Статья "Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы"
статья

Кулик Елена Григорьевна

С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_sfery.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Речь, онтогенетически, наиболее поздняя и высоко дифференцированная функция центральной нервной системы отличается повышенной ранимостью при воздействии различных неблагоприятных факторов.

С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Часто моторные отклонения находятся в прямой зависимости от психических процессов: неустойчивости внимания, недостаточности гибкости переключений, повышенной возбудимости или заторможенности.

В работах многих авторов психомоторные нарушения рассматриваются как один из компонентов общего состояния детей с нарушением речи. В синдроме имеющихся нарушений у детей с общим недоразвитием речи наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторики.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность, неловкость движений, застревание на одной позе.

Несформированность общей моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении различных упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений.

В психолого-педагогических исследованиях, проведенных Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, В. И. Лубовским, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой и другими авторами, показано, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психомоторного развития. Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка.

Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции:

  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, театральные и т.д.);
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия – ЛФК;
  • Музыкально-ритмические занятия;
  • Логоритмические занятия;
  • В самостоятельной деятельности (на прогулке, в различных режимных моментах).

Одним из эффективных средств развития моторной и психических сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы являются лечебно-профилактические танцы. Это комплексы упражнений, включающие в себя коррекционную гимнастику и лечебную физкультуру, которые направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.

Примерный комплекс упражнений к занятию по ЛПТ для детей с речевыми нарушениями.  

Подготовительная к школе группа, младшие школьники.

Цель: Совершенствование психомоторных способностей ребенка

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»,

«Физическая Культура»,

«Здоровье»,

«Музыкально-эстетическая»

Задачи:

  • Коммуникации – развивать умение строить общение со сверстниками.
  • Физической культуры – содействовать гармоничному физическому развитию дошкольника.

Добиться точного, выразительного выполнения всех упражнений.

  • Развивать физические качества: силу, гибкость, выносливость.
  • Здоровья – обеспечить сохранение и укрепление физического      здоровья детей.
  • Музыкально-эстетические - содействие развитию чувства темпа и ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой.

Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.

.

Формируемые интегративные качества: овладение предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять инструкцию, умение проявлять настойчивость и волевые усилия, умение владеть элементарным самоконтролем.

Оборудование:

Мячи небольших размеров, гимнастическая скамейка, игрушки.  

Вводная часть. (5-7 мин.)

  1. Организационный момент. Приветствие детей, эмоциональный настрой на выполнение заданий.
  2. Упражнения на различные виды ходьбы (обычным шагом, на носочках, на пяточках, в колоне по одному, с движениями для рук). Музыка – «Степ-марш». ( От кадрили до кантри).
  3. Упражнение танцевально-бегового характера «Бег по кругу». И. П.- стойка в кругу, взявшись за руки. (Количество детей парное). Беговые упражнения с высоким поднятием бедра, с захлестом ступни назад, упражнения для рук. Музыка бальных танцев.

Основная часть. (25-28 мин.)

  1. Упражнение на развитие подвижности (гибкости) различных суставов. Характер упражнения танцевальный, ритмичный. Песня «Горошинки цветные», музыка А. Варламова. Вступление – шаговые упражнения, упражнения для рук и ног в полуприседе, повороты и наклоны туловища, подъем плечевого пояса. Куплеты – в полуприседе упражнения для кистей рук, повороты туловища, махи ногами. Припев – упражнения на сгибание и разгибание рук и ног. Проигрыш – упражнения вступления.
  2. Упражнение прыжкового характера, направлено на развитие координации движений. Танец « Прыгалка». Музыка в стиле диско. Прыжки на правой и левой ноге поочередно с упражнениями для рук.
  3. Произвольные дыхательные упражнения (из исходного положения стоя), способствующие развитию дыхательной системы. Вдох через нос в медленном темпе, на спокойном дыхании. Примерно 4 счета --  вдох, 6-8 счетов – выдох. Можно выполнять с упражнениями для рук. Музыка Л. В. Бетховена « К Элизе».
  4. Упражнение на развитие подвижности суставов позвоночного столба и силу мышц туловища. « Танго сидя». Музыка в стиле танго. Упражнения выполняются сидя на гимнастической скамейке. Вступление – сидя, упражнения для рук, наклоны и повороты головы. Основная часть – сидя, поочередное максимальное сгибание ног к туловищу с захватом голени руками, разгибание ног, прогибание туловища назад. Из исходного положения «сидя» повороты туловища вправо – влево с поочередным отведением ног назад, упражнения для рук, повороты и наклоны головы.
  5. Упражнение на укрепление и развитие мышц глаз. Выполняется под любую спокойную мелодию. Выполняется из исходного положения – лежа, валики с обеих сторон головы, для удержания правильного положения головы. Детям предлагается сопровождать взглядом свой указательный палец правой руки на протяжении всего упражнения. Кончиком пальца чертится горизонтальная линия справа-налево и слева-направо, затем «лодочка»- полукруг внизу справа-налево и слева-направо. Рисуем «радугу» - полукруг вверху справа-налево и слева-направо, «солнышко» - круг справа-налево и слева-направо. Правую руку медленно разгибать вперед, смотреть на кончик пальца – «пловец», затем медленно приближаем кончик пальца к носу – « пловец плывет к берегу». Поморгать глазами – « зажмуриться от солнышка», расслабиться, открыть глаза. Затем все упражнение повторяется другой рукой.
  6. Упражнение на развитие чувства ритма и координации движений пальцев рук - « Пианино». Классическая музыка для детей. Танцы. Полька.  Исходное положение – сидя по-турецки перед гимнастической скамейкой, руки на скамейке.  Содружественные движения пальцами обеих рук под счет, « колечки» пальцами поочередно каждой рукой, затем обеими, соединение «колечек» в «цепочки». Собрать пальцы в кулак «веером», начиная с мизинца. Перебирать пальцами по скамейке – «пианино».
  7. Упражнение на развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики рук и укрепление мышц пальцев. «Жонглирование мячом» - музыка в стиле кантри. Исходное положение – стоя (сидя), мяч перед грудью. Сжимание и разжимание руками мяча, катание мяча между ладонями. Передача мяча из правой руки за спиной в левую руку и наоборот. Удары мячом об пол, ловля мяча двумя руками. Прокатывание мяча по предплечьям к локтям, по предплечьям и ладоням. Передача мяча из руки в руку под коленом правой или левой ноги.
  8. Упражнение, способствующее развитию диафрагмального дыхания. Исходное положение – лежа на спине, ладони рук на животе. Выдох продолжительный, на счет 6-8, напрягая мышцы живота и втягивая живот. Вдох на счет 3-4, выпячивая живот. Вместо рук, на живот ребенка, можно положить устойчивую легкую игрушку, следить глазами за ее движением.
  9. Упражнение образного характера. Направлено на формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. «Песня волшебника Сулеймана». Музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина. Исходное положение – сидя по-турецки. Вступление – наклоны и повороты головы вправо – влево, наклон туловища вперед. Куплеты – различные движения руками, кистями, пальцами («цепочки», «веер»). Повороты головы, наклоны туловища («поклоны»).

Заключительная часть. 

1.Упражнение на расслабление мышц рук и туловища. Способствует выразительности и плавности движений. Упражнение носит образный характер. « Чайка»  Музыка А. Варламова. Исходное положение – стоя. Вступление – Содружественные движения рук, шаговые движения вперед и в стороны. Куплет – движения, имитирующие взлет и парение птицы в небе.

Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.

Основной целью лечебно-профилактических танцев является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся. Освоение данной программы помогает естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Используемая литература:

  1. Белова-Давид Р. А.  Нарушение речи у дошкольников. М. ,1969
  2. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.
  3. Брунс М. Ф. Значение корригирующей гимнастики для заикания  и методика проведения ее // Новое в психоневрологии детского возраста. – М., 1935. – с. 146-154.
  4. Волкова Г. А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003
  5. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М. 1939. Т. 1-2
  6. Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Мастюкова Е. Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  7. Карклина И. Б. Логопндическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореферат. Дис…канд. пед. наук. М., 2000.  
  8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка. – М., 1973.
  9. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
  10. Мастюкова Е. М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – с.123-147.
  11. Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей  подростков. – М., 1979.
  12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., Айрис-Пресс, 1999. – с. 3-54.
  13. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец. Учебное пособие – СПб.: Детство-пресс, 2010.
  14. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. С. 8-28, 184-194.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция двигательной сферы у детей с ОВЗ

Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений...

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Развитие и коррекция эмоциональной сферы с использованием рисуночных методик

В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"

Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович...

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей

Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерап...

Рабочая программа коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ Обучение плаванию

Программа коррекции двигательной сферы  детей с ОВЗ  Обучение плаванию...