Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники
статья

Стрельникова Мария Николаевна

Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._mnemotehnika.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по развитию связной речи младших школьников

с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники

Пояснительная записка

Успешная социализация детей с особенностями в развитии в современном мире напрямую зависит от уровня развития связной речи. У детей с легкой степенью умственной отсталость связная речь самостоятельно, без специального целенаправленного обучения не формируется. В младшем школьном возрасте дети с легкой степенью умственной отсталости испытывают трудности с изложением собственных мыслей, с формулированием речевого высказывания.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации школьников с умственной отсталостью.

Дети с легкой умственной отсталостью нуждаются в создании специальных условий, способствующих развитию связной речи.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, поиска более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи детей с легкой умственной отсталостью. Для этой цели мы предлагаем использовать метод мнемотехники.

Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития младших школьников с легкой умственной отсталостью. Коррекционное воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы:

  • коррекция и развитие психологической базы речи;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса; формирование грамматической стороны речи;
  • предупреждение и развитие диалогической и монологической форм речи;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитание мотивации к учению, общению.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех учителей и специалистов, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.

Реализация экспериментальной работы предполагает применение мнемотехники в развитии связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях учителем-логопедом, на уроках русского языка и развития речи учителями начальных классов, а также родителями во время домашних заданий по пересказу прочитанных текстов.

Сроки реализации программы: занятия проводятся с детьми 3-4 классов 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут, программа рассчитана на один год.

Форма работы: подгруппа наполняемостью 2-4 человека.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Организация работы по развитию связной речи школьников с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники

Работа по развитию связной речи с использованием мнемотехники ведется с опорой на зрительную память. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей (приложение 2).

 Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес. Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно: изучение таблицы; кодирование информации; преобразование представленного материала из символов в образы; пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Занятия проводятся с детьми 3-4 классов 2 раза в неделю:

  • развитие устной связной речи (1 час в неделю);
  • развитие письменной связной речи (1 час в неделю).

Продолжительность занятий 25-30 минут, программа рассчитана на один год.


 Перспективный план развития устной связной речи школьников с умственной отсталостью

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1-2

Неделя радостных встреч и воспоминаний

Диагностика

3

Составление простых предложений с предлогами

Учить составлять предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам

4

Составление простых предложений с предлогами

Учить составлять предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам

Октябрь

1

Составление пересказа текста «Кот Васька»

 Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

2

Составление пересказа сказки «Репка»

 Учить детей пересказывать сказку «Репка», с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление пересказа сказки «Теремок»

Учить детей пересказывать сказку «Теремок», с опорой на мнемотаблицу.

4

Составление пересказа текста

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Ноябрь

1

Составление пересказа текста «Домик для щенков»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на сюжетную картинку

2

Составление пересказа текста «Рыбки»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на сюжетную картинку

3

Составление пересказа текста «Зайчик»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст без опоры на наглядность

4

Составление пересказа текста «Кошка Гулька»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст без опоры на наглядность

Декабрь

1

Составление пересказа рассказа Е. Чарушина «Кошка»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный по вопросам учителя-логопеда

2

Составление пересказа сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Учить детей воспроизводить содержание сказки Чуковского «Цыпленок», составлять рассказ по картине.

3

Составление пересказа на основе деформированного текста «Ёжик»

Учить детей воспроизводить содержание деформированного текста

4

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Все встречают Новый год»

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Январь

2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Щенок»

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок

3

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок

4

Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимняя прогулка»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме.

Февраль

1

Составление рассказа по сюжетной картинке «Снеговик»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме.

2

Составление рассказа-описания «Игрушки»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление рассказа из личного опыта «Подарок папе»

Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

4

Составление рассказа-описания «Овощи»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

Март

1

Составление рассказа-описания «Фрукты»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

2

Составление рассказа-описания «Животное»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление рассказа-описания «Посуда»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

4

Составление рассказа-описания «Одежда»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

Апрель

1

Составление рассказа-описания «Обувь»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

2

Составление рассказа-описания «Птицы»

Учить детей составлять рассказы описания с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление пересказа текста «Верные друзья» с продолжением

Учить составлять пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев

4

Составление пересказа текста «День рождения» с продолжением

Учить составлять пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев

Май

1

Составление рассказа из личного опыта «Моя семья»

Учить составлять самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным)

2

Составление рассказа из личного опыта «Магазин»

Учить составлять самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным)

3

Неделя ожидания лета

Диагностика

В 3-4 классах школьники с легкой степенью умственной отсталости пишут небольшие (3-4 предложения) изложения и сочинения под руководством учителя и по составленному им плану. Такая работа проводится в основном коллективно, поэтому коррекционная работа по развитию письменной связной речи проводятся на фронтальных логопедических занятиях учителем-логопедом и на уроках русского языка учителями начальных классов.


Перспективный план развития письменной связной речи школьников с умственной отсталостью

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1-2

Неделя радостных встреч и воспоминаний

Диагностика

3

Построение и запись простого предложения

Учить составлять и записывать предложения по вопросу, картинке, на тему, данную взрослым. Учить составлять предложения из слов, данных в нужной форме (деформированное предложение); заканчивать начатое предложение с опорой на элементы мнемотехники.

4

Построение и запись простого предложения

Учить составлять и записывать предложения по схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам

Октябрь

1

Восстановление и запись несложного деформированного текста «Кот»

 Учить детей последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу с опорой на элементы мнемотехники.

2

Написание изложения знакомой сказки

«Зайкина избушка»

 Учить детей составлять и записывать пересказ знакомой сказки с опорой на мнемотаблицу.

3

Написание изложения знакомой сказки

«Колобок»

Учить детей составлять и записывать пересказ знакомой сказки с опорой на мнемотаблицу.

4

Написание изложения по серии сюжетных картинок «В лесу»

Учить детей пересказывать небольшой прочитанный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Ноябрь

1

Написание изложения по сюжетной картинке «Осень»

Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на сюжетную картинку и вопросному плану, составленному учителем.

2

Написание изложения по сюжетной картинке «Мой дом»

Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на сюжетную картинку и вопросному плану, составленному учителем.

3

Написание изложения «Мастерицы»

Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на элементы мнемотехники.

4

Написание изложения «Егорка»

Учить детей составлять тексты небольших изложений с последующей записью предложений с опорой на элементы мнемотехники.

Декабрь

1

Написание изложения

«На рыбалку»

Учить детей составлять и записывать небольшие изложения с опорой на мнемотаблицу.

2

Написание изложения «Зимний день»

Учить детей составлять и записывать небольшие изложения с опорой на мнемотаблицу.

3

Восстановление и запись несложного деформированного текста

Учить детей восстанавливать и записывать небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок.

4

Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Зимой»

Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок

Январь

2

Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Ёлка»

Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок

3

Написание сочинения по серии сюжетных картинок «Снеговик»

Учить детей составлять и записывать рассказ по серии сюжетных картинок

4

Написание сочинения по сюжетной картине «Зимние забавы»

Учить детей составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке

Февраль

1

Написание сочинения по сюжетной картине «Праздник для папы»

Учить детей составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке

2

Составление сочинения-описания предмета «Игрушки»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление сочинения-описания предмета «Овощи»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

4

Составление сочинения-описания предмета «Фрукты»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

Март

1

Составление и запись поздравительной открытки для мамы

Учить составление и записывать поздравление для мамы под руководством учителя по плану.

2

Составление сочинения-описания предмета «Животные»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

3

Составление сочинения-описания предмета на тему: «Посуда»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

4

Составление сочинения-описания предмета на тему: «Одежда»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

Апрель

1

Составление сочинения-описания предмета на тему: «Фрукты»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

2

Составление сочинения-описания предмета на тему: «Птицы»

Учить детей составлять и записывать описания знакомых предметов с опорой на мнемотаблицу.

3

Написание изложения с элементами сочинения с опорой на мнемотаблицу «Весной»

Учить детей составлять и записывать небольшие изложения прочитанного текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу.

 

4

Написание изложения с элементами сочинения с опорой на мнемотаблицу

«На лужайке»

Учить детей составлять и записывать небольшие изложения прочитанного текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу.

Май

1

Написание сочинения на основе личного опыта на тему: «Моя семья»

Учить составлять и записывать рассказ из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным)

2

Написание сочинения на основе личного опыта на тему: «Магазин»

Учить составлять и записывать рассказ рассказа из личного опыта (составляется по аналогии с услышанным)

3

Неделя ожидания лета

Диагностика

Виды коррекционно-развивающей работы по развитию связной устной и письменной речи школьников с легкой умственной отсталостью

Работа над развитием связной речи младших школьников с нарушением интеллекта начинается с понятия о слове и связи слов в предложении. Пересказ текста обязательно начинается с предварительного подробного анализа данного текста, с объяснения значения непонятных незнакомых слов. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

Формированием связной речи начинается с работы над предложением и включает в себя следующие виды работ:

1. Составление предложений по двум предметным картинкам (дедушка, газета; мама, посуда; девочка, платье; мальчик, конфеты). Далее предложения распространяются однородными определениями и другими членами предложения (Девочка надевает платье. Девочка надевает красивое красное платье. Маленькая девочка надевает красивое красное платье).

2. Восстановление различного рода деформированных предложений, с перемешанными словами (стоят, в, цветы, вазе, синей). Восстановление предложений со словами в начальной форме (стоять, в, цветы, ваза, синяя). Восстановление предложений с пропуском слов (Цветы… в синей вазе); отсутствием начала (…стоят в синей вазе) или конца предложения (Цветы стоят в синей…).

3. Составление предложений с демонстрацией действий с предметными картинками на фланелеграфе (предметные картинки вырезаны по контуру).

Такой вид работы очень эффективен в закреплении в речи предлогов и предложно-падежных конструкций; позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры. Например: котенок, диван (Котенок прыгнул на диван. Котенок спит на диване. Котенок сидит под диваном. Котенок ищет клубок за диваном и т.д.)

Обучения устной связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью проходит в несколько этапов: составление рассказов по картинке и серии сюжетных картинок (по наглядному восприятию), воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, составление рассказа с элементами творчества.

Работа над формированием связной речи, у школьников с нарушением интеллекта происходит с использованием вспомогательных средств, таких как наглядность, моделирование плана высказывания, схем-описаний, мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Использование упражнений на развитие связности высказывания происходит в порядке возрастающей сложности, с постепенным усложнением заданий, уменьшением использования наглядности и упрощением плана высказывания:

  1.  пересказ рассказа по наглядному действию;
  2.  рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
  3. пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  4. пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
  5. составление рассказа по серии сюжетных картин;
  6. пересказ рассказа по сюжетной картине;
  7. рассказ по сюжетной картине.

Формирование устной связной речи проводится в следующей последовательности:

  1. пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
  2. пересказ по сюжетной картинке с опорой на мнемотаблицу;
  3. пересказ без опоры на наглядность;
  4. пересказ на основе деформированного текста с опорой на элементы мнемотехники;
  5. рассказ по серии сюжетных картинок;
  6. рассказ по сюжетной картинке с опорой на элементы мнемотехники;
  7. рассказ-описание с опорой на схему (обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы «игрушки», «посуда», «одежда», «овощи» и т. д.);
  8. пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев с опорой на мнемотаблицу;
  9. самостоятельный рассказ из личного опыта (составляется на основе личного опыта по аналогии с услышанным).

Формирование письменной связной речи проводится в следующей последовательности:

1) изложение небольшого текста по плану или по вопросам с использованием мнемотехники;

1) расположение предложений в последовательном порядке с последующей записью (работа с деформированным текстом);

2) составление подписей к сюжетным картинкам (3-4 картинки);

3) составление и запись небольшого рассказа по серии сюжетных картинок;

4) составление и запись рассказа по сюжетной картинке и плану с использованием элементов мнемотехники;

5) составление сочинения-описания знакомых предметов с использованием мнемотаблиц;

В процессе формирования связной речи рекомендуются следующие виды работы

1. Работа с двумя одинаковыми сюжетными картинками, отличающимися отсутствует ряд предметов. Этот способствует привлечению внимания к содержанию картинки, к выделению отдельных элементов, анализу ситуации изображенной на картинке, развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию операции сравнения.

2. Работа с сюжетными и предметными картинками. Данная работа состоит из следующих заданий:

а) подбор предметных изображений к сюжетной картинке;

б) нахождение лишних предметных изображений, не соответствующих данной сюжетной картинке;

в) определение недостающих предметов на основе анализа сюжетной картинки;

г) подбор пары предметных картинок к фрагментам сюжетной картинки (дети в дальнейшем придумывают предложения по этим предметным картинкам);

3. Работа с серией сюжетных картинок. Данная работа включает в себя следующие виды заданий:

а) восстановление последовательности сюжетных картинок по памяти;

 б) нахождение картинок, имеющих отношение к данному рассказу среди прочих;

в) определение места пропущенной картинки среди последовательности картинок;

г) распределение картинок в определенной последовательности;

д) нахождение лишней картинки;

е) нахождение ошибки в последовательности картинок, после прочтения рассказа взрослым.

Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном, так и на вербальном уровне.

Параллельно с работой над устной связной речью проводится работа над формированием письменной связной речи. Работа ведется по следующим направлениям:

а) составление подписей к картинкам;

б) выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных;

в) различение текста и «не текста»;

г) работа с деформированным текстом;

д) коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора;

е) коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Перечень игр и игровых упражнений с использованием мнемотехники

  1. «Прогулка по зоопарку».

Цель: научить школьников составлять рассказы-описания опираясь на мнемотаблицу.

Ход игры: дети садятся в круг, достают карточку с животным, не показывая ее другим, затем каждый описывают свое животное, используя мнемотаблицу. Дети должны отгадать описываемое животное.

Для игры можно использовать «игровые часы». Вращением стрелки определяют, кто первый описывает животное, и кто затем отгадывает это животное.

2. «Где начинается рассказ?».

Цель: научить определять правильную последовательность хода событий, опираясь на элементы мнемотехники.

Ход игры: дети составляют рассказ, опираясь на картинки мнемодорожек или мнемотаблиц. Мнемодорожки и мнемотаблицы служат своеобразным планом, опираясь на который дети воспроизводят последовательность событий. По каждой картинке дети составляют предложение и вместе они объединяются в связный рассказ.

3. «Поставь картинку на место».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия, опираясь на элементы мнемотехники.

Ход игры: детям предлагают вставить в ряд сюжетных картинок пропущенную картинку на ее положенное место. После этого составляется рассказ с опорой на сюжетные картинки.

4. «Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры: перед детьми выкладывают ряд из серии сюжетных картинок, где одна картинка находится не на своем месте. Дети исправляют ошибку и составляют рассказ по данным сюжетным картинкам.

5. «Какая картинка не нужна?».

Цель: научить восстанавливать последовательность событий, выбирая нужное и убирая лишнее.

Ход игры: детям предлагают убрать лишнюю картинку (из другого набора) из правильной последовательности сюжетных картинок, а затем составить рассказ.

6. «Нарисуй сказку».

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры: детям читают маленькую сказку и просят записать ее с помощью рисунков, а затем рассказать. Таким образом, дети сами создают рисуночный план к сказке.

Взрослый помогает детям схематично нарисовать домик, человека и т.п.; подсказывает какие эпизоды сказки необходимо изобразить.

7. «Фотограф».

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины, вписанные в мнемотаблицу.

Ход игры: детям предлагают рассмотреть сюжетную картинку и фрагменты этой картинки, сделанные «фотографом», дети должны найти данные фрагменты на общей картинке, затем описать картинку, используя данные предметные картинки, как план рассказа.

8. «Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры: детям предлагают два набора сюжетных картинок перемешанных между собой и просят сначала разделить картинки, а затем составить рассказы по каждой серии.

9. «Поиск пропавших деталей».

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки, вписанные в мнемотаблицу.

Ход игры: детям предлагают восстановить испортившуюся картинку («фотографию»), используя сохранившиеся предметные картинки (фрагменты «фотографии»). Надо поставить сохранившиеся фрагменты в нужное место и описать восстановленную картинку, используя мнемотаблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Специфика развития устной связной речи у школьников с легкой степенью умственной отсталости

Овладение связной устной речью детьми с легкой  умственной отсталостью осуществляется в значительно более поздние сроки, чем в норме, и имеет определенное своеобразие.Устная речь детей данной кат...

Опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.

Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны ...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости

Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историче...

"Развитие самостоятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках швейного дела через деятельностный подход"

Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать обучающихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник...