Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений
учебно-методический материал

Котрочева Татьяна Андреевна

В данном документе представленны игры и упражнения, направленные на развитие:

-ориентировки в схеме собственного тела;

- представлений о пространстве относительно себя;

-умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

-умения ориентироваться в направлениях движения;

конструктивного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в схеме собственного тела

Упражнение «Что у меня на лице»

Цель: развитие умения ориентироваться в схеме лица.

Оборудование: зеркало.

Ход: глядя на себя в зеркало, ребенок определяет вначале, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает движение ладошек вверх или вниз относительно этой «центральной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос). Задание может выглядеть примерно так: «Твоя ладошка едет от носа – вниз». При этом перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого, поскольку руки двигались вниз (в зависимости от различных причин, самим ребенком или взрослым), делается закономерный вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится ниже бровей. Аналогичным образом при движении рук вверх относительно, например, рта — вначале с использованием зеркала, формируется представление о том, какие части лица находятся выше рта. При этом также перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В данном случае она проезжает мимо: носа, щек, глаз, переносицы, бровей, лба, волос.

Инструкция: «Посмотри на себя в зеркало. Что находится у тебя посередине лица? Правильно, нос. Теперь положи свою ладошку на нос. Сейчас по моей команде твоя ладошка будет двигаться по лицу, вверх или вниз от носа. Итак, ладошка едет вверх от носа, какие части лица она «проезжает»? Вниз от бровей. Какие части лица «проехала» ладошка? Получается, что все эти части находятся ниже бровей.  А теперь ладошка едет ото рта вверх. Какие части лица она «проезжает? Получается, что все эти части находятся выше рта».

Упражнение «Мое тело»

Цель: формирование представлений о схеме собственного тела.

Оборудование: зеркало.

Ход: взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. С помощью прощупывания находят части тела.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас будем знакомится с собственным телом. Итак, давай найдем, где у нас находится голова. Шея. Что находится ниже шеи? (Плечи.) От плеч — две руки, правая (показать) и левая (Ребенку предлагается рассмотреть руки). Нижняя часть (показать) называется кистью руки. С внутренней стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет своё название (назвать пальцы).

Выполни движения по тексту.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)

Покажи, где туловище. Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спина.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)

Упражнение «Поставь фишку»

Цель: формирование умения оперировать предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов (на, над, под, между).

Оборудование: рисунки с изображением лица человека, карандаши, фишки (Рисунок 1).

Ход: взрослый раздает детям рисунки с изображением лиц. Далее просит поставить фишку на рисунке в том месте, где он скажет.

Инструкция: «Перед вами лежат рисунки, на которых нарисовано лицо человека. Вам нужно поставить фишку, где я скажу. Например: поставьте фишку на лоб , под носом, между носом и ртом и т.д.»

«Рисунок 1 – Оборудование к упражнению «Поставь фишку»

«Потешка»

Цель: формирования у ребенка представлений о частях лица.

Ход: взрослый читает сокращенный вариант потешки, при этом показывая на те части лица, о которых идет речь в стихотворении. При повторном чтении взрослый побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии затруднений взрослый действует руками ребенка.

Инструкция: «Сейчас я буду читать стихотворение и показывать на части лица, а ты послушай. Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб глазки блестели, чтобы щечки горели, чтобы смеялся рот, чтобы кусался зубок. А теперь давай будем показывать на части лица вместе».

Упражнение «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход: Педагог и ребенок становятся друг против друга. Педагог под музыку показывает на части тела, которые называет. Ребенок повторяет движения за взрослым. Далее упражнение усложняется: взрослый специально показывает не на те части тела, которые называет. Задача ребенка состоит в том, чтобы показать правильные части тела.

Инструкция: «Сейчас я буду показывать любую часть тела, а ты должен будешь за мной ее повторять. Итак, это голова, это нос, это правое ухо, это левый глаз, это рот, это правая рука, это левая рука и т.д. Теперь я буду называть часть тела, а показывать совсем другую. Ты должен показать ту часть тела, которую я назову».

Упражнение «Выше – ниже»

Цель: формирование пространственных понятий «выше/ниже», «выше чем…/ ниже чем…».

Оборудование: зеркало.

Ход: взрослый и ребенок перед зеркалом называют, находят и показывают, какие части тела находятся выше всего (голова, макушка), а какие ниже всего (ноги, ступни). Далее, закрепляются понятия «выше чем…/ниже чем…», «выше чем…, но ниже чем….». Затем упражнение повторяется без зеркала, а после с закрытыми глазами.

Инструкция: «Посмотри на себя в зеркало. Что в твоем теле находится выше всего? А что ниже всего? Хорошо. А что находится выше чем нос? Выше чем живот? Ниже чем плечи? Ниже чем подбородок? Выше чем плечи, но ниже чем глаза? и т.д.».

Упражнение «Моя правая рука, моя левая рука».

Цель: формирование представлений о правой и левой руке.

Оборудование: разноцветные браслетики по количеству детей.

Ход: взрослый раздает детям разноцветные браслетики и просит надеть их на левую руку, при этом объясняет, что левая сторона тела там, где левая рука, а правая – там, где правая рука. Далее взрослый спрашивает у детей, какие части тела находятся справа, а какие слева.

Инструкция: «Дети, я сейчас каждому из вас дам такой разноцветный браслетик, вам нужно будет его надеть на левую руку. Возьмите правой рукой браслетик и наденьте его на левую руку. Поднимите левую руку. Запомните, левая сторона тела та, где левая рука. Что находится на левой стороне тела? (левый глаз, левая бровь, левое ухо, левая щека, левая нога, левое колено, левая стопа, левый локоть, левое плечо, левая кисть, ладошка).

Поднимите правую руку. Запомните, правая сторона тела та, где правая рука.

Что находится на правой стороне тела? (правый глаз, правая бровь, правое ухо, правая щека, правая нога, правое колено, правая стопа, правый локоть, правое плечо, правая кисть, ладошка)».

Пальчиковая гимнастика «Найди ладошку»

Цель: закрепление представлений о правой и левой стороне тела.

Оборудование: пара ладошек, вырезанных из бумаги или картона, по количеству детей (Рисунок 2).

Ход: взрослый просит детей найти правую ладошку и положить ее слева от себя. После найти левую ладошку и положить ее на левую сторону. Далее педагог читает стихотворение, при этом выполняя движения пальчиками. После дети выполняют гимнастику вместе со взрослым.

Инструкция: «Найдите левую ладошку и положите ее слева от себя. Найдите правую ладошку и положите ее справа от себя.

Выполни движения по тексту.

Вышли пальчики гулять,          (Ритмичные движения больших пальцев)

А вторые - догонять,                (Ритмичные движения указательных пальцев)

Третьи пальчики - бегом.        (Движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвёртые - пешком.            (Медленное движение безымянных пальцев)

Пятый пальчик поскакал,        (Ритмичные касания мизинцами)

Поскользнулся и упал.            (Удар кистями рук).

- Молодцы! Сложите ладошки друг на друга и положите на край стола».

«Рисунок 2 – Оборудование к пальчиковой гимнастике «Найди ладошку»

Упражнения и игры, направленные на формирование представлений о пространстве относительно себя

Упражнение «Что находится вокруг меня»

Цель: формирование представлений о расположении предметов относительно себя; закрепление понятий «спереди/сзади», «ближе/дальше».

Ход: взрослый предлагает ребенку посмотреть на предметы, находящиеся в комнате. Далее просит ответить на вопросы, касающиеся пространственного расположения предметов по отношению к нему.

Инструкция: «Посмотри на предметы, которые находятся в этой комнате. Теперь скажи, какие предметы находятся впереди тебя? Какие сзади тебя? Какие предметы находятся ближе всего к тебе? Какие дальше всего от тебя?».

Игра «Что, где?» 

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

Оборудование: мяч.

Ход: игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игры. Учитель кидает мяч ребенку, при этом называя предмет, находящийся в комнате. Задача ребенка – назвать пространственное расположение этого предмета по отношению к себе. Игру можно усложнить: учитель будет называть понятия «Слева», «справа», «впереди», «позади», а ребенок должен называть предметы, находящиеся в указанном направлении.

Инструкция: «Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади». Учитель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» - и бросает мяч учителю. Дверь от тебя? Окно от тебя? И т.д.

Учитель может называть слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Игра «Кто, где стоит?»

Цель: упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между».

Ход: педагог расставляет детей: около окна (стола, дверей); между партой и стулом; друг с другом и т. п. Спрашивает у детей: «Ты где стоишь?», «Кто стоит между партой и стулом?» и т. д.

Инструкция: «Посмотрите, кто, где стоит. Что или кто находится рядом с вами. Миша, около чего ты стоишь? (Около окна). Маша рядом с кем ты стоишь? (Рядом с Петей). Кто стоит между партой и стулом? Кто стоит рядом с дверью? И т.д.».

Игра «У медведя во бору»

Цель: упражнять в умении ориентироваться в пространственном расположении предметов относительно себя; развивать скорость реакции на словесный сигнал.

Оборудование: маска медведя, обруч, мел.

Ход: взрослый проводит черту по середине комнаты, обозначая с одной стороны от черты опушку леса, с другой – дом детей. На «опушке леса» кладет обруч – это дом медведя. Далее среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». До начала игры спросить детей: «С какой стороны находится медведь?», «А где домик?» «Где опушка?» Чтобы усложнить задачу, мы меняли берлогу медведя. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

Инструкция: «Дети, мы с вами сейчас сыграем в игру «У медведя во бору». Для этого нам нужно выбрать одного человека, который будет медведем.

Теперь ответьте: «С какой стороны находится медведь?», «А где домик?» «Где опушка?». Теперь, мы с вами будем произносить следующие слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только мы произнесем эти слова «медведь» выбежит из берлоги и будет ловить нас, а нам нужно будет убежать в дом. Тот, кто не успеет добежать до дома, будет пойман медведем и станет водящим.

Упражнения и игры на формирование умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу

Упражнение «Теремок»

Цель: формирование умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; закрепление понятий «выше/ниже», «над/под», «между».

Оборудование: сюжетная картинка «Теремок» (Рисунок 3).

Ход: ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию и вспомнить герои какой сказки, изображены на ней. Далее взрослый просит назвать всех героев. После ребенок должен ответить на серию вопросов, касающихся пространственного расположения героев в теремке.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Герои из какой сказки на ней изображены? Назови всех животных. А теперь скажи, кто живет в домике выше, чем мышка и лягушка? Ниже, чем медведь? Над зайцем? Под лисичкой? Между лисичкой и волком? Кто живет выше всех? И т.д.»

«Рисунок 3 – Оборудование к упражнению «Теремок»

Упражнение «Я задумал фигуру» (вариант 1)

Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

Оборудование: 7 любых игрушек.

Ход: взрослый ставит на стол основную игрушку, например, мишку. Остальные игрушки выставляются рядом с основной игрушкой, за ней, под ней, над ней и перед ней. Далее взрослый загадывает любую игрушку, называя еще расположение относительно основой игрушки. Например: «Я загадала игрушку, она стоит за мишкой. Что это?» Ребенок должен отгадать.

Инструкция: «Мы сейчас будем играть с тобой в игру, на сначала назови все игрушки, которые ты здесь видишь. Я сейчас загадаю игрушку и скажу, где она находится, а ты должен будешь отгадать. Например, эта игрушка стоит под мишкой. Правильно, машинка. Эта игрушка стоит справа от мишки. Правильно, зайчик. Эта игрушка стоит между зайчиком и собачкой. Правильно, мишка. И т.д.»

Упражнение «Я задумал фигуру» (вариант 2)

Цель: развитие умения оперировать предлогами «за», «перед», «над», «под», «между».

Оборудование: 7 любых игрушек.

Ход: взрослый ставит на стол основную игрушку, например, мишку. Остальные игрушки выставляются рядом с основной игрушкой, за ней, под ней, над ней и перед ней. Далее взрослый просит ребенка загадать любую игрушку, называя еще расположение относительно основой игрушки. Например: «Загадай любую игрушку, которая находится на этом столе. Скажи где она находится, а я постараюсь отгадать, что это?».

Инструкция: «Мы с тобой играли в игру, и я загадывал игрушки. Теперь это будешь делать ты. Загадай игрушку и скажи, где она находится, а я буду отгадывать».

Игра «Холодно – горячо»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

Ход: взрослый загадывает предмет, находящийся в кабинете, и называет его пространственные координаты. Ребенок должен найти этот предмет. По мере приближения к предмету взрослый говорит «горячо», по мере отдаления ребенка от предмета взрослый говорит «холодно».

Инструкция: «Мы сейчас поиграем с тобой в игру, которая называется «Холодно – горячо». Я загадаю предмет, который есть в этой комнате и скажу примерно, где он находится. Если ты будешь отдаляться от него, я буду говорить – холодно. Если будешь приближаться к нему, то буду говорить – горячо. Итак, я загадал предмет, он находится на подоконнике слева от цветка. Правильно, это ваза. И т.д.»

Игра «Найди моего друга»

Цель: формирование умения оперировать предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Ход: в эту игру лучше играть в классе или в большой группе. Ребенок должен загадать своего одноклассника и описать его «адрес» с точки зрения его места в классе. «Например, за партой/ у окна/ слева от Миши/ перед доской и т.д.»

Инструкция: «Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру, но для этого мне нужен будет один доброволец. Сейчас, Петя загадает одного из своих одноклассников. Загадал? Теперь ты должен будешь сказать нам, где он находится в этом классе. Ну, например: «За партой, у окна, справа или слева от кого – то», а мы должны будем отгадать, кто это».

Игра «Магазин»

Цель: формирование умения оперировать предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Оборудование: мягкие игрушки, машинки, кубики, детская посуда и т.д.

Ход: для игры необходимо заранее поставить шкаф, в роли витрины, стол, за которым будет сидеть продавец, подобрать коробку в роле кассы. Взрослый находится в роле продавца, ребенок – покупатель. Ребенок приходит в магазин и просит продать ему игрушку, находящуюся на витрине. При этом он должен описать ее пространственное расположение среди других игрушек. Игру можно разнообразить: взрослый и ребенок могу поменяться ролями.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в «Магазин». Посмотри на витрине находятся различные игрушки, которые ты можешь купить. Для этого тебе нужно сказать, где она находится. Например, ты хочешь купить машинку, поэтому ты должен сказать: «Дайте мне, пожалуйста, игрушку, которая стоит под кубиком».

Упражнение и игры, направленные на формирование умения ориентироваться в направлениях движения

Игра «Клад»

Цель: развитие умения ориентироваться в направлениях движения.

Оборудование: записка с указанием маршрута до необходимого предмета (новая игрушка, конфеты, книжка или другое).

Ход: ребенку предлагается найти клад по записке – маршруту.

Инструкция: «Ты любишь приключения? Знаешь, в нашей комнате пираты спрятали клад. В этой записке написано, в каком направлении мы должны двигаться, чтобы найти этот клад. Взрослый читает содержимое записки: сделайте вперед 3 шага, повернитесь влево, подойдите к цветку, сделайте пять шагов вправо, подойдите к шкафу, на верхней полке найдите клад».

Упражнение «Как пройти?»

Цель: развитие умения вербализировать пространственные представления.

Оборудование: картинка с изображением дорожек, ведущих к домикам. Ниже изображение мальчика и девочки и указателей, ведущих к их домикам (Рисунок 4).

Ход: перед ребенком кладется картинка – маршрут. Задача ребенка провести мальчика и девочку до домиков, при этом проговаривая направления движения.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежит картинка. Что ты на ней видишь? Внизу нарисованы мальчик и девочка, а рядом указатели, по которым можно добраться к их домикам. Опиши путь к их домикам».

«Рисунок 4 – Оборудование к упражнению «Как пройти?»

Игра «В гостях у клоуна»

Цель: формирование умения ориентироваться в направлениях движения, развитие зрительно – двигательной координации.

Оборудование: картинка – схема с изображением домиков, 2 карточки с маршрутом необходимых домиков (Рисунок 5).

Ход: Дети сидят за партами. Перед каждым две карточки. Далее показывается основная карта с расположенными на ней домиками. Задача детей посмотреть на карточки – маршруты и определить в доме под каким номером живет клоун. В заключение каждый ребенок рассказывает, как он добрался до домика клоуна (прямо, направо и т. д.)

Инструкция: «Посмотрите, перед вами находится схема с расположенными на ней домиками. В каком – то из этих домов прячется клоун, чтобы это узнать нужно посмотреть на ваши отдельные карточки. На них нарисован маршрут к нужному домику».

«Рисунок 5 – Оборудование к упражнению «В гостях у клоуна»

Упражнения и игры, направленные на формирование конструктивного мышления

Упражнение «Разрезная картинка»

Цель: развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

Оборудование: картинка, разрезанная по вертикали, горизонтали (Рисунок 6).

Ход: ребенку предлагается собрать картинку из частей. Если ребенок затрудняется, можно предложить образец целой картинки.

Инструкция: «Перед тобой лежат части картинки, как ты думаешь, что это? Правильно, это мишка. Собери картинку, чтобы она вновь стала целой».

«Рисунок 6 –  Оборудование к упражнению «Разрезная картинка»

Упражнение «Делай как я»

Цель: развитие конструктивного мышления, пространственных представлений.

Оборудование: набор счетных палочек, картинки предметов, сложенных из палочек.

Ход: ребенку предлагается сложить фигуры из счетных палочек.

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать фигуры из счетных палочек.

а) Скажи, сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьми три палочки и сделай треугольник.

https://kladraz.ru/images/1(257).jpg

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавь одну и сделай четырехугольник. На что похож твой четырехугольник? (На квадрат),

https://kladraz.ru/images/2(166).jpg

в) сложи такую лампу. На что это еще похоже?

https://kladraz.ru/images/3(162).jpg

г) сложи такую лодку:

https://kladraz.ru/images/4(154).jpg

д) сложи такую вазу:

https://kladraz.ru/images/5(158).jpg

е) сложи такую конфету:

https://kladraz.ru/images/6(142).jpg

ж) сложи телевизор:

https://kladraz.ru/images/7(135).jpg

з) придумай свою фигуру и сложите ее из палочек.

Упражнение «Измени фигуру»

Цель: формирование конструктивных навыков, умения трансформировать фигуры.

Оборудование: набор счетных палочек.

Ход: взрослый складывает из счетных палочек фигуру, а потом просит ребенка переложить палочки, чтобы получилась новая.

Инструкция: «1) Посмотри, я сейчас сложу из палочек фигуру. На что она похожа? Правильно на дом. Теперь, переложи одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

https://kladraz.ru/images/8(137).jpg

2) В фигуре, похожей на ключ, переложи четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

https://kladraz.ru/images/9(116).jpg

3) Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

https://kladraz.ru/images/10(112).jpg

4) Переложи две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

https://kladraz.ru/images/11(99).jpg

5) В данной фигуре переложи три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

https://kladraz.ru/images/12(82).jpg

6) В фигуре, изображающей стрелу, переложи четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

https://kladraz.ru/images/13(76).jpg

7) В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложи три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

https://kladraz.ru/images/14(71).jpg

Упражнения и игры на формирование умения ориентироваться на плоскости листа бумаги

Упражнение «Нарисуй»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости листа.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход: взрослый просит ребенка по инструкции нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры. Можно усложнить задание, уточняя цвет.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежит лист бумаги. Сейчас ты будешь рисовать геометрические фигуры, а в каком месте и какую, я тебе скажу. Итак, нарисуй посередине большой круг, 2 квадратика сверху, под ними 1 треугольник, слева от большого круга нарисуй маленький синий прямоугольник, и т.д.»

Упражнение «Расскажи, что где находится»

Цель: формирование умения определять пространственное расположение фигур на плоскости.

Оборудование: школьная доска, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход: на доске размещены геометрические фигуры, они могут быть разного цвета. Дети рассказывают, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.)

Инструкция: «Перед вами на этой доске расположены геометрические фигуры разного цвета. Давайте их назовем. Хорошо. Теперь скажите в каком месте находится синий квадрат? Где находится желтый круг? И т.д.»

Игра «Кто куда убежал?»

Цель: упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположение предмета.

Оборудование: 2 листа бумаги, 7 геометрических фигур разного цвета в двух экземплярах.

Ход: дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?». Дети поочередно задают вопросы друг другу. Можно предложить одному ребенку закрыть глаза, в это время другой ребенок меняет положение предметов на листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об этом.

Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги и семь геометрических фигур разного цвета. Давайте их назовем. Отлично. Теперь по моему сигналу вы будете раскладывать эти фигуры в любом месте каждый на своем листочке. После вы должны будете сравнить расположение фигур у друг друга. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?»

Упражнение «Муха»

Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости листа, закрепление понятий «лево/право», «верх/низ».

Оборудование: карточка с нарисованной клеткой 3*3. Фишка (кусок пластилина/пуговица), выполняющая роль мухи (Рисунок 7).

Ход: фишка выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

Инструкция: «Перед вами находится поле, в центре которого находится муха (фишка). Муха пытается выбраться из сетки. На каждый ход она может пролетать только одну клетку. Я буду говорить куда полетела муха, а вы внимательно следите за ее передвижением. Как только она вылетит за границы сетки, хлопайте в ладоши, чтобы ее поймать. Если не успеете этого сделать, то муха улетит, и игра начнется сначала. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра сетки. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз…».

Примечание: если ребенку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за ней, перемещая фишку. В случае если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, право, лево соответствующими буквами, чтобы несколько облегчить процесс.  По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут «полета» мухи, заставляя ребенка ориентироваться в пространстве листа быстрее.

«Рисунок 7 – Оборудование к упражнению «Муха»

Упражнение «Вертолет»

Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости листа, выполнять задание по инструкции.

Оборудование: листок в клеточку, карандаш или ручка (Рисунок 8).

Ход: ребенку предлагается нарисовать узор от заранее поставленной точки на листе бумаги по словесной инструкции взрослого.

Инструкция: «Сейчас вот от этой точки ты будешь рисовать узор. Я буду тебе говорить в каком направлении тебе нужно будет рисовать линию, а ты внимательно слушай».

«Рисунок 8 – Оборудование к упражнению «Вертолет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития пространственных представлений у детей

Формирование пространственных представлений у детей          Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...

Система устных упражнений на развитие пространственных представлений учащихся по теме "Многогранники"

Из пособий по стериосметрии были подобраны  устные упражнения, которые способствуют  развитию пространственных представлений учащихся по теме "Многогранники". Задания представленны...

Консультация для родителей " Игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей".

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, о...

Игровые упражнения для развития пространственных представлений

Рекомендации и игровые упражнения для развития пространственных представлений (рекомендации А.В.Семенович)...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»

Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....