Проект
проект

Татьяна Александровна Ратникова

"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

        "Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"

Ключевые слова: средства мультипликации, методические приемы работы с мультипликационным фильмом, дети с тяжелыми нарушениями речи.

Основополагающим приобретением ребенка дошкольного возраста является  овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Формирование связной речи - приоритетная задача любого дошкольного образовательного учреждения, так как результаты и качество процесса общения напрямую зависят от уровня ее сформированности. Особое значение процесс развития речевых и коммуникативных навыков приобретает в контексте образования и воспитания дошкольников с ОВЗ.

Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ТНР  также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; отмечаются общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений,   снижением   скорости   и   ловкости        выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети  отстают  от  сверстников         с нормативным развитием в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е.М. Мастюкова и др.). Дошкольники с ТНР не могут длительно удерживать внимание во время ООД, воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции. [3, 6, 7, 11]

Вышеперечисленные особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.

С нашей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить проблему, может стать применение мультипликационных фильмов во время ООД в качестве современного, эффективного наглядного средства.

Не секрет, что в жизни современных детей  мультипликационные фильмы играют важную роль, оказывая влияние на их развитие, так как яркие, зрелищные образы воздействуют на сознание ребенка в несколько раз сильнее, чем чтение литературных произведений. В некоторых педагогических исследованиях (А.А.Гуськова, А.Ф. Лалетина и др.) отмечено, что средства мультипликации усиливают наглядность, повышая осознанность воспринимаемого материала, вызывая у детей эмоциональные переживания, благоприятно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности. [2, 5, 8]

В то же время, в реальной  жизни мы часто наблюдаем, что наши воспитанники даже при многократном просмотре мультипликационного фильма не всегда понимают сюжетную линию, не запоминают последовательности событий, не замечают существенных деталей, а если и замечают, не могут сделать из увиденного правильных выводов. Дети копируют поведение и манеру разговора мультипликационных персонажей, но стихийный просмотр зачастую приводит к тому, что ребёнок практически не пользуется активной речью, снижается качество общения. К сожалению, мультфильмы используются родителями как средство, помогающее занять детей на какое-то время, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер. [4, 9]

Таким образом, мультипликационные фильмы становятся эффективным средством наглядности только при условии целенаправленной, системной работы педагогов (учителя-логопеда, воспитателей) и соблюдении ряда педагогических условий.

Цель проекта: повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ТНР средствами мультипликации.

Задачи проекта:

1. Подобрать мультипликационные фильмы для воспитанников с ТНР старшей группы (5-6 лет) в соответствии с программой обучения и лексическими темами.

2. Разработать методические приемы по их использованию в образовательном процессе.

3. Доказать эффективность средств мультипликации для коррекции речевых нарушений воспитанников с ТНР.

Для реализации проекта группа была снащена современными аудиовизуальными средствами (мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудио записи музыки, используемой в мультфильмах).

Изучение литературных источников и Интернет-ресурсов позволили нам определить следующие рекомендации к подбору мультипликационных фильмов, которых мы придерживались в процессе реализации проекта:

  • Наиболее интересны с точки зрения коррекционного воздействия отечественные ленты советского периода производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», 1947-82 г.в. (в том числе восстановленные и переозвученные), а также современные серии развивающих мультфильмов "Развивающие мультфильмы с Чевостиком", "В Загадкино".
  • Продолжительность просмотра мультипликационных фильмов составляет 8-10 минут.
  • Демонстрация мультипликационных фильмов и работа с ними организуется воспитателями в свободное от занятий время - перед обедом (12.00-12.20), во время коррекционного часа (15.00-16.00), после ужина (16.00-16.30), либо может быть введена в ООД учителя-логопеда, воспитателей, если сюжет и методы работы согласуются с программными задачами.
  • Мультипликационные фильмы должны иметь четко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников.
  • Герои мультфильма должны быть озвучены профессиональными актерами. Желательно, чтобы количество главных героев было не более 3-4 начальных этапах работы, и между ними должен вестись диалог.
  • Работа над выбранным мультипликационным фильмом осуществляется в течение недели в соответствии с программными требованиями («Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3—7 лет» Н. В. Нищевой), т.к. каждая лексическая тема в ней также изучается в течение недели. Мультфильм может демонстрироваться несколько раз.

Демонстрация мультипликационных фильмов дошкольникам с ТНР 5-6 летнего возраста включает следующие этапы:

1. Подготовительный: подбор мультипликационного  фильма в соответствии с лексической темой, подробный анализ произведения, планирование системы учебных мероприятий по его закреплению (дидактических игр, творческой деятельности, бесед, инсценировок и др.), проведение словарной работы (объяснение незнакомых детям слов);

2. Основной: демонстрация детям мультипликационного фильма, комплекс дидактических методов и приемов по закреплению изучаемого материала: дидактические игры, творческая деятельность, беседы.

3. Заключительный: итоговый просмотр мультипликационного фильма, актуализация полученных детьми знаний и коммуникативных умений. Просмотр мультфильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В этом случае для родителей разрабатывается опорный план пересказа содержания или вопросы для составления предложений.

С нашей точки зрения, для эффективного использования средств мультипликации в группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) целесообразно использовать следующие методические приемы:

Демонстрация - просмотр мультипликационного фильма целиком или его частей с последующим его разбором и обсуждением;

Прием "Стоп-кадр" позволяет остановить показ в определенный момент и предложить детям выполнить определенные задания (составить  предложение, продолжить начатую героем фразу, рассказать о том, что будет дальше по сюжету);

Презентация на основе сюжета мультипликационного фильма представляет собой кадры, подобранные таким образом, чтобы дети смогли составить по ним рассказ (опорный картинный план), расставить картинки в нужном порядке;

Авторское комментирование - еще одна форма работы с мультипликационным фильмом, когда детям предлагается рассказать своим товарищам, что происходит на экране;

Прием коммуникации - предполагает организацию диалога между двумя детьми, озвучивающими героев мультфильма. Конечно, для этого дети должны хорошо знать сюжет и помнить, о чем говорят герои в данный момент;

Беседы - проводятся непосредственно перед просмотром мультипликационного фильма или его части (детям дается установка, что именно будут смотреть, на что обратить внимание, что нужно запомнить) либо после просмотра, когда анализируется сюжет, систематизируются полученные детьми знания и впечатления, проводится воспитательная работа;

Прием "Разыгрывание сценок" - предлагает детям самостоятельно разыграть сценку из мультфильма;

Дидактические игры - позволяют в игровой форме закрепить знания и умения, полученные детьми  ходе просмотра мультипликационного фильма:

"Доскажи словечко" - предлагается закончить начатую фразу из мультфильма;

"Назови ласково" - предлагается назвать ласково предметы или героев мультфильма;

"Один-много" - игра, направленная на образование множественного числа имен существительных (гвоздь-гвозди);

"Посчитай до 10" - согласование существительного с числительным (одна ромашка, две ромашки, три...);

"Подбери признаки", "Подбери действия" - предлагается подобрать прилагательные или глаголы к существительному из мультфильма;

"Кого не хватает?" - дети должны вспомнить, какого из героев не хватает на картинках;

"Кто так говорит?" - воспитатель зачитывает фразу из мультфильма, дети отгадывают, какому герою она принадлежит;

"Узнай песенку" - дети должны выбрать из нескольких предложенных именно ту, которая исполнялась героями мультипликационного фильма. [1, 5]

Использование средств мультипликации в логопедической работе оказывает положительное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети быстро запоминают образные слова и словосочетания, учатся самостоятельно составлять рассказы, участвовать в диалоге. Значительно повышается мотивация к процессу обучения, уровень усвоения лексического материала в соответствии с программными требованиями.

Средства мультипликации как современная инновационная ИКТ позволяют педагогическому коллективу обеспечить качественное разнообразие средств и методов педагогического воздействия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Рекомендуемая литература: 

  1. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.
  2. Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. -М.,1953. –192 с.
  3. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Дефектология.-1986 -No 6.-С.27-32.
  4. Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. -1960. -No10. -С.88-91.
  5. Гуськова А.А.Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –176 с.
  6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. –Ростов н/ Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004, 224 с.
  8. Лалетина А.Ф.  Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов//   Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г.
  9. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание канд. пс.н. –Н.Новгород, 2009.–26 с.
  10. Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 5-7 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис. канд. пед. наук. -Ленинград, 1972. –210 с.
  11. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-2001.-No4.-С.69-76.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...