Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ
статья

Тишина Вера Петровна

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, обучением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности. Так как позволяет обучающимся логично и последовательно излагать знания, рассказывать о приобретённых умениях и навыках. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, речь обучающегося – показатель его умственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ.

Выступление на МО учителей основной школы, Тишина В. П. учитель

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, обучением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности. Так как позволяет обучающимся логично и последовательно излагать знания, рассказывать о приобретённых умениях и навыках. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, речь обучающегося – показатель его умственного развития.

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Недостаточная сформированность речи существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи.

Речь у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

    Овладение монологической речью представляет для учеников чрезмерно сложную задачу. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания, неумением следовать заранее определенной схеме, с непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего. Дети не всегда понимают даже несложные тексты, содержащие временные, причинные и другие зависимости. Недостаточно сформирована регулятивная функций речи - указание взрослого воспринимаются детьми неточно и не всегда определяют содержание и последовательность выполняемой деятельности. Особенную трудность представляют сложные инструкции, состоящие из нескольких следующих друг за другом звеньев, а также содержащие в себе обобщения. Ученики испытывают затруднения, если возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы. Они пропускают многие действия или говорят о них в самом общем виде. Крайне трудным оказывается для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности.

Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках. «Развитие речи – это принцип работы как по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, так и на других уроках, вот всей учебно - воспитательной работы школы. Работа над правильным произношением, над внятностью выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной ( контекстной) речью,– вот основное содержание уроков.

        В устной речи, как в речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения. Одним из условий успешного развития речи обучающихся является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию обучающихся речь учителя, Она не должна быть упрощённой; ведь каждое новое слово, оборот речи педагог поясняет учащимся или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы.

Учителю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью, а также отличать факты удачного использования их в речи обучающихся, поясняя, что и почему особенно его порадовало.

На уроках чтения и развития речи в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. При этом часть слов объясняет учитель, значения других обучающиеся  выясняют по сноскам в учебнике, основная группа лексем усваивается и уточняется детьми в работе с текстом. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря, поскольку на этапе анализа произведения  используются  такие приемы, как ответы на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией. Использование этих приемов предполагает неоднократное повторение усвоенной и уточненной лексики.

Словарная работа на уроках развития речи ведётся в трёх направлениях:

  • обогащение словаря за счёт новых лексических единиц
  • уточнение значения уже известных слов;
  • активизация пассивного словаря.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

- название предметов и их частей;

- название действий или состояние предметов

-название признаков предметов;

-работа с загадками;

-сравнение двух предметов на основе определённых признаков и т.д.

К конструктивной группе упражнений можно отнести:

- восстановление деформированного текста, предложения;

- ступенчатое распространение предложения;

-соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

Чтобы хорошо, живо, эмоционально, интересно говорили, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо вводить обучающихся « в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать своими словами прочитанное. Умение построить рассказ зависит от лексикона обучающихся. Нужно требовать от обучающихся рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину.

Уроки  должны нести коррекционную направленность на совершенствование языковых норм и правил. Но успех в работе будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.

Литература.

1. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых-девятых классов: Теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.: КАРО.

2.Федосеева Л.Н.. Разноуровневые задания. 5 класс. (Дидактические материалы)– М.: ВАКО, 2013.

3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта...

«Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе»

выступление учителя математики на тему "Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе"...

Коррекция познавательной и речевой деятельности на уроках чтения в коррекционной школе

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках чтения...