"Образование и грамотность на Руси"
план-конспект урока (7 класс)

Урок по истории России  для 7 класса на тему "Образование и грамотность на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_i_gramotnost_na_rusi.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Нефтекамская коррекционная школа – интернат

 для обучающихся с ограниченными возможностями развития

Тема урока: «Образование и грамотность на Руси»

                                                           

                                           

                                               Подготовила и провела  

                                                                       учитель истории: Ванюшкина  М.А.

Нефтекамск 2018г.

Цель: дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.                                                                                                                            Задачи

Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.

Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.

Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.

Основные термины и понятия

Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.

Оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд на ватмане, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, стаканчики с чернилами, гусиные перья, карточки с заданиями, Библия.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Правильно закончите пословицу и садитесь на свое место.

1.Век живи – век учись.                                                                                                          2. Тяжело в ученье, легко в бою.                                                                                                   3. Ученье свет – неученье  - тьма.                                                                                               4. Хорошая книга- лучший друг.                                                                                                 5. Кто хочет много знать, тому мало надо спать.                                                      6.Больше знай , меньше болтай.                                                                                                 7. Кто много читает, то много знает.                                                                                          8. Что написано пером, не вырубить и топором.                                                                                                                                                  9.Учиться никогда не поздно.                                                                                                                                                            10. Книга твой друг – без нее как без рук.                                                                                                                                                 11.  Грамоте учиться  - всегда пригодится.                                                                                                                                                                               12. Повторение - мать ученья.

2.Повторение.                                                                                                                                        -  Ребята, давайте повторим пройденный материал и разгадаем кроссворд.        По вертикали:                                                                                                                     1.Вооруженная борьба между князьями, связанными родственными узами.              По горизонтали:                                                                                                                     1.Первый русский сборник законов.                                                                                     2.Правила жизни людей.                                                                                                                   3.Штраф за совершение преступления.                                                                                                4.Кто стал править в Киеве в 1019 году? А как его прозвали?                                            Почему его прозвали Мудрым?(за ум, за образованность).                                                                 Наша тема связана с этим словом.                                                                                               3.-Чтобы определить тему урока я предлагаю вам посмотреть видеоролик (СЛАЙД)                                                                                                                                                               - Ребята, кто догадался, какая  тема нашего урока.                                                                   4. – Запишите число и тему урока « Образование и грамотность на Руси».                                                              Сегодня наш рассказ будет сопровождаться заполнением схемы.                                                                                                                      -  Давайте послушаем, что же помогало людям быть грамотными?                                                                             1.Чтобы люди были грамотными на Руси Ярослав Мудрый начал строить   храмы и монастыри и при них  открывать школы.                                                                         В школах изучали церковные книги.                                                                                                                            При Ярославе многие люди научились писать и читать.                                                             На стенах храмов, на изделиях гончаров оставляли надписи.                                                 -  Где открывались школы?                                                                                                     2.Ярослав Мудрый велел переводить книги с греческого языка на славянский.                                                                                                                                          Люди узнавали о жизни других народов, их военных подвигах .                                                  - Для чего переводили книги?                                                                                                  3.Книг не хватало, поэтому монахи переписывали книги от руки.                                         Их называли переписчиками.                                                                                             Переписчики использовали славянскую азбуку- кириллицу(СЛАЙД)                                                     Каждую букву выводили отдельно друг от друга.                                                                                      Такое письмо называлось уставом. Книги украшали узорами.                                           Первую букву тоже украшали узорами.                                                                                       – Кто такой переписчик?                                                                                                            - Вот сейчас определим  «Что находилось  в комнате переписчика?                                                  – Если я подниму предмет, который есть у переписчика, вы поднимаете руки вверх. А если такого предмета нет, то -  приседаете.                                                                                                                                                                                    – Ребята, сейчас на некоторое время превратимся в переписчиков. Ваша задача – написать с помощью гусиного пера первую  букву .                                  - В какой цвет раскрашивалась заглавная буква абзаца ?(В красный. Поэтому называется красная строка. Предложение надо писать с новой строки, отступив от  края, т.е. приложить руку к тетради и отступить расстояние в два пальца.). Звучит музыка.( СЛАЙД)                                                                           – Кто догадался,  какой музыкальный инструмент сейчас звучал? (игра на гуслях)

4.Переписывали Библию и другие церковные книги.                                                             Книг становилось все больше и больше                                                                                                         - Как называлась главная книга христиан?                                                                                                                                                                                           - Каждая буква выводилась пером. Когда страница заканчивалась, надо было высушить чернила. На страницу насыпали песок. Песок впитывал чернила. Потом писали на следующей странице.                                                                                                                   Писали книги на пергамене. Пергамен- это обработанная телячья кожа.                   -Работа с книгой (стр. 165)Над книгами работали по несколько лет.                                                                                     Для книги делали красивую обложку. Обложкой служили две доски. Доск-и обтягивали кожей или дорогой тканью. Поверх них прикрепляли украшения из золота, серебра и драгоценных камней.                                                                        Книгу хранили, берегли и передавали своим детям и внукам как самое большое богатство. Такие древние книги хранятся в музеях под стеклом .Их нельзя доставать, потому что они рассыпятся.                                                                                                             5. Ярослав Мудрый тоже любил читать и собирал книги.                                                            У него была большая библиотека. Она стала первой русской библиотекой. Все книги хранились в храме города Киева - в Софийском соборе.(СЛАЙД)                                      – В каком городе появилась первая русская библиотека?                                 - Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?                                                                                    (Во время правления Ярослава Мудрого стало больше грамотных людей и Киев стал культурным центром Древней Руси).                                                           5. Закрепление                                                                                                                                           – А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что вы запомнили.                                                                                                                   – В предложениях  вместо точек вставьте нужные слова.                                                                                      6. – О чем говорили на сегодняшнем уроке?                                                                                                      – Что понравилось на уроке?                                                                                         Объявление оценок за работу.                                                                                     Домашнее задание. Написать любые 2-3 предложения из карточки (по желанию можете написать все предложения).Найдите в интернете информацию о первых книгах, подготовьте  выступление.                                                                         Рефлексия.                                                                                                                                              - После нашего урока какие слова вы бы вписали в книгу, чтобы оставить своим потомкам.                                                                                                                                                                           1.ЗНАНИЕ, 2. МУДРОСТЬ, 3.ТРУДОЛЮБИЕ, 4.ПРАВДА, 5.ПАТРИОТИЗМ, 6.ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, 7. ИНТЕРЕС, 8. РАДОСТЬ, 9. УМ, 10. ТЕРПЕНИЕ, 11.ДОБРО, 12.УВАЖЕНИЕ

1.При храмах и монастырях открывались  …  .                                                                             2.Ярослав Мудрый велел  …   книги с греческого  на славянский.                                         3. Переписчик -  …  , который переписывал книги.                                                            4.  …    - главная книга христиан.                                                                                          5.Библиотека  …  Мудрого стала  …  русской библиотекой.

1.Чтобы люди были грамотными на Руси Ярослав Мудрый начал строить   храмы и монастыри и при них  открывать школы.                                                                         В школах изучали церковные книги.                                                                                                                            При Ярославе многие люди научились писать и читать.                                                             На стенах храмов, на изделиях гончаров оставляли надписи.                                                

2.Ярослав Мудрый велел переводить книги с греческого языка на славянский.                                                                                                                                          Люди узнавали о жизни других народов, их военных подвигах .                               3.Книг не хватало, поэтому монахи переписывали книги от руки.                                         Их называли переписчиками.                                                                                             Переписчики использовали славянскую азбуку- кириллицу (СЛАЙД)                                                     Каждую букву выводили отдельно друг от друга.                                                                                      Такое письмо называлось уставом. Книги украшали узорами.                                           Первую букву тоже украшали узорами.      

4.Переписывали Библию и другие церковные книги.                                                             Книг становилось все больше и больше    

5. Ярослав Мудрый тоже любил читать и собирал книги.                                                            У него была большая библиотека. Она стала первой русской библиотекой. Все книги хранились в храме города Киева - в Софийском соборе.        

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теме "Образование и грамотность на Руси"

Тестовые задания предназначены для учителя истории, преподающего в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Образование и грамотность на Руси

В презентации помещён материал о древних русских школах, первых учителях, о создании славянской письменности...

«Пророк Наум наставь на ум» Классный час, посвященный дню грамотности на Руси.

В статье рассказывается о Дне Наума, который отмечается в первый день зимы, об обрядах, обычаях и традициях, связанных с этим славянским праздником. Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, история ...

10 класс. Контрольная работа " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси".

Контрольная работа по истории России 10 класс направлена на выявление уровня подготовленности обучающихся по теме " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси"....

Лекция Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

Образование Древнерусского государства. Крещение Руси....

Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс....