«Использование интерактивной среды в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
статья

Денисова Наталья Николаевна

В приказе Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы дошкольного образования.

Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде,  образовательное пространство должно быть оснащено средствами развития и воспитания детей (в том числе и техническими).

Поэтому основная задача каждого ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО - совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной образовательной и развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie-statya.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование интерактивной среды

в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста»

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с  родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии.

Все нам известно, что с 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

По ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.

Согласно требованиям ФГОС  ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.

Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.

Широкое распространение и использование технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства образования и воспитания детей стало необходимой потребностью современного общества. Поэтому вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным.  

Внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано, прежде всего,

•        улучшить качество образования,

•        повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

•        ускорить процесс развития.

Оно предполагает использование компьютера или ноутбука, видеопроектора, интерактивной доски или экрана, сети Интернет, видео-  и аудиозаписей, DVD и CD-дисков, мультимедиа, компьютерных программа, аудиовизуального оборудования в качестве инструмента образования и развития детей, мотивации образовательного процесса.

Применение ОИТ стало актуальным и в коррекционном образовании для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности. Это объясняется тем, что с каждым годом у детей с ОНР наряду с нарушениями всех компонентов речи все ярче проявляются вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности и психических процессов. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Зачастую у воспитанников наблюдаются снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Все это потребовало поиска эффективных способов и приемов коррекции имеющихся проблем в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка. Результатом этого поиска и стало создание интерактивной среды для  использования современных образовательных  информационных технологий, которые позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме

•        осуществлять коррекцию недоразвития речи, активизировать высшие психические функции;

•        развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

•        формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация, классификация);

•        развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

•        осуществить индивидуальный образовательный маршрут  каждого ребёнка.

Образовательные информационные технологии

•        обогащают кругозор детей;

•        повышают мотивацию их деятельности;

•        предотвращают утомление;

•        повышают эффективность логопедической работы в целом;

•        позволяют сделать НОД интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами образования и воспитания дошкольников:

•        Современность и актуальность предлагаемого  материала;

•        Информационная ёмкость;

•        Компактность, доступность, эмоциональной привлекательность, мобильность, многофункциональность;

•        Эстетичность и наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала.

•        Видео и слайд-шоу позволяют ребёнку увидеть то, что трудно пронаблюдать в окружающей его действительности.

Компьютерные технологии дают возможность обогатить, качественно обновить и повысить  эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

В применении этих технологий есть свои положительные и отрицательные моменты.

Положительные моменты заключаются в том, что:

•        Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности.

•        Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют лучшему запоминанию материала.

•        Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать.

•        Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями, персонажами) являются стимулом его речевой и познавательной активности детей.

Но слишком длительное нахождении перед компьютером может привести к ухудшению зрения детей и привести к психологической зависимости. Тогда компьютер превращается для ребенка не в друга, а во врага.  

Чтобы этого не произошло, при использовании компьютера необходимо соблюдать  гигиенические нормы и рекомендации, соответствующие  требованиям СанПин.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

•        первая половина дня - оптимальна;

•        вторая половина дня - допустима.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить зрительную гимнастику.

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о применении  компьютерных технологий в своей коррекционно-развивающей работе с детьми.

За время работы мною создана интерактивная среда (МЕДИАТЕКА) с разнообразными компьютерными технологиями, которые использую при обследовании и проведении индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических  занятий.

Для этого в кабинете у меня есть ноутбук, видеопроектор и экран.

В качестве современного интерактивного наглядного материала использую:

Мультимедийные презентации, слайд-шоу как средства получения детьми новых знаний  и закрепления уже имеющихся.

Все презентации используются  с учетом коррекционной программы, тематического и перспективного плана и возрастных особенностей детей группы.

По всем лексическим темам используются развивающие видеоролики и мультипликационные диски: «Уроки живой природы с тётушкой Совой», «Чудеса Света с тетушкой Совой», «Мультипедия», «Времена года» и т.д.

На занятиях по обучению грамоте знакомство с буквами проходит совместно с «Азбукой-малышкой» из уроков тетушки Совы.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую аудиофайлы: «Трудные звуки», «Логопедические распевки», «Пальчиковые игры» Е. Железновой и «Электронную гимнастику для глаз».

При создании интерактивной среды, использовала  Интернет-ресурсы.

В настоящее время для проведения коррекционной работы существует достаточно большой арсенал специализированных детских компьютерных программ с интерактивными играми и упражнениями. Например, Программа «Игры для Тигры», которая  предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и позволяет  с помощью интерактивных игр повысить эффективность индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед», которая помогает в автоматизации поставленных звуков.

Для развития звуковой стороны речи есть мультимедийная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Она представляет собой набор заданий, распределенных по 4 разделам:

• Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

• Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

• Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

• Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Компьютерные игры и упражнения есть на дисках:

«Играем и учимся»,

«Баба Яга учиться читать»,

«Весёлая Читай-ка» и др.

Много интересных и полезных развивающих интерактивных игр можно найти  на сайтах Интернет:

«Играемся»

«Igraem.pro»

«Разумейкин»

«Развивающие игры для детей»

Сегодня мне хотелось бы привлечь ваше внимание  к интересным и замечательным интерактивным играм, которые предлагает нам образовательный портал «Мерсибо». Мне они очень нравятся и часто используются в работе с детьми.

Эти игры разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда Екатерины Сусловой. Все игры размещены на сайте «Мерсибо», где каждый из вас может зарегистрироваться  как специалист (логопед, дефектолог, психолог или воспитатель) и оформить подписку, которая дает полный доступ ко всем играм, а их на сайте уже 220!!!

Специалисты «Мерсибо» четко обозначили существующие проблемы, и возможности их решения.

Материалы портала «Мерсибо» могут быть полезны детям, родителям и специалистам.

Для детей это будет решение логопедических и психологических проблем, развитие их памяти, внимания, а также подготовка к школе.

Для родителей – профессиональный ресурс с материалами, методиками, играми и упражнениями, которые позволят сэкономить время и деньги на обучение ребенка, что сейчас немало важно.

Для специалистов портал «Мерсибо» предлагает большую базу дидактических материалов, игр и упражнений, экономящих время и средства на приобретение и изготовление наглядных пособий.

Интерактивные игры имеют разностороннюю направленность. Это

- развитие речи и обучение чтению и счету,

- развитие и активизация внимания, памяти и мышления,

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- развитие логики и творческих способностей.

Интерактивные игры «Мерсибо»

•        вызывают у детей познавательный интерес;

•        повышают речевую активность, мотивацию и работоспособность;

•        способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

•        делают работу специалиста более интересной и эффективной.

Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, создают положительный фон во время занятия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассматривать, действовать, играть, вернуться к этой игре вновь. Дети легко осваивают эти игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки.

Интерактивные игры «МЕРСИБО» распределены по разделам и охватывают все аспекты развития речи, такие как:  

•        фонематический слух;

•        звуко-буквенный анализ;

•        автоматизация и дифференциация звуков;

•        лексический запас;

•        грамматические навыки;

•        связная речь;

•        обучение чтению и т.д.

Эти игры могут использовать в своей коррекционно-развивающей работе как учителя-логопеды, так и  воспитатели во время проведения коррекционного часа.

В эти игры можно играть, сделав подписку на самом сайте (если в детском саду есть выход в Интернет)  или же приобрести флешки с играми по разным направлениям развития детей, диски с играми.

Я очень рекомендую вам зайти на этот сайт и познакомиться  с теми возможностями, которые он предоставляет для активных, творческих и заинтересованных педагогов и родителей. В свободном доступе есть 11 интерактивных игр, с которыми вы можете познакомиться, поиграть в них и оценить возможности и варианты использования.

Интерактивные игры портала «Мерсибо»:

- являются отличным  элементом компьютерной среды для образования и развития детей;

- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

- создают ситуацию успеха и достижения цели;

- стимулируют познавательное развитие детей;

- обеспечивают позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, мотивации, социализации. Иными словами, в полном мере соответствуют всем требованиям ФГОС ДО.

В заключении хочется сказать, что использование ОИТ в работе с детьми открывает для нас новые дидактические возможности в сфере коррекции и развития  детей дошкольного возраста, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

Их применение вполне оправдано и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, в значительной мере  способствует повышению качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...

Работа с одаренными детьми дошкольного возраста в рамках интеграции основного и дополнительного образования

Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Гла...

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одаренность – конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь?Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный – филосо...