Фонематические функции
статья

Громова Полина Дмитриевна

Современное представление о фонематических функциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_predstavleniya_o_fonematicheskih_funktsiyah.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Современные представления о фонематических функциях

Фонетико – фонематическая система языка является одной из первых в развитии речи человека. Для овладения этой системой ребенок должен обладать фонематическими функциями и процессами. Язык как система звуков речи выполняет смыслоразличительную функцию с помощью данных звуков для обеспечения полноценной речи. Звуки, которые обладают словоразличительными  признаками, называются «фонемы». А.Р. Лурия [1973] рассматривал фонему как устойчивый звук речи, изменение которого меняет смысл слова (например, в словах «дочка» - «точка», «дом» - «том»).

Совокупность фонем в языке составляет фонематическую систему, которую В.К. Орфинская [1964] предлагает рассматривать как систему фонем языка,                      представляющей каждый элемент с помощью определенных смыслоразличительных признаков (звонкость - глухость, твердость - мягкость, место образования, способ образования, участие нёбной занавески). Таким образом, в русском языке выделяются звонкие и глухие звуки (в зависимости от участия голосовых складок), твердые и мягкие (в зависимости от напряженности средней части спинки языка), носовые и ротовые (от участия мягкого неба), щелевые, смычные, смычно-проходные, дрожащие, аффрикаты (способ образования), губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, заднеязычные, среднеязычные) в зависимости от места образования.

Необходимо различать понятия фонетика и фонематика.

Фонетика изучает звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Исходя из этого определения, фонетика исследует звуки речи с точки зрения:  

1) анатомо-физиологии (артикуляции) -  их создания, какие органы речи участвуют в произношении, участие голосовых связок, губ и т.д.;

2) акустики (физического компонента) – высота, сила, длительность произнесения звуков;

3) функционального аспекта, т.е. функции звуков я зыке и в данном случае оперирует фонемами.

Если звук является более конкретным выражением произнесенной единицы, то фонема вбирает в себя более обобщенный смысл, не имеющий самостоятельного лексического и грамматического значения, но служит для различения  и отождествления значимых единиц языка. Таким образом, получается, что  в речевом потоке выступают не отдельно взятые звуки, а фонемы.

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонематическая система в русском языке выполняет ряд функций. Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская [1967]:

1. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению значения слова);

2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.

Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие и слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Фонематическое восприятие является одной из фонематических функций и представляет собой специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению структуры слова. Чёткое восприятие фонем в речи окружающих является одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения. Чтобы научиться правильно произносить звук, надо уметь отличать его от всех других, в том числе и близких, оппозиционных звуков. Если же у ребенка нет чёткого слухового образа звуков, то он не имеет образца для подражания и не может контролировать своё произношение [ Л.Е. Журова, 1963]. В ходе формирования фонематического восприятия ребенок овладевает фонематическим слухом, который превращается в сложную систему действий субъекта, составляющих фонематическое восприятие. Обучение детей чтению и письму требует умения детей производить звуковой анализ слова, умения расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, то есть анализа звуковой структуры слова. Это умение приходится специально формировать. Впервые на это обратил внимание Д.Б. Эльконин [1963], который и ввел понятие «фонематическое восприятие», включающее несколько операций: умение определять последовательность звуков в слове, его позицию в слове, а также определение количества звуков в слове. Высокий уровень развития первичного речевого слуха не приводит автоматически к данным операциям, хотя является предпосылкой их формирования. Речеслуховой сенсорной функции достаточно для практики речевого общения, но  недостаточно для овладения чтением и письмом.

Часто в литературе понятия фонематического восприятия и фонематического слуха смешиваются или отождествляются. Фонематический слух рассматривается, как способность различать в речевом потоке звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, иными словами осуществлять дифференциацию звуков, которая помогает определить, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности данные звуки следуют [ Л.С. Волкова, 2003 ]. В основе лежит мнение, что восприятие звуков речи основано на речевом слухе. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку фонематическое восприятие позволяет нам узнавать и различать звуки, а фонематический слух – дифференцировать звуки в речевом потоке. Действительно, речевой слух лежит в основе фонематического восприятия. Если бы речевой слух не формировался в раннем возрасте, ребенок был бы не способен понять человеческую речь.

В основе фонематического восприятия и слуха лежат процессы анализа и синтеза как операции мыслительной деятельности. В.К. Орфинская [1964] представляет фонематический анализ как разложение слова на составляющие его фонемы, при этом предполагается узнавание звука на фоне слова; выделение первого и последнего звуков из слова; определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. По данным В.К. Орфинской [1964], простые формы фонематического анализа (например, выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова (с четырех лет); выделение начального ударного гласного из слова (с пяти лет)) у детей дошкольного возраста появляются спонтанно, а сложные формы фонематического анализа (определение количества звуков в словах – количественный анализ (с шести лет); определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ (с шести лет); определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ (с шести лет)) появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).

Также в литературе часто смешиваются понятия фонематического анализа и фонематического синтеза. Например, В.К. Орфинская [1946] не выделяет в составе фонематической системы функции синтеза. Т.Г. Егоров указывает, что фонематический синтез, обеспечивающий слияние звуков в слово, достаточно сложный речемыслительный процесс.

Таким образом, анализ и синтез являются взаимосвязанными и одновременно противоположным операциями, обеспечивающими овладение речью, прежде всего, чтением и письмом [ Г.А. Волкова, 2005 ].

Формирование фонематических функций анализа и синтеза предполагает развитие фонематических представлений. Фонематические представления рассматриваются как сформированные во внутреннем плане звуковые образы слов. К фонематическим представлениям относятся называние слова на определенный звук, с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции.

Овладение фонематическими функциями, в частности, фонематическим восприятием дошкольниками, которое лежит в основе процессов письма и чтения позволяет точно дифференцировать звуки и последующие их написание в виде графем.

Таким образом, в современно литературе существует несколько понятий, таких как: речевой слух (умение различать звуки речи), фонематический слух, фонематические представления  и наиболее современным считается термин фонематическое восприятие. Вместе с тем в литературе происходит смешение понятий фонематический слух и фонематическое восприятие. Но данные понятия  являются разными: фонематические слух позволяет различать звуки в речевом потоке, а фонематическое восприятие направлено на  умение анализировать позицию звука в слове и его место по отношению к другим звукам. В основе фонематического восприятия лежат процессы анализа и синтеза. Необходимо различать понятия звук и фонема. Звук конкретное выражение фонемы, тогда как фонема представляет собой абстрактное его выражение. Развитый навык фонематического восприятия позволяет детям успешно овладевать навыками чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков....

система игр для развития фонематических функций у детей

В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию фонетико-фонематических функций по теме "Звуки [Б]-[Б\']. Буква Б".

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста (6 – 7 лет)  с...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию фонетико-фонематических функций тема: «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста (6 – 7 лет)  с...

Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....

Методика исследования фонематических функций

Методика исследования фонематических функций (восприятие, анализ, синтез, представления)....