Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»
методическая разработка

Цветкова Светлана Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов, занимающихся с детьми с интеллектуальными нарушениями в развитии. Применение здоровьесберегающих технологий особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у них страдает эмоциональ-волевая сфера, познавательная, двигательная сфера. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастик: артикуляционная, пальчиковая - всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа № 565

Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии.

Тема занятия: «Звук и буква «А»

Разработала учитель-логопед: Цветкова С.Ю.

2020г

ТЕМА:  Звук и буква А.

ЦЕЛЬ: Познакомить со звуком А и буквой  А.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука а, учить голосом выделять звук а в словах;
  • познакомить с буквой А;
  • познакомить с понятиями звук – буква.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графомоторные навыки;
  • развивать, обогащать и активизировать словарный запас;
  • развивать внимание, мышление, память;
  • развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитание умения работать в заданном режиме;

СЛОВАРЬ: звук, буква, аист, арбуз, ананас, апельсин

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер; символы звука А, О, У; киндер-сюрпризы звучащие, пустые; корзинка с муляжами арбуза, апельсина, ананаса; карточка с буквой А из бархатной бумаги, карточки с буквой А, у которой не хватает элементов; буква А и картинки.

ХОД

№ п/п

Содержание

Примечания

1.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

2.

Вводная часть.

Логопед показывает символы звуков «А», «О», «У» предлагает ребёнку узнать и назвать их.

3.

Сегодня на занятии мы будем изучать звук и букву «А»

4.

Основная часть урока

Что же такое звук? (слайд 1)

Звук это, то что мы слышим и произносим.

Игра «Угадай, кто позвал?»

Игра «Звучит, молчит».

Учитель предлагает рассмотреть картинку «Птичка кормит птенцов» (слайд 2). Посмотри как широко открывают птенцы клювики, когда мама их кормит. Покажи, как они это делают. Съели червячка закрыли клювик. Упражнение выполняется 5раз.

Фонетические упражнения.

Слайд 3. Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Он просит широко открыть рот и произнести звук? Какой звук?(звук а)

Слайд 4. Девочка укладывает куклу спать.

Покажи как? А-А-А…

Правильно звук а можно пропеть. Такой звук называется гласный.

Характеристика звука.

Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко работает.

Речь с движением.

Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой.

Вот тогда придёшь домой.

Воспитанники выполняет движения соответственно текста.

Аист подарил нам корзинку. Давай посмотрим, что там лежит. Дети поочереди достают из корзинки фрукты, совместно с логопедом проговаривая и выделяя звук а интонацией : арбуз, апельсин, ананас.

Какой мы слышим звук в начале каждого слова?

Звук «А».

Звуки обозначаются буквами.

Что же такое буква?

Слайд 6. Букву мы пишем, читаем.

Знакомство с буквой.

Пальчиковая гимнастика:

А – шагает по дорожке,

Широко расставив ножки,

Буква может убежать –

Нужно ножки ей связать.

Буква А из пальчиков: Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Воспитанникам даётся карточка с буквой А(сделана из бархатной бумаги).

Логопед предлагает обвести пальчиком букву.

Какую букву обвели?

Букву А.

Давайте вспомним и покажем на картинке какие фрукты нам подарил аист.

Возьмите простой карандаш и соедините картинки с буквой.

Возьмите красный карандаш и раскрасьте букву А.

Буква «А» потеряла разные линии, сделайте так, чтобы на каждом листочке снова появилась буква «А».

Проказница резинка стёрла у буквы А разные линии. Дорисуйте простым карандашом, чтобы на каждом листочке появилась буква А.

Выкалывание шилом букву «А».

5.

Динамическая пауза.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко –

Ноги ставит широко.

Покажите как широко стоят ножки у буквы А.

6.

Закрепление материала

Загадка.

В море плавала акула

Ела всё, что в ней тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву   … (А)

Найдите букву «А» среди картинок.

7.

Итог урока.

Что нового мы узнали на уроке?

Какой научились произносить звук?

С какой познакомились буквой?

8.

Оценка деятельности учащихся.

9.

Домашнее задание.

Обведи по точкам и заштрихуй букву «А»

10.

Окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Методическая разработка : Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Мы идём в цирк».

(Формирование лексико – грамматического строя и развитие связной речи) ...