РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4
рабочая программа на тему

Рабочая программа VIII вида

В результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать и сравнивать  предметы по заданным признакам

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

- давать полное описание объектов и явлений - различать противоположно направленные действия и явления

- определять последовательность событий

- ориентироваться в пространстве

- опосредовать свою деятельность речью.

- уметь  выделять существенные признаки предметов 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas-korrektsii-1_4.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

                 

Согласовано

заместитель директора по УВР

____________/Т.Ю.Черкасова/

 «_____» «__________ » 2016г

Утверждено:                

 Директор школы:

___________/О.В. Полунина /

«_____» «__________ » 2016г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса коррекционно-развивающих занятий

«Час коррекции»

Класс  1-4

2016 – 2017 учебный год

 Педагог-психолог  Казарцева А.А.

        

г. Лиски, 2016

  1. Планируемый результат:

В результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать и сравнивать  предметы по заданным признакам

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

- давать полное описание объектов и явлений - различать противоположно направленные действия и явления

- определять последовательность событий

- ориентироваться в пространстве

- опосредовать свою деятельность речью.

- уметь  выделять существенные признаки предметов

        

  1. Содержание программы

Раздел «Диагностика состояний психомоторных процессов» предполагает обследование детей  на предмет готовности к обучению, диагностику познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь, восприятие и др.). Диагностика проводится как в начале года, так и в конце учебного года.

Раздел «Развитие общей моторики тела» решает ряд задач, связанных  с расширение двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать  движения различных частей тела, выполнение отдельных действий  по инструкции педагога.

Коррекционная направленность раздела «Развитие мелкой моторики рук и пальцев»  предполагает работу  по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, выполнение пальчиковых гимнастик, развитие координации руки и глаза.

Также в  программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие свойств предметов».  Изучение данного раздела предполагает различение поверхностей  предметов на  ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определение их температурного режима. Это позволяет уточнить знания  детей о материалах, их свойствах и качествах.

 Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предусматривает  формирование у детей  ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей в пространстве, выполнение упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, на координацию верхних и нижних конечностей других частей тела. Это влияет на улучшение адаптации в пространстве, повышение работоспособности ученика.

Умственно отсталые дети затрудняются в различении, дифференциации общих, единичных свойств, в последовательности и различении форм. Для детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается снижение цветовой чувствительности. Они недостаточно дифференцируют слабонасыщенные цвета, не воспринимают оттенки  и цвета, соседние по спектру. Дети путают названия цветов. В  связи с этим необходим раздел  «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», который  предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным нескольким признакам, составлять серийные  ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы для измерения.  

Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлен  рядом своеобразных особенностей.  Зрительное восприятие умственно отсталых школьников значительно затрудняет ознакомление  ребенка  с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, снижение остроты зрения и др.

Раздел «Восприятие особых свойств предметов» способствует познанию окружающего  мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое  значение придается развитию осязания. Органом осязания служит рука. Осязание целой сенсорной системой  анализаторов: кожно-тактильного, двигательного, зрительного. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другим анализатором.

Дети с интеллектуальным недоразвитием недостаточно воспринимают и осмысливают предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слуховых  ощущений и памяти». Он предполагает  использование игровых приемов работы, направленных на различение  неречевых и речевых, музыкальных звуков и шумов; имитационные упражнения, пантомимы, игры на детских шумовых инструментах.

Работа над разделом «Восприятие пространственных ощущений» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений  и взаимосвязи между предметами и явлениями. В процессе  специальной  работы  на коррекционных занятиях  у ребенка формируются следующие умения: ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, ориентироваться на поле листа бумаги; двигаться в заданном направлении и изменять его. Овладение пространственными категориями не только в практической деятельности, но и в речи будет способствовать оптимизации потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся в овладении программными требованиями.

Раздел «Восприятие времени»  предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Только конкретная практическая деятельность, закрепляемая через дидактические игры, выполнение заданий бытового характера, наблюдения поможет сформировать чувство времени и временные ориентировки.

Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом  развитии. На психокоррекционных занятиях используются  многообразные приемы, облегчающие восприятие, стимулирующие реплики, рассказ педагога,  игра, коллективное обсуждение проблемной ситуации или сказки, игра и др.  Главной задачей раздела «Развитие речевых навыков» является коррекция моторной активности речевого аппарата (скороговорки, считалки, и др.), умение последовательно выражать свои мысли, составлять предложения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Данная программа составлена таким образом, что в конце каждой четверти проводятся сеансы по саморелаксации. Дети выполняют упражнения  на расслабление и снятие мышечных зажимов, и эмоционально-мышечное напряжение во время занятий.  Применяется техника арттерапии, фитотерапии, ароматерапии. Занятия проводятся совместно с медицинским работником. Во время занятия детям предлагается закрыть глаза, расслабиться, представить ту ситуацию, которую предлагает психолог. В конце урока проводится рефлексия, которая  заключается в виде представленного рисунка.  

 

  1. Учебно-тематическое планирование

1 класс

(66 часов, 2 часа в неделю)

№ пп

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика состояний психомоторных процессов

2

2

Развитие  общей моторики тела

6

3

Развитие мелкой моторики рук и пальцев

8

4

Тактильно-двигательное восприятие свойств предметов

2

5

Тактильно-двигательное восприятие

3

6

Кинестетическое и кинетическое развитие

3

7

Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов

15

8

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

9

Восприятие особых свойств предметов

6

10

Развитие слуховых ощущений и памяти

4

11

Восприятие пространственных ощущений

6

12

Восприятие времени

5

13

Развитие речевых навыков

4

2 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

№ пп

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика состояний психомоторных процессов

2

2

Развитие  общей моторики тела

5

3

Развитие мелкой моторики рук и пальцев

11

4

Тактильно-двигательное восприятие

4

5

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

7

Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов

11

8

Развитие и коррекция зрительного восприятия и зрительной памяти

6

9

Восприятие особых свойств предметов

6

10

Развитие слуховых ощущений и памяти

4

11

Восприятие пространственных ощущений

7

12

Восприятие времени

4

13

Развитие речевых навыков

4

3 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

№ пп

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика состояний психомоторных процессов

2

2

Развитие  общей моторики тела

6

3

Развитие мелкой моторики рук и пальцев

10

4

Развитие и коррекция тактильного восприятия

4

5

Развитие и коррекция кинестетического восприятия

3

6

Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов

11

7

Развитие и коррекция зрительного восприятия и зрительной памяти

6

8

Восприятие особых свойств предметов

5

9

Развитие слуховых ощущений и слуховой памяти

3

10

Восприятие пространственных ощущений

9

11

Развитие слуховых ощущений в памяти

1

12

Восприятие времени

4

13

Развитие речевых навыков

4

4 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

№ пп

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика состояний психомоторных процессов

2

2

Развитие  общей моторики тела

5

3

Развитие мелкой моторики рук и пальцев

6

4

Развитие и коррекция тактильного восприятия

5

5

Развитие и коррекция кинестетического восприятия

3

6

Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов

9

7

Развитие и коррекция зрительного восприятия и зрительной памяти

8

8

Восприятие особых свойств предметов

8

9

Развитие слуховых ощущений и слуховой памяти

6

10

Восприятие пространственных ощущений

5

11

Восприятие времени

4

13

Развитие речевых навыков

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.

Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и пи...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...