Игра в развитии математических способностей детей с ЗПР
учебно-методический материал

Анна Пешкина

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей с ЗПР в целом.
Для детей с ЗПР игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Игровая деятельность расширяет представления, помогает войти в жизнь. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

В формировании элементарных математических представлений помогают дидактические игры, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры на ориентировку во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

Простые игры, которые родители могут провести с детьми сами, в свободное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_razvitii_matematicheskih_sposobnostey_detey_s_zpr.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с ЗПР

Игра "Угадай, сколько в какой руке"

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

"Далеко ли это?"

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 

Игра "Какое число пропущено?"

Называется пропущенное число.

Игра "Счет на кухне"

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Игра "Мячи и пуговицы"

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Игра "Сложи квадрат"

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - 10х10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для ребёнка - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

"Сколько вокруг машин?"

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

"Счет в дороге"

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей).

Показать, что целое всегда больше части. Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Консультация на тему «Игровые приемы в развитии математических способностей у детей с ЗПР»

Консультация послужит хорошим помощником в организации занятийИспользование игровых приемов сделают занятие интересным и доступным для детей....

Самообразование педагога «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»

laquo;Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»...

Консультация для родителей " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

В консультации для родителей предложены игры, в которые они могут играть с детьми для развития математических способностей....

«Значение дидактических игр в развитии математических способностей детей»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

«Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов, воспитателей ДОУ, родителей...