Программа "Школа шефства"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Шаройко Елена Викторовна

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.

Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом социальной деятельности, свободной  самодеятельной  личностью.

Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.

Идея создания данной работы заключается

поиске приёмов и способов работы в сфере общественно – полезной деятельности, 

- в формировании и апробации разнообразных форм шефства,

- в последующем внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната практических наработок данной программы.

Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.

Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.

Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства  в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.

Можно предположить, что подобное общественное ученическое сообщество способно

-воздействовать на девиантное («отклоняющееся») поведение учащихся начальной школы,

-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,

-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shefstvo.docx98.78 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное Казенное Образовательное Учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2

Программа

Развитие социальных способностей подростков с нарушениями зрения

в процессе внеурочной деятельности

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате

«Школа шефства»

Выполнили

воспитатель группы № 12

Баскакова Ю.В.

воспитатель группы № 6

Шаройко Е.В.

Консультант - методист

Матц Е.Б.

Москва

2017 – 2018 учебный год

Паспорт программы

Наименование программы

Авторская программа воспитательной деятельности в средней школе «Развитие социальных способностей подростков с нарушением зрения в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате»

Основание для разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы-интерната для детей с нарушениями зрения

Заказчик

Администрация ГКОУ СКОШИ № 2

Разработчик программы

Баскакова Юлиана Викторовна, воспитатель ГКОУ СКОШИ № 2

Шаройко Елена Викторовна, воспитатель ГКОУ СКОШИ № 2

Методист-консультант

Матц Елена Борисовна

Цель программы

Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната

Задачи программы

-Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.

-Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.

-Формирование основных умений и навыков межличностного общения.

-Духовно-нравственное развитие школьников.

-Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.

-Формирование чувства ответственности воспитанников за своё поведение и поведение окружающих.

-Организация досуговой деятельности.

-Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.

-Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.

-Формирование и развитие организаторских навыков воспитанников.

-Формирование, развитие и коррекция у школьников таких нравственных личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.

-Профилактика правонарушений.

Сроки реализации

2017г. – 2018- 2019 г.

Основные направления воспитательной системы

«Вместе», «Здоровье», «Мир спасется красотой», «Я – гражданин России»

Участники реализации

Ученики 4 «А», 4 «Б», 8 «А» и 8 «Б» классов

Дополнительные сведения

Система воспитательной работы апробируется и реализуется учащимися начальной и средней школы

Пояснительная записка

Актуальность выбора темы.

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.

Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом социальной деятельности, свободной  самодеятельной  личностью. 

Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.

Идея создания данной работы заключается

поиске приёмов и способов работы в сфере общественно – полезной деятельности, 

- в формировании и апробации разнообразных форм шефства,

- в последующем внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната практических наработок данной программы.

Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы. 

Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.

Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства  в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.

Можно предположить, что подобное общественное ученическое сообщество способно

-воздействовать на девиантное («отклоняющееся») поведение учащихся начальной школы,

-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,

-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.

Цель работы:

Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната.

Задачи:

Педагогические.

  1. Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.
  2. Формирование навыков по распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
  3. Формирование основных навыков и умений межличностного общения.

Воспитательные.

  1. Духовно-нравственное развитие школьников.
  2. Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.
  3. Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих.
  4. Организация досуговой деятельности.

Психологические.

  1. Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.
  2. Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.
  3. Развитие организаторских способностей воспитанников.

Коррекционные.

  1. Формированию и коррекция у школьников с нарушением зрения таких личностных нравственных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
  2. Профилактика правонарушений.

Участники программы:

Воспитанники группы № 12 ГКОУ СКОШИ № 2, обучающиеся в 8 «А» и 8 «Б» классах, воспитанники группы № 6 ГКОУ СКОШИ № 2, обучающиеся в 4 «А» и 4 «Б» классах.

Направление реализации программы:

Основным направлением реализации программы является социальное воспитание подростков с нарушением зрения.

Календарно-тематическое планирование

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением зрения

«Школа шефства»

Модули программы

Модуль

Время проведения

Вид деятельности

Исполнитель

Шефство.

-Общие понятия и история возникновения.

-Способы организации шефства в ГКОУ СКОШИ № 2

Октябрь – декабрь 2017 г.

Теоретические занятия

Воспитатель

Первичные представления о формах и методах психологической диагностики

Январь – февраль 2018 г.

Теоретические занятия

Практические занятия

Воспитатель

Разработка программы подготовки к переходу в среднюю школу для учеников 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2

Март – апрель 2018 г.

Практические занятия

Воспитанники

Тематическое планирование

Темы теоретических занятий

Кол-во часов

Темы практических занятий

Кол-во часов

УУД

1

Определение понятий «Шефство» и «Наставничество»

1

«Мои представление о шефстве и наставничестве»

(доклады и мини - проекты воспитанников)

1

Познавательные

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Коммуникативные

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов

 (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование 

(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль 

(в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция 

(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка 

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

2

История возникновения шефства в России

5

Подготовка подарка для первоклассников совместно с подшефными классами

4

3

История возникновения системы шефства в ГКОУСКОШИ № 2

5

Подготовка к конкурсу инсценировок совместно с подшефными классами

5

4

Пути реализации шефства на современном этапе развития ГКОУ СКОШИ № 2

2

Разработка программы шефства над учениками 4  класса ГКОУ СКОШИ № 2  

2

5

Опрос, как метод исследования

2

Подготовка опросного листа для педагогов ГКОУ СКОШИ № 2

2

6

Проблема готовности перехода обучающихся из начальной школы в среднюю

5

Разработка с учащимися 4 классов программы занятий, способствующих психологическому комфорту при их переходе в среднюю школу.

2

7

Методы психологической диагностики готовности обучающихся начальной школы к переходу в 5 класс

5

Подготовка методики определения готовности учеников 4 класса к переходу в среднюю школу.

2

Всего теоретических часов

25

Всего практических часов

18

Всего часов

43

Календарное планирование

Дата

Темя занятия

Вид занятия

Направление деятельности

19.09.2017

Что такое шефство в школе

Теоретическое

Беседа с воспитанниками

10.10.2017

Отличие понятий «шефство» и «наставничество»

Теоретическое

Дискуссия

17.10.2017

История появления шефства в школах

Теоретическое

Беседа с воспитанниками

24.10.2017

Шефство и наставничество в России 18 – 19 века

Практическое занятие

Доклады воспитанников

31.10.2017

Проблема шефства в советской школе

Практическое занятие

Доклады воспитанников

14.11.2017

Феномен шефства в школе 20 века

Практическое занятие

Доклады воспитанников

21.11.2017

Проблема школьного шефства в наши дни

Практическое занятие

Доклады воспитанников

28.10.2017

Пути реализации шефства на базе ГКОУ СКОШИ № 2

Теоретическое занятие

Беседа

05.12.2017

Индивидуальное наставничество

Теоретическое занятие

Беседа

12.12.2017

Групповое наставничество

Теоретическое занятие

Беседа

19.12.2017

Шефство на уровне классов (групп)

Теоретическое занятие

Беседа

26.12.2017

Шефство на уровне школы (первые представления о самоуправлении)

Теоретическое занятие

Беседа

16.01.2018

Ученический совет

Теоретическое занятие

Беседа

23.01.2018

Устав школы как нормативный документ, регламентирующий работу ученического совета

Практическое занятие

Работа с текстом Устава

30.01.2018

Ученические рабочие группы как механизм работы Совета

Теоретическое занятие

Беседа

06.02.2018

Формирование ученических рабочих групп

Практическое занятие

Дискуссия

08.02.2018

Функциональное наполнение ученических рабочих групп

Практическое занятие

Дискуссия

13.02.2018

Опрос как метод сбора информации

Теоретическое занятие

Беседа

15.02.2018

Понятие анкетирования

Теоретическое занятие

Беседа

27.02.2018

Отличие опроса от анкетирования

Теоретическое занятие

Беседа

01.03.2018

Подготовка опросного листа для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Работа над текстом опросного листа

06.03.2018

Подготовка программы занятий по подготовке к 5 классу для обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Работа над программой

13.03.2018

Проведение первичной диагностика готовности учеников 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 к переходу в 5 класс

Практическое занятие

Проведение психологических тестов

15.03.2018

История и традиции ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

20.03.2018

Основные отличия средней школы от начальной

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

22.03.2018

Требования  к ученикам 5 класса в ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

27.03.2018

Распорядок дня и режимные моменты в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

29.03.2018

«Раздевалка» (правила хранения вещей)

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

10.04.2018

Класс (группа) в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

12.04.2018

Спальный корпус

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

17.04.2018

Правила поведения в школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

19.04.2018

Особенности организации подготовки уроков в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

24.04.2018

Правила поведения воспитанников во время прогулки

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

26.04.2018

Правила поведения воспитанников на общешкольных мероприятиях

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

27.04.2018

Правила поведения воспитанников во время выездных мероприятий

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

03.05.2018

Анализ опросных листов педагогов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Статистическая обработка данных

07.05.2018

Подготовка итоговой диагностики готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Подготовка методов диагностики

10.05.2018

Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение психологического тестирования учеников 4 класса

15.05.2018

Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение психологического тестирования учеников 4 класса

17.05.2018

Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса

Практическое занятие

Обработка полученных материалов

22.05.2018

Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса

Практическое занятие

Обработка полученных данных

24.05.2018

Подготовка рекомендаций ученикам 4 класса по итогам диагностики готовности перехода в среднюю школу

Практическое занятие

Подготовка рекомендаций

30.05.2018

Подведение итогов работы по подготовке 4 класса ГКОУ СКОШИ №2 к переходу в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

Результаты работы по программе

Состав рабочей группы

Рабочей группой проекта стали учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов ГКОУ СКОШИ № 2 Фролова Екатерина, Шарейко Наталья, Трофимов Валерий, Елисеева Юлия и Косова Вероника. Данный состав рабочей группы был выбран не случайно. Дело в том, что часть воспитанников, задействованных в проектной деятельности, пришли в группу только в 2017 – 2018 гг. (Трофимов Валерий, Косова Вероника), то есть являются новичками в группе (сложившемся коллективе). Таким образом, включение новеньких ребят в рабочую группу способствовало их быстрой адаптации и более легкому вхождению в коллектив. Также хотелось бы отметить, что один из членов рабочей группы имеет глубинные нарушения зрения и развившиеся на почве первичного дефекта психологические комплексы. Именно совместная работа с успешными детьми способствует снижению страха неудач и принятию себя таким, какой ты есть у подростка с подобными проблемами.

Непосредственная работа по реализации программы

Работа по реализации программы проходила в 2 этапа:

  1. Разработка и апробация методического комплекса, включающего в себя планы воспитательских часов, сценарии мероприятий, ролевые и дидактические игры и др. – выполнялось воспитателем
  2. Работа над проектом «Школа шефства» - выполнялось воспитанниками.

Работа воспитанников включала в себя 4 этапа:

  1. Теоретический этап:
  • Участие в воспитательских часах, направленных на изучение проблемы шефства в школах г. Москвы и истории развития шефства в ГКОУ СКОШИ № 2.
  • Работа с Уставом ГКОУ СКОШИ № 2.
  • Изучение литературы по проблеме развития самоуправления и взаимопомощи в школе.
  1. Подготовительный этап:
  • Разработка опросного листа для педагогов и учащихся 4 «А» и «Б» классов ГКОУ СКОШИ № 2, выявляющего представление педагогов и учащихся о качествах, которыми должен обладать пятиклассник.
  1. Практический этап:
  • Разработка и проведение цикла занятий, направленных на помощь в адаптации будущих пятиклассников к средней школе.
  • Диагностика готовности перехода учащихся 4 «А» и «Б» классов к переходу в среднее звено.
  1. Аналитический этап:
  • Обработка и оценка полученных данных.
  • Подготовка отчета о проделанной работе.
  • Защита проекта на конкурсе проектов ГКОУ СКОШИ № 2

Теоретический этап

В рамках теоретического этапа воспитанники проанализировали опыт существования шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 с момента ее основания и по настоящее время. В результате анализа была разработана современная система шефства.

Шефство – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим ученикам школы. Также шефство можно рассматривать как форму взаимодействия между учениками, педагогами и администрацией школы.

В ГКОУ СКОШИ №2 можно романизовать следующие виды шефства:

  1. Индивидуальное - шеф класса или группы,
  2. Персональное - наставник для подростка, находящегося в социально-опасном положении,
  3. В форме содружества -  шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.

Шефство поможет педагогам школы:

  1. Содействовать формированию у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
  2. Создать в классном и школьном сообществе благоприятного климата.

Основываясь на шефстве, в ГКОУ СКОШИ №2 можно будет создать структуру самоуправления, включающую в себя следующие направления:

  1. Организация порядка в школе – дежурства по школе, проверка чистоты классов, спален и раздевалок и т.д.
  2. Спортивно-оздоровительное направление – организация зарядки, помощь в организации общешкольных спортивных мероприятий и т.д.
  3. Гражданско-патриотическое направление – помощь в организации и проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся.
  4. Оформительское направление – помощь в украшении помещений школы к тем или иным тематическим мероприятиям.
  5. Организация поздравлений учащихся и педагогов с праздниками и значимыми датами школы.
  6. Корреспондентское направление - помощь в оформлении стенгазет, стендов, фоторепортажи.

Также на базе школы можно создать следующие подразделения:

  1. Управляющий центр - координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы; организует самообслуживание учащихся, их дежурство; поддерживает дисциплину и порядок в школе; устанавливает шефство старших над младшими; организует деятельность самодеятельных средств массовой информации.
  2. Центр порядка - организует дежурство классов по школе, в столовой, на этажах, во дворе школы и прилегающих к ней территорий, составляет графики дежурств и следит за их выполнением; контролирует чистоту кабинетов школы; контролирует порядок в рекреационных помещениях во время перемен и внеурочных занятий.
  3. Информационный центр - организует информационное обеспечение коллектива школы по всем вопросам их жизнедеятельности через издание стенной газеты и доску объявлений.
  4. Центр шефства -  организует шефскую деятельность учащихся школы по оказанию помощи младшим школьникам.
  5. Спортивный центр - организует подготовку к школьным и районным соревнованиям вместе с учителями физической культуры; проводит работу по пропаганде здорового образа жизни; разрабатывает комплексы упражнений для утренней зарядки.

По итогам разработки системы шефства для ГКОУ СКОШИ № 2 участники проекта провели опрос среди педагогов, родителей и обучающихся школы, направленный на выявление нужности внедрения разработанной системы.

Результаты опроса представлены в диаграммах 1, 2 и 3.

Диаграмма 1. Целесообразность шефства в ГКОУ СКОШИ № 2

Из диаграммы видно, что 100% педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 считают, что система шефства была бы полезна школе. Большинство родителей (70%) согласи с педагогами, а обучающиеся не имеют определенного мнения по данной проблеме (по 50% за и против соответственно).

Для того, чтобы получить более полное представление о том почему обучающиеся и родители не готовы к внедрению системы шефства в ГКОУ СКОШИ № 2, рабочей группой проекта было проведено еще два опроса среди данных категорий участников.

Диаграмма 2. Представление родителей о системе шефства

Из диаграммы видно, что большая часть родителей (70%), считают, что систему шефства в школе можно изменить и использовать в современной школе. 30% родителей говорят о том, что система шефства устарела и не будет интересна детям.

Диаграмма 3. Представления обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 о шефстве

Из диаграммы видно, что только половина обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 имеют какое-либо представление о том, что такое шефство в школе.

Проанализировав результаты опросов, участники проекта пришли к выводу о том, что на первом этапе внедрения разработанной ими модели шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 необходимо опробовать на практике хотя бы один из элементов предложенной системы. Таким элементом стало шефство в форме содружества -  шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.

Практический этап

В рамках практического этапа обучающиеся 8 класса взяли шефство над обучающимися 4 класса. Работа шефов с подшефами велась в 2 направлениях:

  1. Совместное участие 2 воспитательских групп (8 и 4 классы) во всех общешкольных и выездных мероприятиях в 2017 – 2018 учебном году.
  2. Подготовка учеников 4 класса к переходу в среднее звено ГКОУ СКОШИ № 2

Участники проекта разработали опросный лист для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2, который включал в себя 5 вопросов:

  1. Как Вы считаете, чем процесс обучения в средней школе отличается от процесса обучения в начальной школе?
  2. Какие наибольшие трудности испытывает ребенок при переходе из начальной школы в среднюю?
  3. Что, по Вашему мнению, свидетельствует о готовности перехода ребенка из начальной школы в среднюю?
  4. Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть успешным при переходе из начальной школы в среднюю?
  5. Какие требования предъявляются к ребенку при переходе в среднюю школу педагогами ГКОУ СКОШИ № 2?

В опросе приняли участие 20 педагогов ГКОУ СКОШИ №2 и 15 обучающихся 4 «А» и 4 «Б» ГКОУ СКОШИ № 2. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Представление педагогов и учеников ГКОУ СКОШИ № 2 о качествах, которыми должен обладать ученик при переходе их начальной школы в среднюю

Вопрос

Педагоги

Обучающиеся

Как Вы считаете, чем процесс обучения в средней школе отличается от процесса обучения в начальной школе?

  1. Процесс обучения в средней школе требует от ученика большей самостоятельности.
  2. От ребенка требуется не только понимание и заучивание материала, но и умение его анализировать.
  3. Объем изучаемого материала в средней школе больше.
  1. Изучаемый материал станет сложней.
  2. Увеличится количество домашнего задаия.

Какие наибольшие трудности испытывает ребенок при переходе из начальной школы в среднюю?

  1. Увеличение количества уроков в учебный день.
  2. Увеличение изучаемых предметов.
  3. Увеличение числа преподавателей.
  1. Увеличение количества изучаемых предметов.

Что, по Вашему мнению, свидетельствует о готовности перехода ребенка из начальной школы в среднюю?

  1. Умение анализировать материал и делать выводы.
  2. Умение задавать вопросы.
  3. Умение отвечать на поставленные вопросы.
  4. Самостоятельность.
  5. Самоконтроль.
  1. Умение учиться без троек.
  2. Умение запоминать большое количество информации.

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть успешным при переходе из начальной школы в среднюю?

  1. Доброжелательность.
  2. Хорошее отношение к окружающим.
  3. Умение работать в команде.
  4. Уважение к старшим.
  5. Ответственность за свои поступки.
  1. Запоминать пройденный материал.
  2. Терпение.
  3. Целеустремленность.

Какие требования предъявляются к ребенку при переходе в среднюю школу педагогами ГКОУ СКОШИ № 2?

  1. Целеустремленность и аккуратность.
  2. Умение видеть и решать учебные задачи (самостоятельно и в классе).
  3. Бережное отношение к учебным материалам и школьному имуществу.
  4. Желание учиться.
  5. Способность адекватно воспринимать критику.
  1. Правильные ответы на вопросы.
  2. Запоминание большого количество материала.

Из таблицы видно, что представления педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 о том, каким должен быть ученик, переходящий из начальной школы в среднюю, не совпадают. Педагоги считают, что для того, чтобы быть успешным в средней школе, ребенку необходимо обладать не только ключевыми учебными навыками, но и определенным набором морально-этических качеств. Обучающиеся же предполагают, что успешность ученика средней школы напрямую зависит от его мышления и памяти, а самым главным показателей обучаемости является оценка учителя.

Проанализировав опросные листы педагогов и обучающихся, участники проекта описали модель идеального ученика средней школы. Данная модель включает в себя 5 блоков качеств, которыми должен обладать ученик 4 класса при переходе в среднюю школу. От развития данных качеств зависит успешность ученика средней школы. Описанная модель приведена в таблице 2.

Таблица 2. Модель идеального ученика средней школы ГКОУ СКОШИ № 2.

Качества

Описание

Мотивационный блок

Ученик должен иметь положительную устойчивую мотивацию к образованию и самообразованию, устойчивые именные профессиональные интересы.

Духовно-нравственный блок

Духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, справедливая, милосердная, порядочная и самосовершенствующаяся личность.

Физический блок

Здоровая, крепкая, энергичная, спортивная личность.

Интеллектуальный блок

Мыслящая, творческая, эрудированная с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная.

Блок деловых качеств

Трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая дело до конца.

Участники проектной группы предположили, что наиболее эффективным способом привести к единому мнению представления о качествах, которыми должен обладать ученик при переходе из начальной школы в среднюю, является организация и проведение программы шефства в ГКОУ СКОШИ № 2.

Опираясь на представленную модель идеального ученика средней школы, ребята разработали 5 занятий (программу) для 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2, направленных на формирование у детей качеств, необходимых для облегчения их перехода в среднюю школу. Каждое занятие включало в себя 4 блока:

  1. Теоретический блок – рассказ о традициях и правилах поведения в стенах ГКОУ СКОШИ № 2.
  2. Аналитический блок – обсуждение полученных знаний.
  3. Практический блок – отработка нужных качеств и навыков посредством психологических игр.
  4. Рефлексия – подведение итогов занятия.

Данные занятия были проведены в 4 «А» и 4 «Б» классах в марте – апреле 2018 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация социального проекта: "Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны"

В презентации показана шефская работа волонтерского отряда "Дружба" над семьей ветеранов Великой Отечественной войны Серебряковыми Николаем Алексеевичем и Ефросиньей Степановной....

«Школа шефства»

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...

Потенциал шефства, как способ развития интереса учащихся к исследовательской деятельности.

На сегодняшний день проектной и исследовательской деятельности уделяется очень большое внимание. В том числе и в общем образовании. В школе дети делают проекты, проводят какие-то исследования. Но допо...