"Речевой этикет".
план-конспект занятия (6 класс)

Карасёва Ирина Николаевна

Воспитательно-коррекционное занятие, в котором раскрывается проблема речи, правил этикета, вспоминается история происхождения этикета, сосавляются основные правила речевого этикета. представлены практические задания и развивающие упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Речевой этикет".29.44 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_na_seminare_25.04.2019g.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : "Речевой этикет".

Цель: дальнейшее формирование навыков речевого поведения у обучающихся с ОВЗ.

Задачи: 1) формировать элементарные навыки вежливого и культурного обращения к людям и умения применять нормы речевого этикета;

2) коррекция вербального мышления через развитие умений разрешать проблемные ситуации;

3) воспитывать основы культуры речи.

I. Организационный момент:

Если кто-то загрустил, мы ему поможем. Добрым словом, добрым делом мы его утешим!

Кто согласен с этим пожеланием, присаживается.

Думаю, что сегодня вы справитесь со всеми заданиями и проявите свою активность. Желаю вам успеха!

II. Актуализация опорных знаний: я предлагаю вам вначале вспомнить о чём мы беседовали на предыдущих занятиях. С каким словом, обозначающим определённые правила поведения, принятые в обществе, мы познакомились?

Ответ: этикет. 1 слайд.

Я предлагаю вам небольшой сюжет, будьте внимательны. О чём он?

2 слайд - видеосюжет.

О чём говорится в сюжете? О каких правилах упоминается? Какими словами заканчивается сюжет?  Предлагаю посмотреть следующий эпизод.

3 слайд: возникновение этикета. В какой стране появилось это слово? назовите человека, который его установил? Вспомните, как назывались карточки, которые раздавались гостям за столом? Ответ: этикета. Именно от этого слова и произошло слово "этикет". Правильно.

4 слайд: определение слова этикет.

О чём мы будем говорить, для этого я вам предлагаю послушать одну легенду.

Выходят два ученика и рассказывают. В Древне Греции у царя жил один мудрец. Однажды царь приказал ему приготовить блюдо из того, что есть самое лучшее на свете, мудрец сходил на базар и купил языки. Гостям блюдо очень понравилось. удивившись, они спросили, почему? Мудрец ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С его помощью люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся. В следующий раз снова царь попросил приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять мудрец купил языки. Все очень удивились. Он ответил: " Ты просил отыскать самое плохое на свете. А что может быть хуже языка? Люди с помощью языка огорчают, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, вызвать войну.

- О чём эта легенда?

- Как вы поняли, почему язык можно назвать врагом?

 - Почему язык можно назвать другом? Каждому из нас хочется, чтобы язык стал только другом, а для этого нам предстоит познакомится с речевым этикетом. Тема нашего занятия: "Речевой этикет".

5 слайд: название темы "Речевой этикет".

III. Сообщение новых знаний:

1) Я  предлагаю вам провести небольшую игру "Нужно - нельзя". На партах возьмите каточки зелёного цвета. внимательно прочитайте. Вам предстоит назвать те действия. которые можно выполнять, а то что нельзя, мы будем убирать из этого списка.

6 слайд - дети зачитывают те, которые нужно выполнять, а которые нельзя удаляются со слайда:

- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

-Говорить неприятные слова.

- Выражать своё мнение, начинать свою речь словом «Я», я считаю,

я чувствую, я думаю.

-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».

-Внимательно слушать, когда говорят другие.

- Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы.

- Уважать чужое мнение.

- Шуметь, когда кто-то говорит.

- Говорить неправду.

- Говорить искренне.

- Спорить, если не согласен.

- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

- Шутить и улыбаться.

- Объяснять действия, мысли или поступки другого.

- Говорить по одному.

- Перебивать.

Молодцы! Вы отлично справились!

2)Словарная работа. Эти предложения помогают нам понять, что такое речевой этикет.

7 слайд.

Речевой этикет – это правила о том, как говорить, о чём говорить, где говорить и с кем говорить. Вся наша жизнь подчинена правилам. Письменная и устная речь также их имеет. Без них люди разговаривали бы безграмотно и невежливо. Владение речевым этикетом поможет приобрести уважение и признательность окружающих. Знание речевого этикета позволит избегать трудных ситуаций в общении, чувствовать себя уверенно в любой обстановке. С чего начинается ваше утро дома, в школе?

8слайд: приветствие.

2) Одним из составляющих элементов речевого этикета является приветствие. В разных странах и в разное время люди приветствовали по-разному. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами говорят: «Я тебя вижу!» В Китае спрашивают:

« Ели ли вы сегодня?»

А что говорят при встрече русские? (Здравствуйте!) То есть мы желаем друг другу здоровья. В странах Запада, например, на приветствие и вопрос «Как дела? Принято отвечать «Хорошо!», в России же говорят: «Нормально», «Ничего», «Помаленьку». Японцы никогда не заканчивают предложения в беседе первыми, чтобы не показаться бестактными, предпочитая, чтобы это сделал собеседник.

Послушайте, как приветствуют в разных частях нашей планеты.

 1ученик: жители Таиланда складывали вместе ладони и прикладывали их к голове или груди. Их приветствие называлось "вай". А жители Тибета правой рукой снимают шляпу, левую держат за ухом, как бы прислушиваясь. Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В Новой Гвинее при встрече щекочут друг друга подбородком. Ещё там есть обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлётом" бровей, когда обе брови поднимаются вверх.

2 ученик: у некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится. Иногда для приветствия они снимают обувь. Жители одного племени  Южной Америки  перед тем, как поприветствовать, плюют на руки. Эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат кулаком по голове и плечам. Жители острова Пасхи вставали прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивали их перед собой, поднимали над головой, разжимали кулаки и давали рукам спокойно упасть.

3 ученик: очень ответственно относятся к приветствия японцы. У них применяется три вида поклонов - очень низкий, средний и лёгкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и почитаемых людей. англичане и американцы пожимают друг другу руки, а в Латинской Америке жители целуют друг друга в щёку.

Вот такие разные традиции. Но есть и общее: у всех народов уклонение от приветствия считается верхом неприличия и неуважения к окружающим. Я предлагаю вам встать и поздороваться как принято у других народов:

  • древние греки – “Радуйся!”,
  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • жители Таиланда - сложить вместе ладони и приложить к голове и груди,
  • японцы – кланяются: лёгкий поклон под углом 15%,  средний - 30 %, низкий,
  • жители острова Пасхи - сжали руки в кулаки, вытянули их перед собой, подняли над головой, разжали кулаки, дать спокойно рукам упасть.

-Сейчас я предлагаю вам выбрать листок с вопросом и проверить себя на знание правил приветствия в различных ситуациях.

( На карточках. Дети читают сами.) раздать на листках как билеты.

1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?

( Младший )

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

3. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом? (Да).

4. В городской  библиотеке надо здороваться с библиотекарем? (Да).

5. с вами поздоровался на улице незнакомый человек, надо ли отвечать ему? (Да).

6. Вы встретили знакомого, с которым уже виделись сегодня, надо здороваться с ним ещё раз? (Да).

-Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно так поступать, другим иначе. Так какое же правило мы выведем?

- Первым здоровается тот, кто вежливее.

3) Речевой этикет невозможно представить без употребления вежливых слов. я предлагаю вам их вспомнить с помощью небольшого сюжета.

9 слайд - вежливые слова: видеосюжет.

- Назовите вежливые слова. о которых упоминалось в сюжете. Ответы детей.

10 слайд: вежливые слова.

Задание: за 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Проверка ответов школьников, они зачитывают по очереди. Вывод: речевой этикет включает в себя умение здороваться, прощаться, желать здоровья, приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, произносить слова извинения и прощения.

4) Умение вести и поддерживать беседу - это составная часть речевого этикета.

11 слайд. Просмотр сюжета: об умении вести беседу. Обсуждение и вывод: важно в беседе учитывать какими словами ты говоришь и каким голосом. Если человек соблюдает эти правила, то с ним всегда приятно разговаривать. Иногда ребята проявляют невежливость в речи. Я предлагаю вам один видеосюжет: о чём говорят его участники? Обсуждение.

 Постановка вопроса: ты или вы? В каких случаях говорим? К кому вы можете обратиться со словом "Ты"? К кому следует обращаться со словом "вы"? Почему к взрослым и незнакомым людям нужно обращаться со словом "Вы"? всегда ли вы следуете этому правилу?

5) Телефонный этикет: нашу жизнь невозможно представить без телефона.

 12 слайд - разговор по телефону.

 Умение разговаривать по телефону - одна из составляющих речевого этикета. Я предлагаю вам обсудить один сюжет.

13 слайд: сюжет про разговор. Расскажите об увиденном. Интересно ли вам было бы разговаривать с таким собеседником? Поясните свой ответ. Часто мы забываем об этих правилах. Я предлагаю вам небольшую сценку. какие ошибки вы заметите?

Юля: Алло, Катя, это ты?

Гузалия: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Юля: знакомая. А где Катя?

Гузалия: её нет дома. Что ей передать?

Юля: как это нет? Обещала меня подождать, а сама куда-то пропала!

Гузалия: простите, я не могу больше с вами разговаривать.

Гузалия: алло, слушаю вас.

Юля: здравствуйте! Вас беспокоит Катина одноклассница Маша.

Гузалия: добрый день. слушаю вас.

Юля: можно позвать Катю к телефону?

Гузалия: к сожалению Кати нет дома. Что ей передать?

Юля: не беспокойтесь. Ничего срочного. Я ей перезвоню.

Слайд 14.

Выводы: при разговоре надо поздороваться, назвать себя, потом обратиться с просьбой, говорить кратко и вежливо. И тогда вы всегда будете приятным собеседником!

6) В заключение нашего разговора я предлагаю вам составить небольшую  памятку.

 Задание: в тексте фразы слова переставлены - поменять местами, чтобы получилось законченное предложение.

Слайд 15. Составление памятки: "Основные правила речевого этикета":

•При встрече с любым человеком всегда поприветствуй его .

• В беседе надо уметь внимательно слушать своего собеседника.

• Употребляй только вежливые и приятные для собеседника слова.

  • Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец . Работа в парах, по окончании появляются на слайде.

В тексте фразы переставлены - поменять местами, чтобы получилось законченное предложение.

Вывод: Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.

IV. Подведение итогов: о чём сегодня беседовали?  каким правилам речевого этикета будете следовать?

Дидактическая игра: "Закончи предложение":

  • Утро начинается с того, что мы говорим: «Доброе утро!».
  • При встрече следует поприветствовать знакомого человека. Обычно говорят «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день» и т. п.
  • Отвечая на телефонный звонок все говорят: «Алло», «Слушаю» или «Да».
  • Поблагодарить за подарок или услугу можно словами: «Спасибо» или «Благодарю».
  • Для извинения подойдет: «Извините» или «Прошу прощения».
  • Обращаясь с просьбой мы говорим: «Пожалуйста!», "Будьте добры!", "Будьте любезны!".
  • Прощаясь, люди произносят «Пока», «Всего хорошего» «До завтра», «Увидимся».

Вывод: Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. И пусть для вас он станет только самым лучшим на свете!

-Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться правильно оценивать себя, следить за своей речью.



Предварительный просмотр:

Тема : "Речевой этикет".

Цель: дальнейшее формирование навыков речевого поведения у обучающихся с ОВЗ.

Задачи: 1) формировать элементарные навыки вежливого и культурного обращения к людям и умения применять нормы речевого этикета;

2) коррекция вербального мышления через развитие умений разрешать проблемные ситуации;

3) воспитывать основы культуры речи.

I. Организационный момент:

Если кто-то загрустил, мы ему поможем. Добрым словом, добрым делом мы его утешим!

Кто согласен с этим пожеланием, присаживается.

Думаю, что сегодня вы справитесь со всеми заданиями и проявите свою активность. Желаю вам успеха!

II. Актуализация опорных знаний: я предлагаю вам вначале вспомнить о чём мы беседовали на предыдущих занятиях. С каким словом, обозначающим определённые правила поведения, принятые в обществе, мы познакомились?

Ответ: этикет. 1 слайд.

Я предлагаю вам небольшой сюжет, будьте внимательны. О чём он?

2 слайд - видеосюжет.

О чём говорится в сюжете? О каких правилах упоминается? Какими словами заканчивается сюжет?  Предлагаю посмотреть следующий эпизод.

3 слайд: возникновение этикета. В какой стране появилось это слово? назовите человека, который его установил? Вспомните, как назывались карточки, которые раздавались гостям за столом? Ответ: этикета. Именно от этого слова и произошло слово "этикет". Правильно.

4 слайд: определение слова этикет.

О чём мы будем говорить, для этого я вам предлагаю послушать одну легенду.

Выходят два ученика и рассказывают. В Древне Греции у царя жил один мудрец. Однажды царь приказал ему приготовить блюдо из того, что есть самое лучшее на свете, мудрец сходил на базар и купил языки. Гостям блюдо очень понравилось. удивившись, они спросили, почему? Мудрец ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С его помощью люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся. В следующий раз снова царь попросил приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять мудрец купил языки. Все очень удивились. Он ответил: " Ты просил отыскать самое плохое на свете. А что может быть хуже языка? Люди с помощью языка огорчают, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, вызвать войну.

- О чём эта легенда?

- Как вы поняли, почему язык можно назвать врагом?

 - Почему язык можно назвать другом? Каждому из нас хочется, чтобы язык стал только другом, а для этого нам предстоит познакомится с речевым этикетом. Тема нашего занятия: "Речевой этикет".

5 слайд: название темы "Речевой этикет".

III. Сообщение новых знаний:

1) Я  предлагаю вам провести небольшую игру "Нужно - нельзя". На партах возьмите каточки зелёного цвета. внимательно прочитайте. Вам предстоит назвать те действия. которые можно выполнять, а то что нельзя, мы будем убирать из этого списка.

6 слайд - дети зачитывают те, которые нужно выполнять, а которые нельзя удаляются со слайда:

- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

-Говорить неприятные слова.

- Выражать своё мнение, начинать свою речь словом «Я», я считаю,

я чувствую, я думаю.

-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».

-Внимательно слушать, когда говорят другие.

- Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы.

- Уважать чужое мнение.

- Шуметь, когда кто-то говорит.

- Говорить неправду.

- Говорить искренне.

- Спорить, если не согласен.

- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

- Шутить и улыбаться.

- Объяснять действия, мысли или поступки другого.

- Говорить по одному.

- Перебивать.

Молодцы! Вы отлично справились!

2)Словарная работа. Эти предложения помогают нам понять, что такое речевой этикет.

7 слайд.

Речевой этикет – это правила о том, как говорить, о чём говорить, где говорить и с кем говорить. Вся наша жизнь подчинена правилам. Письменная и устная речь также их имеет. Без них люди разговаривали бы безграмотно и невежливо. Владение речевым этикетом поможет приобрести уважение и признательность окружающих. Знание речевого этикета позволит избегать трудных ситуаций в общении, чувствовать себя уверенно в любой обстановке. С чего начинается ваше утро дома, в школе?

8слайд: приветствие.

2) Одним из составляющих элементов речевого этикета является приветствие. В разных странах и в разное время люди приветствовали по-разному. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами говорят: «Я тебя вижу!» В Китае спрашивают:

« Ели ли вы сегодня?»

А что говорят при встрече русские? (Здравствуйте!) То есть мы желаем друг другу здоровья. В странах Запада, например, на приветствие и вопрос «Как дела? Принято отвечать «Хорошо!», в России же говорят: «Нормально», «Ничего», «Помаленьку». Японцы никогда не заканчивают предложения в беседе первыми, чтобы не показаться бестактными, предпочитая, чтобы это сделал собеседник.

Послушайте, как приветствуют в разных частях нашей планеты.

 1ученик: жители Таиланда складывали вместе ладони и прикладывали их к голове или груди. Их приветствие называлось "вай". А жители Тибета правой рукой снимают шляпу, левую держат за ухом, как бы прислушиваясь. Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В Новой Гвинее при встрече щекочут друг друга подбородком. Ещё там есть обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлётом" бровей, когда обе брови поднимаются вверх.

2 ученик: у некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится. Иногда для приветствия они снимают обувь. Жители одного племени  Южной Америки  перед тем, как поприветствовать, плюют на руки. Эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат кулаком по голове и плечам. Жители острова Пасхи вставали прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивали их перед собой, поднимали над головой, разжимали кулаки и давали рукам спокойно упасть.

3 ученик: очень ответственно относятся к приветствия японцы. У них применяется три вида поклонов - очень низкий, средний и лёгкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и почитаемых людей. англичане и американцы пожимают друг другу руки, а в Латинской Америке жители целуют друг друга в щёку.

Вот такие разные традиции. Но есть и общее: у всех народов уклонение от приветствия считается верхом неприличия и неуважения к окружающим. Я предлагаю вам встать и поздороваться как принято у других народов:

  • древние греки – “Радуйся!”,
  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • жители Таиланда - сложить вместе ладони и приложить к голове и груди,
  • японцы – кланяются: лёгкий поклон под углом 15%,  средний - 30 %, низкий,
  • жители острова Пасхи - сжали руки в кулаки, вытянули их перед собой, подняли над головой, разжали кулаки, дать спокойно рукам упасть.

-Сейчас я предлагаю вам выбрать листок с вопросом и проверить себя на знание правил приветствия в различных ситуациях.

( На карточках. Дети читают сами.) раздать на листках как билеты.

1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?

( Младший )

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

3. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом? (Да).

4. В городской  библиотеке надо здороваться с библиотекарем? (Да).

5. с вами поздоровался на улице незнакомый человек, надо ли отвечать ему? (Да).

6. Вы встретили знакомого, с которым уже виделись сегодня, надо здороваться с ним ещё раз? (Да).

-Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно так поступать, другим иначе. Так какое же правило мы выведем?

- Первым здоровается тот, кто вежливее.

3) Речевой этикет невозможно представить без употребления вежливых слов. я предлагаю вам их вспомнить с помощью небольшого сюжета.

9 слайд - вежливые слова: видеосюжет.

- Назовите вежливые слова. о которых упоминалось в сюжете. Ответы детей.

10 слайд: вежливые слова.

Задание: за 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Проверка ответов школьников, они зачитывают по очереди. Вывод: речевой этикет включает в себя умение здороваться, прощаться, желать здоровья, приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, произносить слова извинения и прощения.

4) Умение вести и поддерживать беседу - это составная часть речевого этикета.

11 слайд. Просмотр сюжета: об умении вести беседу. Обсуждение и вывод: важно в беседе учитывать какими словами ты говоришь и каким голосом. Если человек соблюдает эти правила, то с ним всегда приятно разговаривать. Иногда ребята проявляют невежливость в речи. Я предлагаю вам один видеосюжет: о чём говорят его участники? Обсуждение.

 Постановка вопроса: ты или вы? В каких случаях говорим? К кому вы можете обратиться со словом "Ты"? К кому следует обращаться со словом "вы"? Почему к взрослым и незнакомым людям нужно обращаться со словом "Вы"? всегда ли вы следуете этому правилу?

5) Телефонный этикет: нашу жизнь невозможно представить без телефона.

 12 слайд - разговор по телефону.

 Умение разговаривать по телефону - одна из составляющих речевого этикета. Я предлагаю вам обсудить один сюжет.

13 слайд: сюжет про разговор. Расскажите об увиденном. Интересно ли вам было бы разговаривать с таким собеседником? Поясните свой ответ. Часто мы забываем об этих правилах. Я предлагаю вам небольшую сценку. какие ошибки вы заметите?

Юля: Алло, Катя, это ты?

Гузалия: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Юля: знакомая. А где Катя?

Гузалия: её нет дома. Что ей передать?

Юля: как это нет? Обещала меня подождать, а сама куда-то пропала!

Гузалия: простите, я не могу больше с вами разговаривать.

Гузалия: алло, слушаю вас.

Юля: здравствуйте! Вас беспокоит Катина одноклассница Маша.

Гузалия: добрый день. слушаю вас.

Юля: можно позвать Катю к телефону?

Гузалия: к сожалению Кати нет дома. Что ей передать?

Юля: не беспокойтесь. Ничего срочного. Я ей перезвоню.

Слайд 14.

Выводы: при разговоре надо поздороваться, назвать себя, потом обратиться с просьбой, говорить кратко и вежливо. И тогда вы всегда будете приятным собеседником!

6) В заключение нашего разговора я предлагаю вам составить небольшую  памятку.

 Задание: в тексте фразы слова переставлены - поменять местами, чтобы получилось законченное предложение.

Слайд 15. Составление памятки: "Основные правила речевого этикета":

•При встрече с любым человеком всегда поприветствуй его .

• В беседе надо уметь внимательно слушать своего собеседника.

• Употребляй только вежливые и приятные для собеседника слова.

  • Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец . Работа в парах, по окончании появляются на слайде.

В тексте фразы переставлены - поменять местами, чтобы получилось законченное предложение.

Вывод: Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.

IV. Подведение итогов: о чём сегодня беседовали?  каким правилам речевого этикета будете следовать?

Дидактическая игра: "Закончи предложение":

  • Утро начинается с того, что мы говорим: «Доброе утро!».
  • При встрече следует поприветствовать знакомого человека. Обычно говорят «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день» и т. п.
  • Отвечая на телефонный звонок все говорят: «Алло», «Слушаю» или «Да».
  • Поблагодарить за подарок или услугу можно словами: «Спасибо» или «Благодарю».
  • Для извинения подойдет: «Извините» или «Прошу прощения».
  • Обращаясь с просьбой мы говорим: «Пожалуйста!», "Будьте добры!", "Будьте любезны!".
  • Прощаясь, люди произносят «Пока», «Всего хорошего» «До завтра», «Увидимся».

Вывод: Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. И пусть для вас он станет только самым лучшим на свете!

-Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться правильно оценивать себя, следить за своей речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....