Опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.
статья по биологии на тему

Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны учителя, с воздействием на все органы чувств, строго учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для научно-практической конференции: “Междисциплинарный подход в сопровождении детей с множественными нарушениями развития.

17.04.2014

Докладчик: педагог-психолог Быстрова Е. И.

Тема: опыт интеграции  детей с множественными  нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой  степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.

В нашей школе накоплен большой опыт по включению детей с различными степенями дефекта в систему общешкольной работы, по использованию различных педагогических и коррекционных технологий, позволяющих каждому ученику раскрыть свои индивидуальные возможности.

Коллектив школы работает над проектом по теме: «Инклюзивное образование в пространстве коррекционной школы».

Одним из направлений этой работы является включение детей с множественными  нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой  степенью умственной отсталости средствами игровой деятельности, что влечет за собой их успешную социализацию в жизнь.

Введение предмета «Игра и игротерапия» в коррекционный процесс школы VIII вида направлено на развитие социального опыта, коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы учащихся, на сохранение здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Игротерапия выполняет функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Мной разработана авторская программа по «Игре и игротерапии», которая утверждена на кафедре специальной (коррекционной) педагогики в АППО.

Цель программы – социальная адаптация и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игры и игротерапии.

Программа включает три взаимосвязанных и последовательных направления работы:

  • Развитие эмоций
  • Формирование навыков общения
  • Развитие психических процессов.

Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

В своей работе я использую методы обучения:

  • игротерапию,
  • психо-гимнастику
  • арт-терапию
  • телесную терапию
  • сказкотерапи
  • социальную терапию
  • релаксационные технологии и др.

Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного и игрового материала: таблиц, рисунков, предметных и сюжетных картинок; дидактических и развивающих игр; всевозможных игрушек; разных видов театров: пальчикового, настольного, би-ба- бо,  масок животных и др.

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

Основная идея, которую я призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по своей программе, определяется золотым правилом:

 поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы,  чтобы поступали по отношению к тебе.

Программа рассчитана на детей с легкой степенью умственной отсталости, но ввиду того, что в нашей школе обучаются воспитанники  ДДИ №4, №5, количество детей с множественными нарушениями в развитии с каждым годом увеличивается, я включаю этих воспитанников, а также учеников классов «Особый ребенок», в свои занятия и уроки.

Прежде чем приступить к работе  с такими детьми, я провела оценку уровня их развития.  Позволило мне это сделать консультирование с учителями, воспитателями, родителями, а также я ознакомилась с картами индивидуального развития каждого ребенка.  Мониторинг необходимо для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребенком с различными по степени выраженности и сложности дефектом умственного развития, гибко подойти к определению чему его следует учить, т.е. определить «зону ближайшего развития».

Полученные результаты выявили не только проблемы, которые имеются у каждого ребенка, но и те достижения, отталкиваясь от которых можно преодолеть большинство трудностей.

К, сожалению, интегрировать к занятиям по игре и игротерапии всех воспитанников  не представляется возможным, в силу их психофизических возможностей. В связи с этим я разработала критерии:

  • Степень сложности потребностей ребенка ( уровень развития);
  • степень коммуникативности  (реагирование на говорящих с ним людей, умение выразить свое желание, использование жестов и мимики)
  • индивидуальные поведенческие особенности

Свою работу я построила по трем направлениям:

  • Ознакомление с окружающим миром

Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах  и явлениях окружающей действительности, о труде взрослых

  • Театральная деятельность

Цель: развитие речи и коммуникативных способностей средствами выразительности (интонация, мимика, пантомима)

  • Расширение знаний о социальном мире

Цель: формирование навыков и умений гуманного взаимодействия со сверстниками (слайд 5)

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Компенсация нарушений в интеллектуальной, моторной и эмоциональной сфере.
  • Изменение окружения детей с множественными нарушениями развития – пребывание не только с такими же, как он, а говорящими и способными оказать помощь в игре сверстниками.
  • Приобретение ребенком  определенного социального опыта, включение его вместе с другими детьми в игровую деятельность, обучение его разнообразным игровым навыкам.

Учитывая разный контингент обучающихся и необходимость решать задачи интеграции различных детей,  я использую многочисленные формы работы. Провожу комбинированные и интегрированные занятия, в которых участвуют дети с различными проблемами в развитии, в них проводится тренировка познавательной деятельности (задания подбираются с учетом различных возможностей, но в рамках одной тематики).

Занятия с детьми я  провожу в русле арт-терапии, игр-драматизаций, игр-инсценировок, тренингов,  театрализованных постановок.

Но  если в группу включены дети со сложным дефектом, то делаю упор на сказкотерапию, ролевые игры, спортивные, подвижные и хороводные игры.

Со старшими школьниками я провожу занятия – тренинги, направленные на профориентацию, провожу беседы и проигрывание трудных жизненных ситуаций.

Тематика групповых занятий затрагивает общечеловеческие ценности: добро -  зло, правда -  ложь, дом, семья, родители, счастье, любовь, толерантность, успех, взаимопомощь, жизненные цели  и др.

Очень важно создать для всех детей,  занимающихся вместе, ситуацию успеха, активности, равноправия.

Вместе со своими учениками участвую во всех общешкольных мероприятиях, праздниках: «Новый год», «8 Марта», Широкая масленица», «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», «Спортивные старты» и др. В таких веселых и творческих делах успешно проявляют себя как учащееся с легкими, так и дети с более серьёзными проблемами в развитии. Ребятам удается почувствовать значимость каждого из участников, обучиться взаимопомощи, почувствовать себя членом коллектива, а не просто зрителем.

Мы стремимся к тому, чтобы ученики чувствовали себя единым школьным сообществом, чтоб ни у кого не возникло антипатии или отторжения при общении с ребенком, имеющем специфические особенности внешности или явно выраженный дефект развития. Дети и подростки становятся более терпимыми к тем, кто в силу психофизических особенностей отличается от остальных.

Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны учителя, с воздействием на все органы чувств, строго учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.

Уже позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны учителем для конкретного ребенка здесь и сейчас, либо за определенный период.

Я считаю, что мне удалось наладить контакт с детьми с множественными нарушениями в развитии, достичь поставленных целей. Эти дети с удовольствием обучаются, получают своевременную помощь по коррекции индивидуальных особенностей развития, а самое главное эффективно взаимодействуют с окружающими, оказывают помощь друг другу, и чувствуют себя вполне комфортно.

Конечно, в моей работе встречается еще очень много острых углов, трудностей, несовершенств, но, я думаю, что в конечном итоге мои усилия и огромный труд моих коллег приведут к значительным положительным сдвигам в развитии каждого ребенка, и окажут полезное влияние на его дальнейшую судьбу и жизнь в социуме.

Своё выступление хочу закончить словами: «Интеграция – это встречное движение общества и лиц с проблемами в развитии навстречу друг другу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренно...

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...

Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....