Статья « Использование инновационных технологий на уроках »
статья

Суворова Любовь Викторовна

Использование   инновационно - коммуникационных технологий   на уроках  с детими  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Департамент социальной защиты населения г. Москвы

                           ГКУ  ЦССВ  "Сколковский"

                                     

                                                 Статья

                 «  Использование  информационно - коммуникационных

                     технологий  на  занятиях »

                                                                          Проводила дефектолог:    

                                                                          Л. В. Суворова

                                       

                                              МОСКВА

    Современное общество характеризуется стремительным изменением

темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и

социальной деятельности. Задача педагогов специального (коррекционной)

учреждения состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с

ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм

компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его

интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики

открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов

обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к

организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее

эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы

повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

   На уроках в коррекционном учреждении можно применять элементы

различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого

обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая

технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие

технологии и информационно-коммуникационные технологии:

  1 Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология

разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности

каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия

для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их

мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она

базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения – это

технология организации учебного процесса, в рамках которой

предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже

базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей

личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной

(коррекционной)  школе, где  обучаются  дети  с  нарушением

интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы

все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели

возможности для своего дальнейшего развития.

   2 Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея

совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть

индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к

ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми

располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество

трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и

детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир

друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.

Важнейшее место занимают отношения ― учитель-ученик. Педагогика

сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в

центре стоит ученик, личность.

   3 Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым

этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от

особенного творческого подхода. От правильно поставленной мотивации

зависит результативность всего урока.

   4  Практика показывает, что уроки с использованием

игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют

появлению активного познавательного интереса школьников. На таких

занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и

свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит

от личных усилий каждого.

   5  Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить

школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть

здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без

каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень

здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

   6  Коррекционно-развивающие  технологии - это такие технологии,

которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической

деятельности.

  7  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это

процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством

осуществления  которых  является  компьютер. Информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность

методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и

распространения информации и использования их в образовательном

процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями

предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с

подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной,

массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и

отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и

нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.

Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения

качественного образования за счет внедрения новых технологий,

использования ИКТ.

   Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной

культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога

народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога,

мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и

обучающего.

   Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от

обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает

им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует

достойное место в информационном обществе и выполняет следующие

функции:

- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю

деятельность, включая информационную;

- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской

деятельностью субъекта и его обучением;

- коммуникативную, поскольку информационная культура является

неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в

освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными

человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения

мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не

только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные

человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с

визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать

визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые

невозможно продемонстрировать иными способами.

Необходимость использования ИКТ на уроках коррекционной школы 8

вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ

- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов

социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости

применения компьютера на уроках в коррекционной школе:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии

психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс

индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов

коррекционного образования: от сохранного к нарушенному,

многократность повторений, выполнение действий по образцу,

коррекция психологических функций.

   Также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют

наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит,

прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества

этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности

индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения

каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения

знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной

деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

   Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных

технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться

изолированно от решения основных коррекционных задач.

   Отбор коррекционных задач учитель осуществляет исходя из следующих

принципов:

- отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без

компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях

традиционного обучения;

- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с

традиционным обучением сроки;

- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования

компьютерных технологий.

   Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является

социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

Учащиеся коррекционного учреждения – это дети, для которых характерен

основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности.

Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в

примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и

адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к

деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и

моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без

исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в

речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей

сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому

использование ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание

обостряются и дают положительный результат при введении их в различные

части урока.

    Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная

активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль

мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав

инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при

слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми

учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение

имеют специфические особенности, так как формируются в условиях

аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные

зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и

запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже, чем у их

нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом

преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у

школьников с нормальным интеллектом. Обучение – двусторонний процесс,

состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения

активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются

умственные качества учащегося). Особенность коррекционного учреждения

заключается в оптимальном усвоении доступного детям с нарушением

интеллекта минимума школьных предметов. При этом важно не допустить

примитивизма в преподнесении учебного материала.

Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ является именно опора на чувственное познание детей. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является

наглядность обучения. Наглядные пособия подразделяются на несколько

групп:

- I группа — реальные предметы или явления, использование их позволяет

сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

- II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут

заменить реальные предметы;

- III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы,

чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания

закономерностей истории, математики и других предметов.

Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их

социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от

информационных технологий. Применение информационных технологий на

уроках в коррекционной школе способствует совершенствованию

практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать

самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,

повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность

учащихся и развивает творческий потенциал.

Внедрение ИКТ в специальном (коррекционной) учреждении, прежде

всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию

к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными

возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех

компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной

деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный

запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и

динамичности изображения, использования анимированных изображений,

внесения элементов игры. Для учащихся коррекционного учреждения это

особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных

семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских

навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных

сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века. Так

как речь идёт об учащихся коррекционного учреждения, следует знать, что

информационные компьютерные технологии стали перспективным

средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением

интеллекта.

   Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение

интеллекта, предполагает использование специализированных или

адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих,

диагностических и развивающих).

   Использование информационных компьютерных технологий открывает

дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его

«оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия,

представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать

иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН

учащихся.

   Компьютер можно применять на любом этапе урока:

1 На этапе организационного момента применение ИКТ повышает

мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.

2 При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения

материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося

при подготовке домашнего задания.

3 При изложении нового материала: происходит визуализация знаний

посредством демонстрации энциклопедических программ, презентаций.

4 На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление

ЗУН на основе программ–тренажеров.

5 При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка

ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля.

6 На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности

учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации.

Таким образом, использование ИКТ на разных этапах урока значительно

повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более

продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в

изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ –

хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

На уроках в коррекционном учреждении наиболее популярны следующие

виды компьютерных технологий:компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные игры используются в процессеразвития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игрпроисходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитиевнимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.

Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные

презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала

максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и

позволяет устранить пробелы в знаниях. Использование презентаций

способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

содействует созданию положительной мотивации за счет использования

средств привлечения внимания; способствует обеспечению методической и

дидактической поддержки различных этапов урока; даёт возможность

оптимально использовать время на уроке; позволяет видеть реакцию

учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;позволяет

учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом; каждый

слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя

самостоятельную дидактическую единицу.

Применяемые нами инновационные технологии позволяют использовать

различные виды и формы учебной деятельности: получение информации,

практические задания и т.д.

       

                          Литература:

1 Борщевская А.К. К созданию социальной коррекционно-развивающей

среды в школе VIII вида [Текст] /

А.К.Борщевская // Дефектология. - 2002 - № 2 - с.31-38.

2 Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе

[Текст] / В.В. Воронкова. – М.:

Школа-Пресс, 1994 – 416 с.

3 Гамагонова А.Н. Формирование знаний и умений у учащихся специальной

(коррекционной) общеобразо-вательной школы VIII вида: книга для учителя [Текст] / А.Н. Гамагонова / -

Саранск: Мордовский государ-ственный педагогический институт, 2002 – 245 с.

4 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на

2011 – 2015 годы. Распоряжение

Правительства РФ от 7.02.2011г. № 163-р. [Электронный ресурс] – Режим

доступа: http://www.referent.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"

Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие  детской любознательности и активности, ин...

Статья «Использование инновационных технологий на уроках французского языка»

Личностно-ориентированный подход в обучении причисляется к гуманистической линии в педагогике. Важнейший принцип этого направления – в центре обучения должен быть ученик, а не учитель, деятельность по...

Статья «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС В настоящее время очень актуально стоит вопрос об инновационном образовании. ...

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данная статья обобщает опыт использования в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работатус информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийным...