрения закона» Презентация и план -конспект по обществознанию 6 класс.

    Урок обществознания в 6 классе. Тема :«Труд с точки зрения закона»Цели и задачи урока:Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению        трудовых о...

    Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

    В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

    Презентация по теме: "Труд с точки зрения закона"

    Презентация поможет интересно, красочно провести урок по обществознанию или классный час, активизировать деятельность школьников....

    Методическая разработка "Труд с точки зрения закона и социальных перспектив"

    Урок права в 11 классе. Обобщающее повторение  по разделу  "Трудовое право", в форме групповойработы с элементами имитационной интерактивной игры (моделирование ситуации) и практического зан...

    Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»

    Цели:1)    Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2)    формирование знаний о языке и речи  (лингвистической...