Методическая разработка "Труд с точки зрения закона и социальных перспектив"
учебно-методический материал по праву (11 класс) по теме

Манасипова Наталья Германовна

Урок права в 11 классе. Обобщающее повторение  по разделу  "Трудовое право", в форме групповойработы с элементами имитационной интерактивной игры (моделирование ситуации) и практического занятия (лабораторной работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trudovoe_pravo.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Труд с точки зрения закона и социальных перспектив.

Цели урока. Создать условия, при которых учащиеся смогут:

  •  обобщить, систематизировать знания, выделить проблемные вопросы темы;
  •  овладеть умениями, навыками:

 работы с текстом (адаптированным, неадаптированным), таблицей, схемой;

 поиска информации, её анализа, формулировать выводы;

 навыки интерпретации текста документа (резюме, трудовой контракт, навыка коммуникационной деятельности).

  • с формировать познавательный интерес к правовому блоку обществоведческого курса и гражданскую  позицию.

Тип урока: урок обобщения знаний (с использованием ИКТ).

Форма урока: групповая работа с элементами имитационной интерактивной игры (моделирование ситуации) и практического занятия (лабораторной работы)

  1. Организационный  момент.

Мотивационная беседа

Сегодня мы попытаемся ответить на ряд вопросов и решить ряд проблем, которые могут возникнуть у  каждого человека в его жизни. Но прежде чем преступить к уроку, я хотела бы вам предложить посмотреть небольшой видеоряд.  (Слайд №1)

Учитель: Итак, что на ваш взгляд объединяет этот видеоряд? Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (правильно, о труде, трудовых отношениях.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

- Как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения?

 « Трудовое право».

II.Вводная часть урока.

Учитель: знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.

С какими источниками трудового права вы уже знакомы?  Назовите источники трудового права:  Слайд №2

  • Конституция РФ
  • Трудовой Кодекс РФ
  • Федеральные законы («Закон о занятости»);
  •  Указы Президента РФ;
  •  Постановления правительства РФ. 

Учитель: Сегодня вам предстоит большая работа с документами, литературными источниками. Перед вами пакет документов:

  1. Рабочий лист
  2. Выдержки из ТК РФ
  3. Литературный текст
  4. Статистические данные

Учитель: Обратимся к тексту закона к Конституции РФ глава 2 статья 37. Как же трактует конституция право на труд? (слайд №3 )

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Учитель:

А теперь давайте обратимся к обществоведческому словарю. Слайд №4

Труд- это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Учитель:

 Какие аспекты понятия Труд мы обозначили? (правовой и социальный).

Исходя из данных аспектов постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

«Труд с точки зрения закона и социальных перспектив» Слайд №5

Учитель обращается к  учащимся с мотивационными  вопросами:

1. Как вы думаете, в чем заключаются социальные аспекты труда? Слайд №6

2.Как вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом?

 (Действия человека будут регулироваться трудовым правом только тогда, когда он будет выступать в качестве наемного работника и вступит в отношения с работодателем.)

3. Дайте определение наемный работник и работодатель.
Слайд №7

Наемный работник - работник, имеющий способность к труду, но, как правило, не имеющий средств производства и предметов труда.
Лицо, принимающее работника на работу называется
работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудового договора.

III Основная часть урока.

Учитель: перед вами выдержки из статей ТК РФ размещенные на Доске объявлений, выбирайте и распределяйтесь на две группы:

РАБОТНИКИ

РАБОТОДАТЕЛИ

(Учащиеся подходят к импровизированной Доске объявлений, выбирают выдержки из ТК РФ и распределяются по группам).

Групповая работа

Учитель: приступаем к работе , перед вами пакет документов.

Задания 1. (работа с Трудовым кодексом РФ )

1 группа РАБОТОДАТЕЛИ

  Выясните:         

1) Что такое трудовой договор  и  каковы условия его заключения?

2) В чем состоят обязательные и дополнительные условия трудового договора?

 3) Как определяются сроки трудового договора,  продолжительность рабочего времени и времени отдыха?

2 группа РАБОТНИКИ

1)  Какие документы необходимы при заключении трудового договора? Слайд№ 8

 2) Что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся?   Меры поощрения и наказания за труд;.

3) Как регламентируется прекращение трудового договора?

Учитель: но, к сожалению, существуют случаи нарушения ТК и прав работников. 

Задание 2.  (работа с литературным текстом).

Ваша задача: проанализировав литературный текст, найти случаи нарушения трудового права, допущенные работодателем.

Учитель : как работник может восстановить свои нарушенные права? (конфликтная комиссия, арбитраж)

ФИЗМИНУТКА.(шуточная).Комната психологической разгрузки в Японии.

Слайд №9

Учитель: а теперь я предлагаю вам проанализировать следующую диаграмму. Посмотрим , насколько же отличаются условия работы на производстве и в офисе. Сделайте любые три вывода из диаграммы и дайте объяснение одному из них. ( слайд №10)

Учитель.

Какое понятие характеризует этот слайд?  Слайд № 11 (безработица)

К сожалению, сегодня данная проблема очень актуальна. Какая-то часть трудоспособного населения работы не имеет, поэтому следует различать группы: занятые и безработные.

Давайте разберемся,  кто такие занятые, а кто- безработные.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится, получает доход.

-Кто же такие безработные?

-Оказывается, согласно Российскому законодательству, человек признается безработным, если: (слайд №12)

  • не имеет работы и заработка;
  • зарегистрированы в Службе занятости в целях поиска подходящей работы;
  • готовы приступить к работе в любой момент.

безработные – это люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее найти по той или иной причине.

Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается безработным .Эта часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Учитель:

Перед вами лежит документ  «Уровень безработицы  Егорлыкского района» , проанализируйте его.

Вопросы к тексту:

  • О чем говорит данная  статистика ?
  • Чем объясняется реально высокий уровень безработицы?
  • Каковы перспективы решения этой проблемы в нашем регионе?

Учитель: ребята, через несколько месяцев вы окончите школу. Вы, наверное, уже определились с выбором будущей профессии. Я думаю, что информация, которую вы сейчас услышите, может быть для вас полезной.

По данным Управления труда и занятости Ростовской области

 В настоящее время сотрудники центра обеспокоены вопросами структурного несоответствия спроса и предложения. В Ростовской области не хватает работников учреждений дошкольного образования, медиков, водителей общественного транспорта. Острый дефицит на кадры газоэлектросварщиков – работодателями заявлено около 1000 вакансий, слесарей, монтажников, отделочников. Но желающих занять эти места немного. Зато явный переизбыток в городе юристов, экономистов и других специалистов гуманитарного направления.

Слайд № 13

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы,

характер труда – серьёзный и ответственный шаг.

От того какую работу вы выберете,

будет зависеть рост благосостояния ваш и вашей семьи, возможности реализации ваших интересов, перспективы творческого роста,

новые дружеские и деловые контакты.

Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

III. Рефлексия.

Я думаю, что  наш сегодняшний урок не прошел даром.

Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке.

Заполните кластер «Трудовое право».

                                           Трудовое право

                              Я узнал новое        Мне пригодится в жизни

Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.

IV.Выставление оценок. 

Учитель: Сегодня вы много трудились и я хотела бы вручить вам ваши первые Трудовые книжки . В разделе «Сведения о награждениях» вы найдете запись, оценивающую вашу работу на уроке.

V.Домашнее задание.  Слайд № 14

Напишите эссе на тему:

 «Работа избавит нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды»

                                        Вольтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

«Труд с точки зрения закона» Презентация и план -конспект по обществознанию 6 класс.

Урок обществознания в 6 классе. Тема :«Труд с точки зрения закона»Цели и задачи урока:Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению        трудовых о...

Методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процес...

Презентация по теме: "Труд с точки зрения закона"

Презентация поможет интересно, красочно провести урок по обществознанию или классный час, активизировать деятельность школьников....

Методический анализ урока с точки зрения ФГОС

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсал...

конспект воспитательного занятия по теме "Труд подростков с точки зрения закона"

Конспект воспитательного занятия по  теме: «Труд подростков с точки зрения закона», основными целями которого являются: 1.     Познакомить воспитанников с основными докум...