Использование иллюстративного и презентационного материала для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР .
учебно-методический материал

Мартыненко Людмила Александровна

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. В этом эффективно помогают правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения, являющиеся для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИЛЛЮСТРАТИВНОГО И ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО

АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

Мартыненко Л.А.,

учитель-логопед МАДОУ№75

                                                                                         г. Красноярск

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии и принцип наглядности.

В основе представленного материала лежит система коррекции и развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня при алалии, дизартрии путем целенаправленного включения иллюстративного и презентационного материала в специально-организованную и образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и в содержание рекомендаций родителям.

Под включением иллюстративного материала в специально-организованную и образовательную деятельность предполагается показ детям иллюстративных пособий: картинок, зарисовок на доске, иллюстрированных карточек – заданий и работа с данными пособиями. Под презентационным материалом  предполагается показ презентаций с помощью компьютерной техники и работа детей в процессе просмотра презентации.

Правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. При подборе наглядного и презентационного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, какова их продолжительность. Кроме того нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения  не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и  шумным музыкальным оформлением.

В связи с этим, учитывая методические рекомендации специальной литературы,  дидактические, коррекционные принципы и целеполагание  были подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных презентаций, иллюстративного материала, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные презентации и иллюстративный материал для детей с ОНР, выработана стратегия их реализации.

Компьютерные технологии и принцип наглядности способствуют коррекции речевых и личностных нарушений детей при этом активно включаются компенсаторные  возможности и, как минимум, 2-3 вида анализатора  ребенка. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Внедрение принципа наглядности в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР.

Как известно, при обучении детей с ОНР,  важное значение отводится

работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.

В  практической деятельности неоднократно убеждаешься в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным дизартрией и другими диагнозами. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура.  Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного  звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии,  дислексии. Следовательно, овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры.

Принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала  позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и  деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии речевых навыков у детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-развивающие технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность  детей и принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. А создание авторских иллюстративных пособий и презентаций продиктовано тем, что имеющиеся ресурсы не всегда соответствуют, поставленным учителем-логопедом, целям и задачам.

Исходя из выше сказанного, применение иллюстративного и презентационного материала с использованием компьютера является важным источником для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР.  

Применение иллюстративного и презентационного материала

 в процессе проведения фронтальных занятий

по звуко-слоговому анализу и синтезу

согласно перспективному планированию

месяц

темы

задачи

Применяемый материал

октябрь

Звуки и буквы: А,У,О,И.

1. Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

2.Работать по единицам речи: звуку, слогу, слову.

3.Обучать звуковому анализу (учить определять место звука в начале слова), соотнесению звука со зрительным образом буквы.

4. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд» , «Я учу буквы»и др.

Авторские презентации: «Звук и буква О», «Звук и буква И».

Презентация интернет-ресурса «Буквы-звуки», «Азбука-малышка»

ноябрь

Звуки и буквы: Э, Ы.

Гласные звуки.

Звук и буква М

1.Развивать у детей фонематический и речевой слух.

2.Показать слогообразующую роль гласного звука и буквы.

3.Учить соотносить звук со зрительным образом буквы.

4.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Авторские презентации: «Звук и буква Ы», «Звук и буква Э»,

карточки – задания.

Презентации интернет-ресурса «Автоматизация Ы на уровне связной речи», «Где звук живет?», «Азбука-малышка».

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Буклет для родителей «Гласные звуки».

декабрь

Звуки и буквы: Н, Б,П,Д,Т

1.Развивать умение  различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова.

2.Учить различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие

3.Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы.

4. Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик»..

Презентация интернет-ресурса «Игра-тренажер Муравейник», «Азбука-малышка».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!»

Авторские карточки-задания.

Буклет  для родителей «Слоговая елка».

январь

Звуки и буквы: К,Г,Х

1.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.

2.Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

3. .Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы.

4.Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!»

Авторские карточки-задания.

Авторская презентация «Собираем слоги и слова».

Памятка для родителей «Формируем навыки звуко-слогового анализа и синтеза у детей»

февраль

Звуки и буквы: В,Ф,

С,З

1.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.

2. Учить различать согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

3. .Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы.

4.Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Дифференциация согласных».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания.

 

март

Звуки и буквы: Ц, С-З-Ц, Ш, Ж

1.Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

2. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов с заданным звуком.

3.Продолжать работу по соотнесению звука со зрительным образом буквы.

4. Развивать умение подбирать слова по заданным слогам.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Игра-тренажер Муравейник».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания.

Буклет для родителей «Свистелочка-Шипелочка».

апрель

Звуки и буквы: Ш-Ж, Щ, Ч, Ш-Ж-Щ-Ч

1.Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

2. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов с заданным звуком.

3.Продолжать работу по соотнесению звука со зрительным образом буквы.

4. Развивать умение подбирать слова по заданным слогам.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Игра-тренажер Муравейник».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания.

май

Звуки и буквы Л,Р, Л-Р

1.Закрепить пройденные звуки и буквы.

2. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

3. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению.

Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы».

Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи».

Дидактические пособия: «Играем в  лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др.

Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».

Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Звук Л», «Звук Р».

Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания.

Памятка для родителей «Закрепляй и повторяй!».

Целенаправленное и систематическое применение уже знакомого детям иллюстративного и презентационного материала, повторяющегося из месяца в месяц, а также постепенное введение нового:

  1. придаст детям чувство уверенности на фронтальных занятиях;
  2.  повысит мотивационную готовность детей к овладению навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  3. улучшит уровень сформированности навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР.

Применение иллюстративного и презентационного материала

 в процессе проведения индивидуально-подгрупповых занятий

Направление

работы

Задачи

Применяемый материал

Коррекция звукопроизношения

1.Развивать у детей фонематическое воспритятие.

2.Учить правильно произносить звуки.

3.Учить различать и выделять труднопроизносимые звуки.

4.Формировать умение применять труднопроизносимые звуки в свободной речи.

Альбомы Лазаренко О.И. по автоматизации звуков.

Логопедические карты.

Пособия для звуков: С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р в электронном виде:

Е.А. Азова, О.О. Чернова «Учим звуки»,

Ю.Б. Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми»,

З.Т. Бобылева «Игры с парными картинками»,

И.В. Баскакина, М.И. Лынская «Логопедические игры».

Иллюстративный материал для автоматизации звуков «Улитка».

Карточки-задания из журналов «Конфетка»: «Логопедическая сказка», «Доскажи словечко», «Учим звуки Л,Р».

Сборник электронных иллюстраций и презентаций «Автоматизация звуков».

Авторские презентации: «Лесная сказка» (для звука С), «Русалочкина история» (для звука Р).

Коррекция слоговой структуры

1.. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность.

2. Учить правильно произносить слова сложной слоговой структуры.

3.Формировать умение применять труднопроизносимые слова в свободной речи.

Дидактический материал Черенковой М.А. в иллюстративном и электронном варианте.

Альбом для индивидуальной работы Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».

Авторский картинный  материал для проведения игр и упражнений.

Презентация интернет-ресурса «Слоговая структура слова».

Авторская презентация «1,2,3  - слово в слово повтори!»

Целенаправленное и систематическое применение иллюстративного и презентационного материала в процессе проведения индивидуально-подгрупповых занятий повысит:

  1. мотивационную составляющую;
  2. активность ребенка в процессе занятия;

3.качество коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Методические условия, обеспечивающие успешное использование иллюстративного и презентационного материала:

1.Обязательное применение триединства: наглядность, слово, действие.

2.Четкое выделение главного при показе иллюстраций или презентаций, так как они могут содержать отвлекающие моменты.

3.Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4. Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в иллюстрированном или презентационном материале, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

ВЫВОД:

Использование иллюстративного и презентационного материала в коррекционно-образовательной деятельности помогает эффективно решить ряд задач:

  • оптимизировать запоминание материала;
  • создать ситуацию занимательности, заинтересованности;
  • вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
  • повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы;
  • оптимизировать процесс использования наглядных пособий.

Литература. Интернет - ресурсы.

1.

Изучение материалов на сайтах:

2.

Реферат: Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного возраста. http://www.bestreferat.ru/referat-227278.html

3.

Левина Е.В.  Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях.// Логопед.-2011.-№3.

4

ТкаченкоТ.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

5

ТкаченкоТ.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005

6

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет

 -- М.: Гном Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза

В презентации дано описание учебно-методического пособия "Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза", которое было создано мною для работы с учащимися специальной (коррекционной) начально...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Консультация для воспитателей «Формирование навыка звуко-слогового анализа у детей с ОНР»

Данное мероприятие  направлено на ознакомление воспитателей с методами, направленными на развитие навыков звуко-слогового анализа у детей с речевыми нарушениями....

презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму

За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...