Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»
статья

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:

«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию

коммуникативных функции учащихся с умеренной умственной

отсталостью»

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся учащихся с ограниченными возможностями здоровья школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга  «Центр реабилитации и милосердия»

Изучение опыта работы российских и

зарубежных специалистов по теме:

«Пути повышения эффективности учебного

процесса по развитию коммуникативных функций

учащихся с умеренной умственной отсталость»

Гнатюк Елена Валерьевна

Санкт-Петербург 2021

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:

«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию

коммуникативных функции учащихся с умеренной умственной

отсталостью»

     Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.

     Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению общению умственно отсталых, особенно в умеренной и тяжелой степени, нащупываются гораздо медленнее, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить умственно отсталого ребенка произносить слова, но полноценному общению в естественных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.  

          Предлагаемая Шипицыной Л.М. в книге «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» система занятий по развитию общения направлена на формирование практических навыков и умений использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности.

     Основным отличием пособия для учителя, от существующих рекомендаций по развитию речи у детей с нарушением интеллекта, является системный подход, основанный на повышении самостоятельности этих детей и расширении возможности их общения в обществе. Специально подобраны темы  занятий, взятые их повседневной жизни: «Разговариваем по телефону», «Поведение во время разговора», «Идем в театр», «Что я умею», «Я заблудился» и т.д.

      Занятия по развитию общения направлены на расширение представлений об окружающем мире и на формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации.

      Занятия построены таким образом, что вначале дети учатся правильно произносить слова, правильно их употреблять. Постепенно они учатся отвечать на вопросы, выражать свои желания, потом передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом.

     Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка, неразвиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение. Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Любой человек должен научиться, в доступной ему форме, выражать свои потребности. Естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации.

     Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Основу этой системы составляют знаки – жесты рук – для некоторых ключевых слов.

     Примеры некоторых простых жестов приведены в приложении «Система жестов».

     Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интел-

лекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

    Пиктография – рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его

Принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова – он выражает смысл.

    Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях.

    Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками или под рисунками, значениями слов (см. приложение «Система пиктограмм по Р. Лебу»)

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0006.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0003.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0002.jpg

    В книге Богуславской Н.Е. «Веселый этикет» разработана целая система

уроков по культуре поведения. Система рассказов на нравственные темы,

в которых действуют одни и те же герои, легко и весело учит детей, как правильно поступать, а как поступать нельзя. После прочтения рассказов

продумана система вопросов. Используя материал этой книги, я составили

карточки поурочного планирования к урокам по культуре поведения.

В книге Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения» много иллюстративного материал, который помог мне при создании опорных листов. 

Тема « Прощание перед сном»

Задания: 1. Покажи кровать, подушку, одеяло, стул и девочку, которая легла спать.

                2. Раскрась картинку.3.Ответь на вопросы: -Кто лежит на кровати? Зачем

                девочка легла на кровать? Куда она положила свои вещи? Что говорят люди

                друг другу перед сном?4. Безымянный

Составь рассказ по картинке.

 

Тема: Знакомство.

Задания: 1.Раскрась картинку.

                2.Повтори этот жест со своим соседом по парте

                3.Расскажи, в каких случаях используется этот жест.

   

Тема «Вежливая просьба»

Задания: покажи маму, дочку; раскрась картинку. Составь рассказ по картинке.

Используемая литература:

Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения»

Н.Е.Богуславская «Веселый этикет»

С.А.Насонкина «Уроки этикета»

Л.М.Шипицина «Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта

Л.М.Шипицина «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации»

Д.И.Бойков, С.В.Бойкова «Как учить детей общаться»

С.С.Морозова «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Лепка, рисование, конструирование" для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, конструирование» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных к...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных  навыков обучающихся с  умеренной умственной отсталостью»....

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"

В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, у...