Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.
рабочая программа по психологии по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при которых нарушение познавательной деятельности закономерно.

Данная программа предназначена для работы с учащимися младших классов школы-интерната V вида  с трудностями в обучении и обнаружившими недостаточную сформированность познавательных процессов, разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat_ml_kl.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Рабочая программа

индивидуальных занятий

по коррекции

 познавательной сферы учащихся

2-5 классов

 с трудностями в обучении.

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка

- актуальность

- цель программы

- задачи программы

-этапы работы

- прогнозирование результатов

- оценка результативности

- количество и длительность занятий, этапы работы

- целевая группа

- организационно- педагогические условия

2. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

3. Содержание программы.

4. Учебно-тематический план

5. Список используемой литературы

1.Пояснительная записка

  1. Актуальность.

 Учащиеся с речевыми нарушениями зачастую имеют специфические особенности развития высших психических функций – внимание, мышление, память, восприятие.

Особенно страдают компоненты непосредственно связанные с первичным, речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль. Все это вызывает трудности при школьном обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при которых нарушение познавательной деятельности закономерно.

Данная программа предназначена для работы с учащимися младших классов школы-интерната V вида  с трудностями в обучении и обнаружившими недостаточную сформированность познавательных процессов, разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией. Реализация данной программы позволяет оказать помощь учащимся указанной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Цель программы – коррекция познавательной деятельности учащегося-логопата с трудностями в обучении.

  1. Задачи программы

          - развитие словесно-логического мышления

- развитие произвольного внимания

- развитие памяти

- развитие речи

- формирование волевой регуляции поведения и деятельности

- закрепление навыков учебной деятельности

- формирование мотивации к обучению

  1. Этапы работы

1. Первичная диагностика учащегося (по запросу классного руководителя)

2. Коррекционно-развивающие занятия

3. Оценка результатов работы

  1. Прогнозирование результатов

- развитие познавательной деятельности и высших познавательных процессов

- улучшение академической успеваемости

- повышение произвольности деятельности

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени

- формирование познавательных, личностных, регулятивных универсальных учебных действий.

  1. оценка результативности –

В качестве критериев эффективности программы используются следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий
  2. поведение учащихся на занятиях (активность, мотивация)
  3. результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
  4.  показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам
  5. Результаты мониторинга обученности учащихся
  6. Результаты психолого-педагогического мониторинга учащихся

  1. Количество и длительность занятий, этапы работы

Программа рассчитана на 8 часов индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

  1. Целевая группа

Младшие школьники с тяжелой речевой патологией обнаружившие трудности в обучении.

  1. Организационно-педагогческие условия

Кабинет психолога, ПК, УМК психолога

  1. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

В ходе занятий используется  индивидуальная форма работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами коррекции познавательной деятельности.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта учащегося, положительного психологического климата на занятии, знакомство с содержанием  занятия.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности учащегося совместной деятельностью, и усвоения им новым знаний и умений.

Используемые педагогические технологии.

применяются технологии и техники арттерапии, сказкотерапии,  релаксации,  психокоррекционные игры и упражнения, ИКТ, бланковые методики.

3. Содержание программы

Тема 1: «Хочу учиться». 

Чтение психотерапевтической сказки «Кораблик» (УМК психолога)

Обсуждение сказки.

Тема 2: «В гостях у королевы памяти». 

 Игра на ПК «Что изменилось»  (УМК психолога).

Игра на ПК«Подбери пару для того, что видишь» (УМК психолога)

«Нарисуй по памяти».

Тема 3: «Какой ты внимательный!» 

 Упр. «Заполнение фигур», «Найди отличия», «Расставь значки», «Дорисуй предметы», «Продолжи ряд».

Тема 4: «Самый умный».

Игра «Найди лишнее», игра на ПК «Размышлялки 1, 2, 3», упр. «Пройди лабиринт», упр. «Найди пару», игра на ПК «Подбери картинки», «Логические задачи», «Назови одним словом», «Ребусы», «Найди и вычеркни».

Тема 5: Развитие мелкой моторики

Упр. «Закончи штриховку», упр. «Проведи животных, насекомых по дорожкам», упр. «Обводки».

4. Учебно-тематический план

Тема

Содержание, методическое обеспечение.

Количество часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Хочу учиться!

Чтение психотерапевтической сказки «Кораблик» (см. приложение 1)

Обсуждение сказки (вопросы прилагаются)

1

0,20

0,80

2

В гостях у королевы “Памяти”.

Игра на ПК «Что изменилось»  (УМК психолога)

Игра на ПК«Подбери пару для того, что видишь» (УМК психолога)

«Нарисуй по памяти»

1

0,15

0,85

3

Какой ты внимательный?

Упр. «Заполнение фигур»

«Найди отличия»

«Расставь значки»

«Дорисуй предметы»

«Продолжи ряд»

2

0,3

1,7

4

Самый умный

Игра «Найди лишнее»

Игра на ПК «Размышлялки 1, 2, 3»

Упр. «Пройди лабиринт»

Упр. «Найди пару»

Игра на ПК «Подбери картинки»

«Логические задачи»

«Назови одним словом»

«Ребусы»

«Найди и вычеркни»

3

0,5

2,5

5

Развитие мелкой моторики

Упр. «Закончи штриховку»

Упр. «Проведи животных, насекомых по дорожкам»

Упр. «Обводки»

1

0,15

0,85

5. Список используемой литературы

1) Выготский Л. С. Собрание сочинений 1,2 т.т.

2) Абрамова Г. С. «Практическая психология»

3)Дубровина И. В.«Индивидуальные особенности школьников»

4) Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе»

5) Дубровина И. В. «Психология: учебник для студентов ср. пед учебных заведений.

6) Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога»

7) Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»

8)Практика сказкотерапии под ред. Н.А. Сакович

9) С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет»

10) Л. П. Уфимцева, Т.К. Окладникова «Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения»

11)  А. А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания, программа для детей 5-9 лет».

12) М. И. Чистякова «Психогимнастика

13) А. Романов «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей»

14) А. Романов «Направленная игротерапия»

15) Н. П. Слободяник «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы»

16) сайты Internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования когнитивной сферы учащихся (1-4 класс)

Материалы в помощь дефектологу ГДОУ,  учителю- дефектологу специальной (коррекционной) школы...

Программа развивающих занятий для детей 2 класса с трудностями в обучении.

Программа расчитана на детей, испытывающих трудности усвоения школьного материала. В программу входят занятия на развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), т.к. формирование б...

"Нестандартные задачи как способ формирования приемов умственной деятельности у школьников 1-2 классов с трудностями в обучении"

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях интеграции нескольких школьных предметов в одно занятие....

Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся 7 – 9 классов, имеющих трудности в обучении

Учащиеся, имеющие проблемы в обучении, осваивающие общеобразовательные программы, испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из эт...

Программа учителя - дефектолога для детей 1-4 класс с трудностями в обучении

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоорики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: 1. формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирова...