«Значение дидактических игр в развитии математических способностей детей»
статья

Мусихина Татьяна Валерьевна

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАНННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

Вступление на родительском собрании клуба «Росток»

«Значение дидактических игр в развитии математических способностей детей»

Подготовила:

учитель-дефектолог Мусихина Т.В.

Кашира, 2018 г.

1  слайд

 Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Я веду  с ребятами группы дневного пребывания  занятия, которые называются "Занимательная математика".

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Они помогают восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

2  слайд

           Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков — созданием игровой атмосферы. Игра не требует от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

3 слайд

       Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

4-5 слайды

  К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов.    Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", « Кто быстрее посчитает?», « Рисуем по точкам», « Засекреченные цифры» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия.

Развитию представлений о множестве способствуют такие игры как: «Составь множество», «Определи по-разному», «Составь пары», «Каких предметов больше?», «Больше — меньше».

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 20: «Кто знает — пусть дальше считает», «Назови соседей», «Сосчитай по-разному», «Исправь ошибку», «Веселый счет», «Угадай-ка», «Кто быстрее посчитает?», «Помоги числам найти свое место», «По порядку становись», «Угадай, что изменилось», «Кто ушел и на котором месте стоял?», «Наведи порядок» (счет на слух), «Сделай столько же» (счет и воспроизведение движений).

Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Обозначь цифрой», «Исправь ошибку», «Найди пару», «Рисуем по точкам», «Засекреченные цифры».

Совершенствованию представлений о понимании отношений между числами натурального ряда способствуют такие игры как: «Назови соседей», «Какое число больше (меньше) на 1?», «Назови пропущенное число», «Назови предыдущее (последующее) число», «Покажи цифрой».

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10: «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю 6 (7, 8 и т. д.) имен», «Составим поезд».

Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди пару», «Рассели соседей», «Строим дом», «Разложи по коробкам», «Отгадай», «Покажи цифрами», «Разложи поровну», «Составь число из двух одинаковых», «Волшебные окошки», «Составь поезд».

Совершенствование представлений о монетах, их наборе и размене: «Магазин», «Расскажите про покупки», «Аптека», «Поездка в транспорте», «Покупаем в киоске-автомате».

Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

6- 7 слайд

     Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняю ребятам, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

8- 10 слайды

     В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит лиса, слева от куклы – ежик и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлесон и принес в подарок игрушки. Карлесон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей.

Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Художники», «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже», зрительные и слуховые диктанты.

11-12 слайды

Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а ряд треугольников – на волну, развивает воображение.

   Более того, ребенку, который прочувствовал геометрические фигуры и формы в детстве во время игры всеми органами чувств, намного проще в школе будет даваться геометрия.

     Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает помидор?" (поверхность крышки стола, дверь, лист бумаги т.д.).

  «Геометрическая мозаика» или « Выкладывание из геометрических фигур»- увлекательная развивающая игра. Она учит ориентироваться на плоскости, развивает координацию движений, мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение. Занятия с мозаикой воспитывают самостоятельность и усидчивость.

   Игра «Подбери по форме». Данная игра учит различать одинаковые фигуры разных цветов. Учит объединять предметы в объекты и в группу по какому- то общему признаку.

   Игра « Подбери по форме». Учит находить одинаковые по форме предметы, группировать их.

   Игра «Волшебный Сундучок». Учить собирать предметы по определенным признакам. Например, только геометрические фигуры.

13-14слайды

   Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", « Четвертый лишний», « Найди 5 отличий», « Найди предмет по тени» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

     Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

     Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

  Упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

  Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

 

15 слайд

  Таким образом, отметим, что дидактические игры являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, знания данные в форме игры, занимательно и интересно, усваиваются детьми гораздо быстрее, легче и прочнее и не разрушают естественность жизни дошкольников, основной деятельностью которых является игра.

 Вывод: известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к самому предмету — математике. Потеря интереса к занятию, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число «неуспевающих», а сама математика кажется детям трудной, неинтересной, недосягаемой. И одной из причин, объясняющих это явление, может быть то, что детей слишком рано отрывают от их любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за «парты» для «серьезного» изучения математики. Таким образом, все ранее сказанное должно нацелить на то, чтобы не разрушать естественность жизни дошкольников тесно связанной с игрой, чтобы при работе с детьми не сухо обучать, а «поиграть» с ними в математику. Дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

16 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Самообразование педагога «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»

laquo;Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Игра в развитии математических способностей детей с ЗПР

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышл...

«Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов, воспитателей ДОУ, родителей...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....