«Волшебные пальчики»
материал

Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект26.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Ивушка» г. Смоленска

Проект

«Волшебные пальчики»

Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста

                                                                                                   Автор проекта:

Учитель-логопед: Шалагинова

Елена Валентиновна

Паспорт проекта.

Название технологий: здоровьесберегающие, сказкотерапия

Вид проекта: Информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: с сентября  по май.

Участники проекта: дети

Партнеры: Воспитатели, родители, специалисты:  логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное», «Речевое», «Физическое», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое».

Актуальность проекта.

     Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтер

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В начале своей работы я вместе с учителем-логопедом ДУО и педагогом- психологом  провела экспресс – диагностику речи детей и диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей 5-6 лет

с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук и развития речи.

 Проведенная   диагностика, что у 80 % детей графо - моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В.Нищевой, Г.В.Беззубцевой, О.А.Новиковской, Г.Г.Галкиной, О.И.Крупенчук по интересующей нас теме позволяет сделать вывод: в них в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, причём этот материал не систематизирован по возрастам, видам деятельности. Это в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Данные диагностического обследования детей, значимость формирования мелкой моторики, речи, а также отсутствие разработанной системы обучения детей начиная с трёхлетнего возраста, обусловили необходимость разработки проекта «Волшебные пальчики».

Цель и задачи проекта.

Цель проекта - создание условий педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

  • Учить правильно, держать карандаш, ручку, фломастер.
  •  Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
  • Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
  • Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:

  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
  • комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
  • тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
  • принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип учёта ведущей деятельности;
  • принцип природосообразности (заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей).

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.

Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение, собеседование, тестирование;
  • анализ результатов деятельности;

План реализации проекта.

Основой перспективно - календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах. Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

В приложение к проекту представлены:

  • календарно-тематическое планирование кружка «Пальчиковая страна»
  • практический материал:

- рекомендации для родителей;

- упражнения, пальчиковые и дидактические игры;

- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

- гимнастика для глаз;

- психогимнастика.

                           Содержание  проекта:

  • Анкетирование родителей (по развитию мелкой моторики рук).
  • Практические советы и рекомендации «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников», по подготовке рук к письму (папки-передвижки, буклеты)
  • мониторинг и диагностическое обследование детей
  • Кружковая работа «Пальчиковая страна» (оригами).
  • Родительские собрания «Педагогическая лаборатория», семинар- практикум «Играем с пальчиками – развиваем речь».
  • Выставка работ кружковой работы.

Предполагаемый результат в воспитании целевых ориентиров: дети любознательные, активные, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской  деятельности.

                    Продукт проектной деятельности:

Ожидаемые результаты:

дети:

- развитие мелкой моторики;

-развитие речи;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

-развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

педагог:

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

- самореализация

Системная паутинка проекта

Этапы реализации проекта:

I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2017 (18) г.)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
  • Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
  • Анкетирование родителей.
  • Групповое родительское собрание «Педагогическая лаборатория»: «Зачем нужно развивать мелкую моторику».

II. Организационный (Ноябрь 2017(18) - январь 2018 (19) г.)

  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Разработка:

- игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;

- консультационного материала для родителей;

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Рекомендации и советы для родителей, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

- слайдов для мультимедийного демонстрирования;

- рекомендаций для стенда информации.

III. Практический (Январь–март 2018 (19) год).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДУО.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • родительские собрания;
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

IV. Итоговый (Март - май 2018 (19) год).

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
  • Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
  • Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ и других интернет сообществах.
  • Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Волшебные пальчики

Как в игровой занимательной форме развивать пальцы рук, речь и мышление?Короткие веселые стихи в сочетании с движениями способствуют развитию всех этих качеств....

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

программа факультатива "Волшебные пальчики"

Программа факультатива для детей с умеренной умственной отсталостью "Волшебные пальчики"...

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...