Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
статья

В статье автор делится опытом работы по формированию самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения».

На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности.

В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знания, умения адаптировать полученные знания к практике. Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвано социальным заказом общества по воспитанию подрастающего поколения, способного самостоятельно ставить и решать задачи своего развития и экономического благополучия.    

Государственные стандарты образования, по которым, вероятно нам предстоит работать со следующего учебного года (принятие их намечено на лето 2014г.) предполагают смену приоритетов в образовании -  с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.  

Самостоятельность – важнейшее человеческое качество, обеспечивающее  успех во всех начинаниях: учении, работе, поисках жизненного пути, творчестве.

Понятие «самостоятельный) по толковому словарю С.И. Ожегова означает:

  1. Существующий отдельно от других, независимый.
  2. Решительный, обладающий собственной инициативой.
  3. Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи»

По определению А.К. Осницкого « самостоятельность на житейском языке –  это умение выстоять в различных по сложности условиях».

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях по получаемой в школе специальности.

Вместе с тем, исследования показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

   Профессионально-трудовое обучение, как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках труда учащиеся моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.

Во время выполнения практических и проектных работ учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные):
 -планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы;
 - выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;
  - организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)
  -обеспечение безопасных условий работы;
  - соблюдение технологической и трудовой дисциплины;
  - контроль качества выполненной работы;
   - доброжелательное отношение и уважение к людям, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Учителя трудового обучения  формируют знания, умения и навыки, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, именно: 
-   доступные школьникам технические и технологические знания; 
-   общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы; 
- обучают школьников профессиональным приемам; 
- воспитывают у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и  необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.); 
- формируют коммуникативные умения. 
   

Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность способствует  коррекционно-развивающему воздействию на умственно отсталых школьников, исправлению недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формированию познавательных интересов.

Профессиональное обучение строится таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной, сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.        

На уроках ПТО  коррекционная работа  осуществляется на основе направленного изучения учебно-трудовых возможностей учащихся. В начале и конце учебного года  заполняются Карты изучения учебно-трудовых возможностей учащихся в трудовом обучении, в которых фиксируются результаты наблюдений по заданным критериям, характеризующим умение работать самостоятельно:

  1. Целевая сторона деятельности
  • Уровень усвоения теоретических знаний и умение применять их на практике
  • Ориентировка в задании
  • Умение планировать свою работу
  1. Исполнительная сторона
  • Уровень владения ручными приборами работы.
  •  Умение выполнять разметку.
  •  Умение контролировать качество своей работы: текущий контроль;

 итоговый контроль (использование образца для определения качества, умение применять измерительный инструмент).

  1. Энергетическая сторона
  • Уровень работоспособности
  1. Мотивация учебно-трудовой деятельности.

Выявление индивидуальных возможностей учащихся позволяет определять эффективные пути формирования у них самостоятельности в работе.

.Используя методику дифференцированного подхода В.В.Воронковой учащихся по ПТО с учетом индивидуальных особенностей можно распределить по следующим 4 типологическим группам:

Типологические группы

 

Группа

Количество учащихся

(50чел.)

Индивидуальные особенности

1 группа

9/18%

  Наиболее успешно овладевают программным материалом. Все задания, как правило, выполняют этими учащимися самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменения задания, в основном правильно используют имеющийся опыт.

2 группа

26/52%

Нуждаются в определенной помощи, но достаточно успешно применяют имеющиеся знания и умения

3 группа

12/24%

Учащихся этой группы отличает низкая самостоятельность, им требуется значительная помощь в начале выполнения каждого  нового задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность школьников этой группы нужно постоянно организовывать

4 группа

 3/6%

Учащиеся этой группы овладевают учебным материалом на низком уровне, нуждаются в дополнительных приемах обучения, постоянном контроле и подсказках.

Выводы: 1. Контингент учащихся меняется и характеризуется более выраженной умственной отсталостью:

1 группа - только 9чел. (18%): 7кл.-2, 8кл.-3, 9кл.-3, 10кл. -1);

2 группа -26чел. (52%),

3 группа – 12чел, (24%): 5кл.-6, 6кл.-3, 7кл-0, 8кл.- 2, 9кл.-2 9и-1;

4 группа – 3чел. (6%).9и.

2. Необходимо усиление  коррекционно-развивающей направленности обучения для повышения уровня обученности и активное применение современных технологий и методов обучения.

Сегодня в нашей школе одной из основных   является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, учителя используют в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создают индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

На занятиях учителя ПТО помимо традиционных   приемов и методов обучения, активно применяют элементы проблемного обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-компьютерные технологии, элементы проектного обучения.

Профессионально-трудовое обучение можно  и  необходимо  использовать  для  развития речи учащихся. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи.

Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие, непосредственное чувственное восприятие и практическую деятельность. Словесное восприятие технологических знаний учащимися осуществляется через слово учителя или письменное слово учебной книги. Задача обогащения словарного запаса учащихся в трудовом обучении имеет свою специфику.

Заключение

Программой  по ПТО предусмотрено  формирование  у учащихся умения самостоятельно работать. Но  формирование этого  умения,  в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами  он пользуется.

Ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля), умения применять знания умения и навыки в новых условиях (навык переноса)

Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.

Самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.

Самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение (личностные УУД)

 Итак, выделяют три составляющие самостоятельности: умение - мотив - воля. Они теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловлены. Желание действовать самостоятельно чаще выражено у тех ребят, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Не случайно самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Именно взаимосвязь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям.

Содержание работы с детьми с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения  по формированию самостоятельности должно включать:

  1. Создание ситуации успеха и ориентацию на успех учащихся.
  2. Включение в урок элементов проблемного обучения.
  3. Обучение самостоятельному планированию трудовой деятельности.
  4. Применение наглядного метода обучения.
  5. Развитие связной устной речи как коммуникативного средств .
  6. Качественную организацию производительного труда.

При формировании самостоятельности необходимо соблюдать  следующие основных требования:

  • Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля). Это в свою очередь способствует коррекции  умственного развития учащихся
  • Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к  менее известному, от конкретного к абстрактному.
  • Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи учащихся,  который способствует умственному развитию детей.

Повышение уровня самостоятельности  за счет повышения уровня общетрудовых умений и навыков учащихся является  действенным механизмом формирования допрофессиональной готовности выпускников с нарушениями интеллекта к освоению профессии на квалифицированном уровне, гарантирующим высокую мобильность выпускника на рынке труда, и в конечном итоге помогает решению главной задачи – социально-трудовой адаптации выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема доклада : Дидактические приёмы развития эмоций и накопление социального опыта у учащихся с нарушением интеллекта в процессе воспитательной деятельности

Ежедневно, готовясь к урокам, мы ставим задачи, которые должны или желаем достичь, решить. Не менее важна воспитательная задача, что мы желаем воспитать в детях? Умение сопереживать, сочувствова...

Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....

Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....

Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...