Внеклассное мероприятие по СБО «Лекарственные растения Ростовской области»
методическая разработка

Богданова Ирина Юрьевна

Внеклассное мероприятие по СБО на неделе старших классов под  девизом : "Сохраним природу вместе" направленное на формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений Донского края и способах их применения человеком.Это занятие призвано воспитать любовь к родной природе, заботливое отношение к окружающей природе  и   своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lekarst_rast_ro.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя старших классов «Сохраним природу вместе»

20 ноября 2019г

Учителя : Богданова И.Ю., Богданова О.К

Тема внеклассного мероприятия

«Лекарственные  растения  Ростовской области»

Цель: Формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений Донского края и способах их применения человеком.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять  знания, полученные  на  уроках;
  • формировать  умения  сравнивать  и  обобщать;
  • расширять  словарный  запас  учащихся;
  • осуществлять  межпредметные  связи.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать познавательную активность детей;
  • формировать навыки по сбору  лекарственных растений;
  • развивать память, внимание, образное мышление .

Коррекционно-воспитательные:  

  • воспитывать любовь к родной природе, заботливое отношение к окружающей природе  и   своему здоровью.

Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор ,экран потолочный, презентация «Лекарственные растения Ростовской области»

                                                   Ход занятия

Слайд  2

    У: Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на «огород».

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает всем, ребята!

- О чём стихотворение? ( о природе, растениях)

- А что это за аптека, на которую ходит автор?(лес, сад)

- Названия каких растений вы услышали? (одуванчик, подорожник,василёк, мята,шалфей)

- Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)

- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).

Слайд  3

У:    Издавна люди замечали, как больные   домашние животные сами себя излечивали, поедая  разную траву. Здоровые животные тоже любят  полакомиться травой. Но не всякую траву едят животные, а только полезную-лекарственную.    

Слайд  4

     Сведения о лекарственных растениях и их свойствах люди стали записывать в специальные книги - «Травники», а  тех  кто собирает и разбирается в лекарственных травах тоже называют- травниками.

Слайд  5

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. Наибольшее развитие лечения травами получило при российском императоре Петре I., при нем стали открываться «аптекарские огороды».

Слайд  6

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных, а также  употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

  Травы жизни, растения – целители, зелёные друзья человека – вот сколько тёплых и даже нежных названий у лекарственных растений.

Слайд  7

В лесу, в поле, даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около  12тысяч видов растений, используемых в медицине.

У одних лекарственных растений используются листья, у других — стебли, цветки, плоды и почки, у третьих — подземные органы: корни, корневища, луковицы, клубни.

 Слайд  8

Физкультминутка:

  Игра «Деревья, кустарники, травы».

      Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в

стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

      Слова игры: Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

Лекарственные растения Ростовской области – великий дар природы. Сегодня  я  расскажу вам о наиболее часто встречающихся полезных растениях Донского края, об их лечебных свойствах и особенностях применения.

 Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня  познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное.

   

Слайд 9

 Загадки

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. ( Малина)

Слайд 10

      Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды останавливают кровотечение и выводят плохие вещества из организма. 

    Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды.

Слайд 11

Тонкий стебель  у дорожки

На конце  его сережки.

На земле лежат листки,

Маленькие  лопушки.

Нам он, как  хороший  друг,

Лечит ранки ног и рук.(Подорожник)

Слайд 12

      Подорожник является отличным лекарственным средством для человека. Он прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны,  снимает боль, а также оказывает отхаркивающее и кровоочистительное действие. Его используют,  как мощное обезболивающее, противовоспалительное и антисептическое средство.

Слайд 13

Растет она вокруг, 
И враг она и друг,
Как копья, волоски, 
Покрыли все листки. 
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок 
На кожу - и смотри: 
Уже и волдыри! 
Но если дружишь с ней 
И кожа здоровей, 
И волосы густы, 
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад, 
Весной её едят(Крапива)

Слайд 14

    Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

    Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Слайд 15

Растет  в лесу кудряшка,

Белая  рубашка, сердечко золотое,

 Что   это такое?  (Ромашка)

Слайд 16

       Издавна  существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки. И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.      В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

     Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

     В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

Слайд 17

Есть такой один цветок, не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. 

Он знаменитый, золотой,
Постарел и стал седой.
А как только поседел, 
Вместе с ветром улетел.(Одуванчик).

Слайд 18

      Одуванчик одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

    В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

     Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

      Сегодня мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений  Ростовской области, существует ещё очень много других.

     Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу.

    Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.

  1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
  2. Плоды каких кустарников богаты витаминами? (малины)
  3. И если случиться тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)

Слайд 19

Нам всем нужно запомнить, что природу нужно охранять, и тогда мы ещё много лет сможем пользоваться её дарами.

             Говорим при всем народе:

            Чтоб продлить природы век,

            Должен помогать природе

            Друг природы-человек.

             Чтобы мирно мчались годы,

            Расцветал за веком век

            Другом быть для всей природы

            Должен каждый человек!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я край родной ко всякому ревную… Литературные традиции Астраханской области. (Сценарий внеклассного мероприятия)

Материал данного внеклассного  мероприятия позволяет расширить и углубить знания учащихся о литературных традициях Астраханского края, о месте,  где они живут, с его историей, с его достопри...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Внеклассное мероприятие по истории "Государственные символы России и Ростовской области"

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или уроков для 5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области" ....

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Кемеровской области

В данное внеклассное мероприятие входит презентация формата .ppt со слайдами, посвященными 70-летию Кузбасса, звуковыми фрагментами...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Ростовская область – земля родная»

Классный час, посвященный 75-летию Ростовской области «Ростовская область –  земля родная»...

Внеклассное мероприятие «Красная книга Оренбургской области»

Человечество давно осознало  опасность потери биологического разнообразия, и создание Красных книг разного ранга стало первым шагом в борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте,...