Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по теме

 

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих недостатки речевого развития. Представляется авторское наглядно-дидактическое пособие «Логодиск». Раскрываются содержание, формы, приёмы работы с данным пособием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc31 КБ
Файл 2.docx253.14 КБ
Файл 3.docx500.85 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc30 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon 7.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon 8.doc29 КБ
Microsoft Office document icon 9.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование устной речи у детей с её недоразвитием всегда требовало от логопедов-практиков большого мастерства, огромных усилий, творческого поиска. Именно это необходимо для достижения основной цели в системе логопедической работы – обучение детей фонетически верной, лексически богатой, грамматически правильно оформленной связной речи.

Устранение недостатков  речевой функции, а так же её развитие, на базе коррекционной группы ДУ происходит как в процессе разнообразной деятельности (игр, прогулок, режимных моментов т.д.), так и в – специально организованной коррекционной работе, которая представляет собой сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций, имеющий компенсаторный характер. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.

В своей практике коррекционные педагоги отмечают, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, так называемый «дефицит внимания», ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

При нарушении слуховой дифференциации в работе с детьми необходимо использовать принцип «обходного пути», который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Поэтому коррекционные педагоги в своей практике в первую очередь опираются на сохранные звенья, афферентации, анализаторы.

Комплекс нарушений у детей с проблемами в развитии речевой функции, помимо дефектного произношения звуков речи (что больше всего беспокоит родителей), включает в себя недоразвитие лексико-грамматического строя речи, связности высказываний:

  1. бедный, в основном общеупотребительный словарь;
  2.  плохое понимание оттенков значений слов;
  3.  аграмматизмы, проявляющиеся в сложностях согласования слов во фразе, грубых и стойких ошибках при словообразовании, словоизменении, употреблении предлогов;
  4. предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором синонимов и антонимов;
  5. связная речь развита слабо: пересказы бедны, схематичны, рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов, действий; описательные рассказы отсутствуют.



Предварительный просмотр:

Учитывая все эти особенности, логопед воспитывает в детях «языковое чутьё», учит связно излагать свои мысли, формирует способность сообщать, убеждать, рассуждать, сравнивать возможными приёмами моделирования связной речи.

Одним из таких приёмов является использование в коррекционной практике наглядно-дидактического пособия «Логодиск», технология применения которого у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительного контроля, использование игровой деятельности, как ведущей у дошкольников, способствующей справиться с недостатками развития ВПФ.

Данное пособие представляет собой игровое поле, разделённое на сектора, с движущейся стрелкой посередине (т.е. в основе лежит модель часов).

В каждом секторе находиться картинка-символ или схема логопедической игры, либо упражнения.

Передвигая стрелку (по направлению часовой) логопед может сам выбирать игровое задание или это право предоставляется кому то из детей. (Рис. 1)

 Рис. 1

Возможно настольное использование пособия. В этом случае на середину поля устанавливается «волчок». Каждый ребёнок может привести его в движение и выбрать игру по стрелке «волчка».    (Рис. 2)                                        



Предварительный просмотр:

 Рис. 2

Использовать пособие можно как в ходе организованной речевой деятельности с детьми, так и в свободной детской деятельности. В этом случае дети самостоятельно организуют сюжетно-ролевую игру, беря на себя роль и взрослого, как ведущего, и ребёнка, как игрока.

Игровые поля «Логодиска» могут быть разными, в зависимости от содержания речевой работы, её задач.

Это могут быть лексико-грамматические игры и упражнения, в ходе которых закрепляются в игровой форме различные лексико-грамматические категории и языковые понятия на разнообразном лексическом материале при прохождении той или иной лексической темы. Легко и непринуждённо дети усваивают падежные формы имён существительных, образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласование местоимений, числительных с существительными и т. д.

Игровое поле «Логодиска» может содержать игры и задания на закрепление умения осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза.

Использование пособия в ходе организованной речевой деятельности даёт возможность сэкономить время, так как отпадает необходимость объяснения правил и хода выполнения предлагаемых игр и упражнений, хорошо знакомых детям и легко узнаваемых и припоминаемых  с опорой на картинно-графические символы.  

Дети с речевым заключением «общее недоразвитие речи», как показывает опыт, при рассмотрении предметов наибольшие затруднения  испытывают в самостоятельном определении его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая будет являться планом связного высказывания.

Именно поэтому эффективно использовать принцип данного пособия при составлении описательных рассказов. В этом случае в каждом секторе поля размещаются символы, характеризующие определённые признаки предметов.    



Предварительный просмотр:

Использование принципа «Логодиска» совместно с приёмами мнемотехники даёт детям возможность усвоить принцип последовательности, непрерывности в работе по формированию связности и целостности языкового оформления речи детей.

Широкое применение находит пособие и при организации индивидуальной речевой деятельности по исправлению недостатков звукопроизношения на этапе автоматизации поставленного звука.

В этом случае логопедические игры и упражнения выполняются на материале слов, насыщенных автоматизируемым звуком, параллельно идёт работа по закреплению соответствующих лесико-грамматических категорий, либо по развитию умения осуществлять языковой анализ и синтез.

Таким образом, следует отметить многофункциональность использования представленного пособия при организации коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию связной речи, формированию навыков языкового анализа и синтеза, закреплению навыков правильного произношения поставленных звуков.    

Предлагаемая модель обучения с использованием  пособия «Логодиск» основывается на комплексном подходе, включающем:

  1. использование пособия как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедической работы;
  2. решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
  3. социальную организацию пространственно-развивающей среды;
  4. развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
  5. реализация принципа формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Целесообразность использования пособия при формировании речевой функции у детей дошкольного возраста очевидна, так как в этой ситуации реализуются принципы, облегчающие процессы становления детской речи  – наглядной опоры, игровой организации.      



Предварительный просмотр:

Приложение

Перечень игр, предлагаемых в пособии «Логодиск»

Игровое поле №1 (Рис. 1)

1.Дид. игра «Назови предмет». Цель: формировать у детей понятия «одушевлённый предмет», «неодушевлённый предмет»; упражнять в правильном подборе имён существительных к вопросительным словам «Кто? Кого? Что?» и в самостоятельной постановке этих вопросов. Инструкция: «Поиграем со словами, назовём предметы с опорой на вопросительные слова: «Кто? Кого?» - одушевлённые  (живые) предметы, «Что?» - неодушевлённые (неживые) предметы».

Стихотворное сопровождение:

«Всё живое называйте,

На вопрос: «кто это?» («кого вижу?») - отвечайте!»

«Неживое»   называйте,

На вопрос: «что это?» – отвечайте!»

Ход игры: водящий указывает на картинку и подбирает вопросительное слово к предмету, дети отвечают на вопрос, называя предметную картинку, и одновременно контролируют правильность выбора вопросительного слова.

Эта и каждая последующая игра предполагает вариативность в проведении по усмотрению логопеда.

2. Дид. игра «Назови ласково». Цель: упражнять детей в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Инструкция: «Поиграем со словами, назовём каждое из них «ласково», например: солнце – солнышко». (Можно организовать игру с перекидыванием мяча.)

Стихотворное сопровождение:

«Продолжаем мы играть:                                  «К кому мячик попадёт,

Слова «ласково» будем называть!»                  тот, слово «ласково» назовёт!»

Ход игры: дети сидят полукругом, логопед кому- то из детей кидает в руки мяч, ребёнок ловит его, изменяет слово так, чтобы оно зазвучало «ласково», или так, если этот предмет стал «маленьким», называет слово и возвращает мяч обратно. ( Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не назовут слово «ласково».)

3. Дид. игра «Жадина». Цель: упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными. Инструкция: «Поиграем с предметами, называя каждый из них «своим», со словами МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. Сигналим ладошкой (поднимаем руку) в случае неправильного ответа».

Стихотворное сопровождение:

«Дети жадинами стали,

Всё вокруг своим назвали!»



Предварительный просмотр:

Ход игры: ведущий подбирает вопросительное слово к каждому предмету, дети с опорой на вопрос выбирают форму местоимения, например: «чей помидор?» - «Мой помидор». Остальные дети слушают и проверяют правильность ответа.

4. Дид. игра «Считайка». Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными. Инструкция: «Поиграем со словами, будем «считать» каждое из них от одного до пяти и обратно, например: один дом, два дома, … пять домов, четыре дома, … один дом».

Стихотворное сопровождение:

«Счёт прямой и счёт обратный

Без ошибок мы ведём.

Все предметы посчитаем,

Слова чётко назовём!»

Ход игры: дети сидят полукругом, раздаются карточки с предметными картинками, каждый ребёнок «считает» название предмета на своей картинке, остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

5. Дид. игра «Чего (кого) не стало?»  либо «День – ночь». Цель: упражнять детей в практическом употреблении формы родительного падежа. Инструкция: «Поиграем со словами, назовите и запомните ряд картинок, по команде «ночь» - закройте глаза, в это время  я уберу картинку, по команде «день» - откройте глаза, и назовите пропавшую картинку, ответив на вопрос «чего или кого не стало?»

Стихотворное сопровождение:

«Ночью спим мы, отдыхаем,

Глазки крепко закрываем.

День – вы, глазки открывайте,

Чего (кого) не стало, называйте!»

6. Дид. игра «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе слов – антонимов. Инструкция: «К заданному словечку  подберите слово - «наоборот», например: большой – маленький».

Стихотворное сопровождение:

«Вместо ног на голове                         « К кому мячик попадёт, тот,

Ходит Петька во дворе.                           Слово – «наоборот» назовёт!»

Видит он, который год,                                            

Всё, вокруг, наоборот».

Ход игры: дети стоят в кругу, логопед называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, к кому попадёт мяч, должен подобрать слово – «наоборот» и вернуть мяч обратно. Игра продолжается по кругу.

7. Дид. игра «Подбери слова - признаки». Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Инструкция: «Поиграем с картинками, нужно подобрать к слову – предмету как можно больше слов – признаков. За каждое правильное, точное слово, получайте фишку –



Предварительный просмотр:

«сердечко». У кого больше фишек, тот победитель». Например: «облако (какое?) – лёгкое, воздушное, пушистое, белое».

Стихотворное сопровождение:

Со словами мы играем,

Признаки к ним подбираем.

За каждое словечко,

 Получай «сердечко»!

Ход игры: дети сидят полукругом, логопед показывает предмет и спрашивает «какой (-ая, -ое, -ие) он (она, оно, они)?» Дети подбирают слова – признаки, за каждый ответ, получая фишку. В конце игры подсчитываются фишки, и объявляется победитель.

8. Дид. игра «Подбери слова – действия». Цель: упражнять детей в подборе глаголов к существительным. Инструкция: «К названию предметов нужно подобрать как можно больше слов – действий с опорой на вопрос «что делает?», за правильный ответ игрок получает фишку,  символ слова – действия».

Стихотворное сопровождение:

«Со словами продолжаем играть:

Действия предметов надо подобрать.

Если правильно словечко подбираете,

Фишку за него вы сразу получаете!»

Ход игры: дети сидят полукругом, логопед показывает предметную картинку, с опорой на вопрос идёт подбор глаголов. За правильный ответ дети получают фишки, количество которых подсчитывается у каждого игрока в конце игры.  

Игровое поле №2 (Рис. 2)

1.Дид. игра «Отхлопай словечко». Цель: упражнять детей в слоговом анализе слов. Инструкция: «Поиграем со словами и узнаем, на сколько частей делиться каждое из них. Для этого нужно произносить слово медленно, по частям, прохлопывая каждую часть слова в ладоши: сколько раз хлопнем, значит столько частей в слове!»

Стихотворное сопровождение:

«Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем!»

Ход игры: дети сидят полукругом. На наборное полотно выставляется предметная картинка. Уточняется её название, а затем производится слоговой анализ слова,  согласно инструкции логопеда. В дальнейшем, слоговой анализ слова может производить названный ребёнок, а остальные дети – контролируют правильность выполнения задания.

2.Дид. игра «Найди место звука». Цель: упражнять детей в определении места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Инструкция:



Предварительный просмотр:

«Послушайте слово или назовите картинку и определите, где прячется заданный звук: в начале, в середине или в конце слова?»

Стихотворное сопровождение:

      «К кому мячик попадёт,                             «Место звука отыщите,

       Место звука, тот, найдёт!»                          В схеме всё отобразите!»                                

Игру можно провести в разных формах: с перекидыванием мяча; совместить выполнение основного задания с дальнейшим  выкладыванием символа звука (или буквы) на индивидуальной схеме согласно позиции в слове.

3.Игровой сектор «Играем со звуками». Цель: упражнять детей в звуковом анализе и синтезе. Инструкции даются в соответствии с решаемыми задачами:

определите количество звуков в слове;

выложите схему слова;

назовите порядок звуков в слове;

назовите все гласные звуки в слове;

назовите все согласные звуки в слове;

определите первый, последний звук в слове;

назовите третий звук, его соседей слева и справа;

из заданных звуков составьте слово.

Стихотворное сопровождение:

«Слово чётко называйте,

Сколько звуков – отвечайте!»

«Каждый звук мы назовём,

И расскажем всё о нём.»

«Звуки встали на зарядку,

Назовём их по – порядку!»

«Слово, вы, снова мне назовите,

Гласные звуки все отыщите!»

«Слово чётко назовём,

Все согласные найдём!»

«Слово чётко называйте,

Первый (последний) звук определяйте!»

 «Третий звук, вы, отыщите,

И соседей назовите!»

«Звуки нужно подружить,

В слово их соединить!»

4. Игровой сектор «Играем с предложением». Цель: упражнять детей в синтаксическом анализе и синтезе. Инструкции даются в соответствии с решаемыми задачами:

определите количество слов в предложении;

назовите порядок слов в предложении;



Предварительный просмотр:

Стихотворное сопровождение:

«Предложение повторяйте,

Сколько слов в нём – отвечайте!»

«Слова встали на зарядку,

Назовём их по - порядку!»

«Слова нужно подружить,

В предложение сложить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

В данном пособии раскрываются основные правила работы при выполнении домашних заданий с детьми дощкольного возраста....

Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в   коррекционные занятия...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

«Использование интерактивной среды в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

В приказе Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена совокупность обязательных т...

План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2020-2021 учебный год

План работы учителя – логопеда   с детьми дошкольного возраста и                                  ...

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"...