Особенности педагогической компетентности родителей умственно отсталых школьников по результатам экспериментального исследования
методическая разработка

Мелконян Амас Овакимовна

Особенности педагогической компетентности родителей умственно отсталых школьников по результатам экспериментального исследования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогической компетентности родителей умственно отсталых школьников по результатам экспериментального исследования

Изучение  сформированности практических умений взаимодействовать с ребенком осуществлялось с помощью анкеты  «Определение воспитательских умений у родителей».  В ходе исследования были  получены результаты по трем шкалам: эмоциональное принятие-отвержение ребенка, понимание-непонимание проблемы ребенка, адекватные-неадекватные формы взаимодействия с ребенком.

Диаграмма №1. ««Воспитательские умения родителей  детей с легкой умственной отсталостью, п=10»»

Показатели по шкале «Эмоциональное принятие-отвержение» оказались очень высокими. Все 100%  (10 человек) родителей с легкостью угадывают желание своего ребенка, принимает его таким, какой он есть, со всеми изъянами и недостатками, проявляют к ребенку заботу и нежность, сопереживают ребенку, имеют эмоциональный контакт с ним, любят его улыбку. И самым важным оказалось то, что каждый родитель понимает, что в развитие ребенка имеются некие проблемы и осознают, что для решения этих проблем собственных сил не достаточно.

Шкала «Рациональное понимание-непонимание проблем ребенка» показало, что лишь на 85% (8 человек) родителей справляются с решением таких проблем. Родители отметили, что не читают специальную педагогическую литературу. Но самое важное – непринятие родителями того фактора, что будущее ребенка, в связи с имеющимися дефектами и нарушениями в развитии, будет отличаться от будущей жизни других детей. 50% родителей (5 человек) отрицают этот пункт и не принимают его. Так же один из родителей отметил, что допускает возможность физического наказания ребенка за его непослушание или провинность. Положительными были ответы на вопросы: нуждаетесь ли вы в профессиональной помощи, считаете ли вы, что обучение в специальной школе дает позитивную динамику, считаете ли себя ответственным за воспитание ребенка и допускаете ли вы, что процесс воспитания положительно влияет не только на ребенка, но и на вас.  В целом, общий показатель по этой шкале выше среднего.

Более низкий результат получился по третий шкале «Адекватные-неадекватные формы взаимодействия с ребенком». 30% (3 человека) родителей отметили, что часто не проявляют терпение по отношению к капризам ребенка. А 50% (5 человек) обозначали, что повышают на ребенка голос. Родители отметили, что достаточно часто хвалят ребенка, уважительно относятся к его личности и никогда не оставляли его в темной комнате, в качестве наказания. Несмотря на отрицательные показатели по некоторым вопросам, общий уровень по этой шкале выше среднего

На последний вопрос о типах поощрения мнения у родителей разделились.

Диаграмма №2. «Тип поощрения. Родители  детей с легкой умственной отсталостью, п=10»»

Большинство родителей указало не один тип поощрения, а несколько.70% (7 человек) отметили, что применяют эмоциональный тип поощрения, 60% (6 человек) моральный, а 50%(5 человек) так же прибегают к материальному типу.

 Результаты второй группы родителей детей с умеренной умственной отсталостью:

Диаграмма №3 «Воспитательские умения родителей  детей с умеренной умственной отсталостью»

Показатели первой шкалы «Эмоциональное принятие-отвержение ребенка» выявили достаточно высокий уровень воспитательских умений и родителей.

100% (10 человек) родителей принимают своего ребенка со всеми его недостатками, любят проводить с ним время, играть, гулять, проявляют к ребенку нежные чувства, обнимают его, гладят по голове, сопереживают ребенку, имеют эмоциональный контакт, любят его улыбку. Так же 100% опрошенных понимает, что в развитие ребенка имеются некие проблемы (возможно и серьезные) и осознают, что для решения этих проблем их собственных сил не достаточно. Но в вопросе о трудностях в угадывание желаний и настроения ребенка 50% (5человек) родителей ответили отрицательно. Общий уровень по этой шкале составил 93% из 100%.

Вторая шкала «Рациональное понимание-непонимание проблемы ребенка» так же показала достаточно высокий уровень умений у родителей (86% положительных ответов). Родители отметили, что нуждаются в квалифицированной помощи. Считают, что обучение в специальной школе оказывают положительную динамику. Осознают, что активное участие родителей в жизни школы, так же позитивно скажется на развитии ребенка. К сожалению, лишь 50% (5 человек) читают специальную литературу и приводят в пример книгу Гленна Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга», «Как научить ребенка читать или тихая, нежная революция», различные книги Стребелевой Е.А. Марии Монтессори, Альфреда Томатиса. И, к сожалению, 60% родителей отметили, что допускают возможность наказывать ребенка физически, например шлепком.

Показатели третий шкалы были средние (74% положительных ответов). 30% (3 человека) родителей указывают, что им не всегда хватает терпения, в моменты, когда ребенок капризничает, но отмечают, что очень бы хотелось научиться сохранять равновесие. Так же 100% (10 человек) говорят о том, что регулярно повышают голос на ребенка. Но при этом родители очень часто хвалят ребенка, не используют наказания в виде «темной комнаты», уважительно относятся к личности ребенка.

На последний вопрос родители так же не смогли ограничиться одним вариантом.

Диаграмма №4 «Тип поощрения. Родители  детей с умеренной умственной отсталостью»

100%  (10 человек) родителей на первое место ставят эмоциональный тип поощрения, на второй моральный и лишь на третье материальный.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: если сравнивать две группы родителей, то по всем параметрам выше показатели у родителей, которые воспитывают детей с легкой умственной отсталостью. Эта группа родителей практически не осознают отличие будущего своего ребенка, от нормально развивающегося школьника. На мой взгляд, вторая группа родителей, воспитывающая детей с умеренной формой умственной отсталости, была более искренни и честна в своих ответах, поскольку присутствовали комментарии, дополнения к ответам. Не смотря на это показатель двух групп выше среднего. Следовательно, можно говорить о высоком уровне воспитательских умений и обеих групп. Результаты полученных данных с помощью анкеты «Определение воспитательских умений у родителей» и представлены в диаграммах №1,№2,№3,№4.

Анализ полученных данных  анкеты  «Отношение родителей к школе»  мнение двух групп были достаточно различные. Вторая группа (родители детей с умеренной умственной отсталостью) показала максимальный результат. 100%(10 человек) родителей из этой группы позитивно относятся к школе, имеют хорошие отношения с персоналом, испытывают чувства удовлетворения, радости и надежды при посещении школы. Родители  удовлетворены отношением учителей к ребенку, отношением учителя к самому родителю, между ними складываются доверительные и уважительные отношения. Родители считают, что ребенок в школе чувствует себя хорошо. Их устраивает уровень преподавания, организация школьного быта, питание в школе и так же удовлетворены отношением с администрацией школы и педагогами.

Что касается первой группы родителей (воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью), анализ оказывается не таким позитивным. Часть родителей имеют посредственное отношение к школе, большинство родителей испытывают растерянность или равнодушие при посещении школы, так же не совсем удовлетворены отношением учителя к ребенку. 50% (5 человек) родителей указывают, что ребенок не всегда чувствует себя хорошо в школе.

Диаграмма №5 «Отношение родителей к школе»

На мой взгляд, ответы родителей первой группы получились такими негативными из-за того, что родители не до конца принимают нарушение в развитии ребенка, испытывают до сих пор непонимание, почему ребенок учиться в такой школе. Уровень образования им кажется не достаточно высоким из-за неадекватных требований к ребенку и завышенных ожиданий.

В свою очередь, вторая группа родителей, детей с умственной отсталостью осознают потребность ребенка в обучение в специальном образовательном учреждении, понимают важность положительных и тесных взаимоотношений с учителем.

Благодаря анкете №3 «Объективность представлений  родителей об особенностях развития ребенка» получили результаты по параметрам психосоциального развития ребенка. Поскольку анкеты заполняли родители и специалист, работающий с этим ребенком, в ходе сопоставительного анализа были получены объективные данные о сформированности родительских  знаний  о развитии ребенка. Ответы специалистов (учителей класса) можно считать действительными, поскольку им проводилось глубокое исследование ребенка, ежедневные наблюдение.

Анализ результатов показал значительное расхождение представлений об особенностях  развития ребенка группы родителей, воспитывающих детей с умеренной умственной отсталостью,  и специалистов по всем показателям.

Результаты второй группы родителей, воспитывающих детей с умеренной умственной отсталость:

Первый параметр это уровень гиперактивности двигательной расторможенности. В вопросах с 1 по 33 раскрывается уровень приспособляемости ребенка в незнакомой обстановке, его возбудимость, импульсивность, нервозность.

Диаграмма №6 «Гиперактивность двигательной расторможенности»

Оценка знаний о ребенке родителя оказалась на 40% выше, чем оценка учителя. Из этого можно сделать вывод, что знания родителя об уровне двигательной расторможенности не соответствуют действительность и гораздо выше, чем они есть. И свидетельствуют об их некомпетентности.

Второй параметр раскрывает социальную адекватность ребенка.

Диаграмма №7 «Социальная адекватность ребенка»

Данный параметр отражает такие моменты, как настойчивость ребенка в своих требованиях, наличие агрессивного поведения к окружающим и умение управлять своими эмоциями. В этом случае различие в показателях не очень большое: показатель родителей превышает на 15% показатель специалиста.

Третий показатель эмоциональной неустойчивости так же выявил расхождение (в 15%) . У родителей имеются не объективные знания, превышающие возможности ребенка.

Интересный результат  по 4 показателю, анализ уровня умственного развития ребенка. Уровень родительских представлений об умственных способностях ребенка оказался ниже действительного. Разница оказалась в 40%. В этом параметре отражалась успешность ребенка в различных видах деятельности, темп мыслительных операций, память.

В этом пункте большинство родителей недооценивают своих детей,  не осознают их потенциальные возможности.

Диаграмма №8 «Уровень умственного развития ребенка»

Существенное  различие в знаниях родителя и специалиста (в 34%)  констатируется  по показателю воспитуемости ребенка и восприимчивости к педагогическим воздействиям. К этому пункту относиться степень податливости в воспитании, умение выполнять определенную задачу, реакция ребенка на запреты и умение управлять собой.

Шестой параметр «общий показатель развития» так же выявил значительные различия между ответами родителя и специалиста. Родители имеют достаточно размытое представление об общем уровне развития основных психических функциях, об адаптивности и восприятие окружающего ребенком, включенность при взаимодействии с родителями, его эмоциональное восприятие.

Вторая группа родителей, которая воспитывает детей с легкой умственной отсталостью, так же показала различные результаты с учителем по всем 6 показателям. В данной группе знание родителей не настолько были завышены, по нескольким параметрам выявлены различия в 6-10% от ответов специалиста. Основываясь на этом можно сделать вывод о то, что родители имеют относительно объективные знания о некоторых, отдельных аспектах развитии ребенка. Единственный показатель «общего уровня развития» показал разницу в 34%. Основываясь на результат последнего показателя можно сделать вывод, что и у второй группы родителей имеют довольно средние представление и знание о ребенке.

Таким образом, на основании анализа  результатов исследования можно сделать вывод, что у родителей двух групп  средний уровень сформированности воспитательских умений по трем основным шкалам.

Родители детей с легкой умственной отсталостью (100%-10 человек) эмоционально принимают ребенка, 80% (8 родителей) имеют рациональное понимание проблемы ребенка и 80% (8 родителей)  используют адекватные формы взаимодействия с ребенком. Вторая группа родителей детей с умеренной умственной отсталостью эмоционально принимают ребенка на 90% (9) , 80% (8) имеют рациональное понимание проблемы ребенка и 70% (7) родителей используют адекватные формы взаимодействия с ребенком. Благодарю этим показателям можно сделать вывод, что  у родителей детей с легкой умственной отсталостью  уровень сформированности воспитательских умений выше, чем  у  родителей детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализ полученных результатов второй анкеты показал, что уровень  активности и отношения к школе выше у родителей детей с умеренной умственной отсталостью. 100% родителей этой группы положительно и доверительно относятся к учителям и в целом к школе, они имеют высокий уровень активности.  У родителей детей с легкой умственной отсталостью полярное отношение: 50% (5) родителей позитивно относятся к школе, а 50% (5) имеют посредственные или негативные отношения к школе и считают, что ребенок не всегда себя чувствует хорошо в школе.

Знания родителей об особенностях развития ребенка сформированы на низком уровне у  двух групп родителей. Для родителей характерно неадеквано  завышенное представление о возможностях ребенка по пяти основным параметрам.  Однако родители недооценивают  умственные способности своего ребенка и не верят в их потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....

Психологические особенности умственно отсталых школьников.

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду наруш...

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже перва...

Особенности проявления аграмматизмов умственно отсталых школьников

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно о...

Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников

Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников....

Семинар "Особенности коллектива умственно отсталых школьников"

Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:...