Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"
рабочая программа

Иванова Людмила Геннадьевна

Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rkps.docx112.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

 

        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                     решение педагогического совета  

                                                                                     от «___» _______ 2020  г. протокол №___

                                                                                     Председатель _________ Лиманская Е.Н.

                                                       

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА                                                                                                                                                             

По коррекционному курсу «Развитие и коррекция познавательной сферы»

Уровень образования (класс) – основное  общее, 5 класс

 

Количество часов: 34 занятия              

Учитель: Иванова Людмила Геннадьевна

Программа  разработана на основе:

 1.Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

2. Учебного пособия «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», рекомендованного Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям,

автор А.В. Семенович, М.:  ACADEMA, 2002.

Пояснительная записка

Актуальность. Коррекционный курс «Развитие и коррекция познавательной сферы»  разработан с целью  формирования операционального обеспечения  вербальных и невербальных психических процессов, преимущественно познавательной сферы, что приводит к совершенствованию процесса  обучения и воспитания  ребенка с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Программа вышеназванного курса составлена в соответствии и на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.ФГОС О у/о;

4.Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.;

 5. Методические рекомендации по вопросам внедрения  ФГОС ОВЗ от 11.03.2016г. ВК-452/07  

 6.Сан Пин 2015 в действии с 01.09.2016;

 7.Адаптированная основная общеобразовательная  про

 8.Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 9. Учебное пособие «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», рекомендованного Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям, автор А.В. Семенович, М.:ACADEMA, 2002.

    10.Учебный план ГКОУ школы №10 г. Белореченска.

Теоретико-методологическую основу программы составили труды, положения, концепции, теории   А. Р. Лурия: представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего  в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза» А.В.Семеновича, Б.А.Архипова. 

Общая характеристика коррекционного курса

«Развитие и коррекция познавательной сферы ».

Целью курса является формирование  операционального обеспечения  вербальных и невербальных психических процессов, преимущественно познавательной сферы учащегося с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Задачи коррекционного курса:

-развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов;

-коррекция зрительного гнозиса;

-развитие пространственных представлений;

-работа с кинетическими процессами;

-развитие мнестических процессов;

-развитие номинативных процессов.

Направление, в рамках которого разработана программа «Развитие и коррекция познавательной сферы» исходит из намеренного отсутствия   нозологической  дифференциации («олигофрения», «минимальная мозговая дисфункция», «аутизм», «опухоль мозга», «сенсорная алалия» и т.д.). С точки зрения формирования мозговой организации психических процессов различные клинические случаи и варианты, например, школьной дезадаптации могут иметь аналогичные нейропсихологические механизмы. За этим стоят единые закономерности церебрального обеспечения психической деятельности в онтогенезе, которые актуализируются универсально.  Обязательным считается  воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, что  вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. 

 Коррекционный курс «Развитие и коррекция познавательной сферы» строится как продолжение  курса «Развитие и коррекция двигательных возможностей», который  является  базовым  для  развития в дальнейшем психических процессов ребенка.  Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики развития каждого учащегося.

Программа содержит три этапа:

  1. Этап психодиагностики (на начало года);
  2. Этап практический (проведение коррекционных занятий);
  3. Этап психодиагностики (конец года).

Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащийся не допускает ошибок. У него наблюдается усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Наблюдается усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень – Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой   развития каждого учащегося, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы  с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.

 Все задания коррекционного курса, в том  числе и двигательные упражнения  выполняются детьми по показу, самостоятельно или с помощью учителя в спокойном ритме. Ребенок  продолжает учиться  правильно дышать, следить за состоянием и тонусом своего тела, обязательно включение рефлексии в конце каждого занятия..

Занятия проходят в дневное время, 1 раз в неделю, длительность занятий 30 минут (согласно учебного плана  школы).

Место проведения – кабинет психолога, дефектолога.

Место коррекционного   курса  «Развитие и коррекция познавательной сферы» в школьном компоненте.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно, в  первую очередь у них отмечается  отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Каждое из  заданий (упражнений)  курса  направлено на определенную коррекционную (абилитационную) мишень. Но только в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, повышая и стабилизируя общий энергетический потенциал ребенка; обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар; развивают  и корректируют познавательные процессы.

В ходе курса соблюдается  интегративная связь с  предметами   «Физическая культура»,  «Природоведение», «Профильный труд» и коррекционными курсами «Логопедическая коррекция», «Развитие ВПФ и ЭВС», «Ритмика».      

Содержание коррекционного   курса

«Развитие и коррекция познавательной сферы»  (34 занятия).

1.Диагностика познавательной деятельности на начало года (2 занятия).

Для исследования особенностей сформированности различных компонентов  познавательной деятельности  учащихся в программе используются материалы практического пособия применяемого к детям с наличием тотального недоразвития, парциальной недостаточности когнитивного, в частности, вербального компонента  психической деятельности, а так же вариантов искаженного развития.

В диагностику включены:

- исследование особенностей зрительного восприятия;

- исследование  операциональных  характеристик деятельности и запоминания.

2. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов (4 занятия).

  В комплекс  включены  следующие задания  (упражнения):

- Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов «Хасты».

 Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20  30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие  полная сосредоточенность на каждой позе. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке.

- Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов «Телесные фигуры, буквы и цифры».

 Вместе с детьми, изображаются  пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проигрываются  все варианты перед зеркалом. При участии  несколько человек «телесные» буквы и цифры составляются  всеми детьми одновременно.

- Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов: «Доски Сегена» различных вариантов.

- Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов «Распознай буквы  получишь слово».

 Из объемной азбуки составляется  слово (из 3  4 букв) и предлагается  ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.

3. Развитие и коррекция зрительного гнозиса  (5 занятий).

  В комплекс включены  следующие задания  (упражнения):

- Развитие и коррекция зрительного гнозиса: «Дорисуй предмет до целого».

 Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

- Развитие и коррекция зрительного гнозиса:  «Загадочные рисунки». 

Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы .

- Развитие и коррекция зрительного гнозиса:  «Что здесь изображено?». 

Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур,  различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания  даются в зависимости от возможностей учащегося.

- Развитие и коррекция зрительного гнозиса:  «Что перепутал художник?».

 В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. каждый ребенок  должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

- Развитие и коррекция зрительного гнозиса:  «На что похожа буква?». 

Учитель спрашивает, на что похожа та или иная буква.  Попросите дорисовать ее до этого предмета.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же  с цифрами.

4. Развитие пространственных представлений (8 занятий).

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том,  что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»  простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз»  приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе со специалистом , который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции  учащиеся переходят от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем  только взором.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые учащиеся могут творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п.

  В комплекс  включены  следующие задания  (упражнения):

- Освоение телесного пространства: «Выше — ниже».

Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах.  Находят,  показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка);  что «ниже всего» (ноги, стопы);  «выше, чем...»;  «ниже,  чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук  плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела  шея, плечи, грудь, спина, живот; ног  бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.

- Освоение телесного пространства: «Праволево».

 Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем  с левой рукой, после этого  в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

- Освоение внешнего пространства: «Движения в одном направлении». 

Предлагается каждому  ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления  слева, сверху, снизу, спереди и сзади. 

- Освоение внешнего пространства: «Кто где стоит?».

 Ставится задача  обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

- Освоение внешнего пространства: «Робот». 

Учащиеся по очереди изображают робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три  шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, можно усложнить программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».

- Освоение внешнего пространства: «Назови часть тела». 

Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)».

- Пространственные схемы и диктанты: «Расставь знаки».

 Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй  сверху, от третьей  справа, от четвертой  слева». Аналогично  с двумя разными знаками.

- Пространственные схемы и диктанты: «Графические диктанты». 

Для диктанта используются различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п.  Задания выполняются следующим образом:

• сначала  каждый ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем  левой рукой;

• учащиеся рисуют в направлении, противоположном тому, которое называет  специалист (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

• после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию;

 Можно предложить ребенку самому подиктовать графический диктант  другим детям, а потом проверить работу.

- Конструирование и копирование: «Я  конструктор». 

Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

- Конструирование и копирование: «Копирование фигур».

Сначала фигура анализируется совместно специалистом  и учащимися : затем  изображение разбивается на части, обсуждается удобная последовательность его воспроизведения. Далее каждому ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

5. Развитие и коррекция мнестических процессов (7 занятий).

 Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей ребенка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т. е. перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем  воспроизведения, наконец  избирательности памяти.

Так как развитие памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. При этом происходит обучение ребенка разным мнемотехникам, т. е. способам опосредствования мнестического процесса.

  В комплекс  включены  следующие задания  (упражнения):

- «Межмодальный перенос».

«Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги звездочку, крут, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Каждому ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант  то же, но ребенку надо нарисовать эталон. 

«Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Учащимся предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.

«Перевод из зрительной в тактильную модальность». Каждый ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.

«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называете фигуры, предметы или буквы, показанные ему специалистом.

«Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать: аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.

  «Перевод из слуховой в тактильную модальность».  Учитель произносит  отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

- Развитие тактильной  и двигательной  памяти: «Запомни форму».

 Каждый ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает  последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

- Развитие тактильной  и двигательной  памяти: «Почувствуй и запомни позу».

 Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант  предлагается последовательно 2 - 3 позы). Задача  почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

- Развитие зрительной  памяти: «Восстанови порядок». 

5 -10 предметов раскладываются  в случайном порядке. Предлагается каждому  ребенку по очереди запомнить их расположение (15  20 с). Затем он отворачивается, а специалист  меняет несколько предметов  местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд;  взрослый меняет местами их порядок в ряду.

Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

- Развитие зрительной  памяти: «Вспомни пару». 

Для работы необходимы  бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения .

Каждый ребенок смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк  для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

-Развитие слухоречевой  памяти: «Пары слов». 

Учащимся предлагается  запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик-машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

- Развитие слухоречевой  памяти: «Повтори и продолжи».

Специалист  называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры(учащийся)  повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6.Развитие номинативных процессов (4 занятия).

Номинация (наименование, называние)  это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). 

  В комплекс  включены  следующие задания  (упражнения):

- Развитие номинативных процессов: «Я знаю пять...». 

Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.

    - Развитие номинативных процессов: «Закончи словосочетания». 

Каждому ребенку предлагается  подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.

-  Развитие номинативных процессов: «Новые словечки».

 Каждому ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где взрослый  задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. Ребенок при этом следит за правильностью ответов.

- «Развитие номинативных процессов: Нарисуй названный предмет».

 Каждому ребенку сначала предлагается  изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш).  Проходит совместное обсуждение, чем отличаются эти предметы.

Далее ребенку предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например: дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи, например: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсуждается: «В чем же их различия?»

7. Диагностика познавательной деятельности на конец года (2 занятия) .

- исследование особенностей зрительного восприятия;

-исследование  операциональных  характеристик деятельности и запоминания.

 Таблица тематического распределения занятий:

№ п/п

Разделы и темы

Количество занятий

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Диагностика познавательной деятельности на начало года.

2

2

Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

4

3

Развитие и коррекция зрительного гнозиса  

5

4

Развитие пространственных представлений.

10

5

Развитие и коррекция мнестических процессов

7

6

Развитие номинативных процессов.

4

7

Диагностика познавательной деятельности на конец года.

2

Итого: 34

 

Личностные  и предметные  результаты освоения коррекционного

курса «Развитие и коррекция познавательной сферы».

Личностные  планируемые результаты:

-положительное отношение к окружающей действительности;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности в практической деятельности;

-умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-умение слушать и понимать инструкцию к заданию;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений   об этических нормах и правилах поведения в обществе.

-доброжелательное отношение к другим людям, умение  сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-умение договариваться, изменять свое поведение с учетом поведения  других участников  спорной ситуации;

-умение слушать и понимать инструкцию к заданию;

- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

Предметные планируемые результаты:

- повышение уровня развития психических функций;

- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

- расширение зоны ближайшего развития;

- формирование и закрепление познавательных интересов;

- развитие любознательности;

- умение сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- умение конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения  поставленной задачи;

-  умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-  умение контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

-  умение включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Развитие системы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных базовых универсальных действий, определяющих становление  психо-физических способностей личности ребенка, осуществляется в рамках нормативно-возрастного и индивидуального  подхода

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса

«Развитие и коррекция познавательной сферы»

1. Оборудование:

  • игровой набор психолога «Приоритет»,
  • оборудование для альтернативной коммуникации;
  • интерактивная панель;
  • зеркало,
  • раздаточный материал (карточки, бланки, и т.д.),
  • музыкальный носитель.

                                         

2. Список использованной литературы

1. А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», учебное пособие, рекомендованное Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям,  М.: ACADEMA, 2002 .

2. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», учебное пособие, М.: Генезис, 2007.

3. Семенович А.В., Воробьева Е.А «Комплексная методика психомоторной коррекции», М.: МГПУ Факультет коррекционной педагогики Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа,1998.

 4.М.А. Якубович, О.В. Преснова «Коррекция двигательных и речевых нарушений», М.: Владос, 2006.

5. Н.Г. Метельская, 100 физминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр., М.: ТЦ Сфера, 2014.

6. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезеологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок, авт.-сост. Е.И.Подольская, Волгоград: Учитель, 2009.

7.  Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст, авт.-сост.: Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.-М.: АРКТИ, 2014.

8. Интернет - ресурсы

СОГЛАСОВАНО                                                                                     СОГЛАСОВАНО

           протокол заседания МО                           зам. директора по УВР

специалистов коррекционного сопровождения №___                ______________  Абгарьян Е.А.

от «_____» _________ 2020 г.               «____» ________ 2020 г.

______________ Кузнецова М.Ф.

      СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________Абгарьян Е.А.

«_____»  ________  2020 года

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По коррекционному курсу «Развитие и коррекция познавательной сферы»

Класс: 5

Учитель: Иванова Людмила Геннадьевна

Количество занятий: 34 ,      в неделю: 1 занятие  

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Ивановой Л.Г., утвержденной  протоколом педагогического совета № ____ от  ___.____.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4

Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...

Программа по коррекции познавательной сферы.

Для использования во внеклассной работе...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей

Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерап...