Агрессивное поведение, самоповреждение и расстройство аутистического спектра
статья

Мезенцева Анна Романовна

Агрессия и аутоагрессия являются главными проблемами, возникающими при попытках коммуникации с социумом, выполнении невербальных действий, реакции на раздражители внешнего мира. Научно доказано, что при аутизме уровень агрессии выше, особенно по отношению к близкому окружению (семье, друзьям, педагогам и т.д.). При этом фактором риска является возраст: чем младше ребёнок, тем больше он подвержен агрессивной реакции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение, самоповреждение и расстройство аутистического спектра

Дети с расстройством аутистического спектра не всегда выражают гнев, страх, тревогу или разочарование так, как дети без аутизма.

Иногда они выражают эти чувства посредством агрессивного поведения по отношению к другим детям. Порой они агрессивны по отношению к себе. Это называется "самоповреждающее поведение". Во время него они могут драться, брыкаться, бросать предметы или наносить себе повреждения, например сильно трясти головой.

Дети с РАС ведут себя агрессивно или наносят себе повреждения по следующим причинам:

  • испытывают трудности с пониманием происходящего вокруг (когда люди образно выражаются и используют невербальную компоненту коммуникации);
  • не могут сообщить о собственных желаниях и потребностях (не могут выразить нежелание делать что-то; сообщить, что им нужен конкретный предмет);
  • очень тревожны и напряжены;
  • сенсорно перегружены (вокруг слишком шумно или нужно самостимулирующее поведение);
  • хотят избежать тревожных ситуаций или действий.

Внимание! Если ситуация угрожает жизни вашего ребёнка, то немедленно вызовите "Скорую" 03.

Понимание агрессивного поведения у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра

Понимание того, что вызывает самоповреждение и агрессивное поведение у вашего ребёнка, поможет вам уменьшить количество подобных эпизодов и ослабить их проявление.

Взгляните на агрессивное поведение как на набор из трёх П:

  • Предшествующие обстоятельства — пусковые механизмы агрессивного поведения и самоповреждения.
  • Поведение — то, как реагирует ваш ребёнок на пусковые механизмы.
  • Последствия или "награды" — то, что ваш ребёнок получает в результате агрессивного поведения, например ему разрешают продолжать любимое занятие или оставить стрессовую ситуацию.

Можно воздействовать на агрессивное поведение ребёнка, изменяя пусковые механизмы или "награды", которые получает ваш ребёнок от агрессивного поведения или самоповреждения. В нашей статье об управлении сложным поведением детей с расстройством аутистического спектра объясняется, что и как нужно делать.

Понимать, насколько хорошо ребёнок способен общаться, — важный шаг в выяснении того, что вызывает агрессивное поведение. Дети агрессивно ведут себя, когда не могут выразить чувства или попросить о желаемом.

Бывает полезно задать себе вопрос: "Он/она пытается что-то сказать мне?" Например, если ваша дочь не любит кукурузные хлопья, но не может сказать вам об этом, то она может ударить вас для того, чтобы сообщить: "Забери, я не хочу!"

Поведенческие вмешательства основаны на прикладном анализе поведения (ABA/ПАП) и могут помочь справиться с самоповреждениями и агрессивным поведением вашего ребенка. Эти вмешательства используют специализированные и структурированные методы обучения детей новому поведению и навыкам.

Как справляться с агрессивным поведением вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра

Вероятно, вам не удастся предотвратить каждый срыв вашего ребёнка с РАС. Но вы можете попытаться справиться с уже происходящим эпизодом агрессивного поведения. Вот несколько советов.

Самое главное: сохраняйте спокойствие. Наиболее агрессивные вспышки или истерики случаются потому, что у вашего ребёнка возникают чувства и эмоции, о которых не получается сообщить. Контролируйте свои чувства, оставайтесь в спокойном состоянии, ведите себя тихо, не добавляйте эмоций в "общий котёл".

Во время вспышки ваш ребёнок очень напряжён. Если человек находится в стрессе, то ему трудно понимать обращённую к нему речь; особенно это актуально для детей с РАС, у которых могут быть языковые проблемы.

Здесь может помочь использование коротких фраз или минимума слов, например "сядь" вместо "Ваня, подойди сюда и сядь".

Возможно, вам понадобится увести ребёнка в безопасное место, подальше от всего потенциально опасного (полки, которые могут упасть, стеклянные предметы). Пример такого тихого и уединённого места — дворик дома. Для обеспечения безопасности попросите окружающих посторониться, не стоять у вас на пути.

Визуальные подсказки тоже могут помочь. Например, карточка с изображением тихого места в доме, куда ребёнок может уйти.

Физическое удержание

Если вы используете удержание во время агрессивной вспышки у вашего ребёнка, то поговорите с его педиатром или поведенческим терапевтом (в идеале с сертифицированным аналитиком поведения) о других вариантах.

Физическое удержание опасно и для вас, и для вашего ребёнка, зачастую оно усиливает беспокойство ребёнка и ухудшает ситуацию. Позитивная поддержка поведения всегда предпочтительнее любого физического воздействия.

Как справляться с самоповреждениями у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра

Понимание того, что пытается сообщить вам ребёнок с РАС, нанося себе самоповреждения, поможет вам решить, как справиться с этим.

Например, ребёнок с трудом переключается с одного занятия на другое. И когда вы говорите ему, что надо убрать поезд перед ужином, он бьётся головой об пол. Попробуйте предупредить его за 5 минут до нового события, показав карточки с мытьём рук и сидением за столом. Это даёт ребёнку время закончить игру и предупредит о переменах.

Например, ваша дочь играет с головоломкой 10 минут, а затем дёргает себя за волосы — этим она попытаться сообщить вам, что хочет заняться чем-то ещё. Предложив ей новое занятие, вы остановите выдёргивание волос.

Ребёнок может бить себя потому, что хочет, чтобы вы посмотрели на него и поговорили с ним. Подойдите к нему и обратите его внимание на себя. Это остановит самоповреждение. Следующий шаг — научить его привлекать ваше внимание иначе, например звать словом "мама", подходить к вам и показывать карточку помощи.

Бывает так, что ваш ребёнок расстроен и нуждается в помощи. Например, ваша дочь играет с куклой, у которой отрывается нога, поэтому девочка начинает кричать и царапать себя. Если вы поможете ей починить куклу, она прекратит самоповреждение. Следующий шаг — обучить вашего ребёнка выказывать своё недовольство иначе, например сказать, сделать жест или показать картинку, чтобы сообщить вам, что он нуждается в помощи.

Важный аспект реагирования на самоповреждения

Предоставление ребёнку желаемого может укрепить его поведение и повысить вероятность того, что он будет вести себя таким же образом в подобной ситуации в будущем.

Более успешные долгосрочные стратегии:

  • предотвращать поведение, избегая вызывающих его ситуаций;
  • научить ребёнка более приемлемо выражать свои потребности
  • стараться не давать требуемое, если это выражается с помощью самоповреждений, и вознаграждать ребёнка, когда он действует более приемлемым способом.

Без профессиональной помощи с пониманием причин агрессивного поведения и самоповреждений вашего ребёнка может оказаться трудно осуществить эти стратегии.

Получение профессиональной помощи

Поведенческий аналитик или другой профессионал могут помочь вам с пониманием и регулированием агрессивного или самоповреждающего поведения вашего ребёнка. Особенно полезно обратиться к ним, если вы безуспешно пробовали другие стратегии.

Например, специалист может использовать функциональный анализ, чтобы выяснить, почему ваш ребёнок ведёт себя агрессивно или наносит самоповреждения. Затем можно создать план поддержки позитивного поведения, включающий стратегии для уменьшения агрессивного поведения и обучения новому поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...