Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кияткина Галина Александровна

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._funktsionalnaya_gramotnost.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. Впервые термин «функциональная грамотность» (ФГ) был предложен в1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Вскоре начинает формироваться концепция функциональной грамотности как уровня образованности личности, при котором процесс овладения чтением и письмом связывается с повышением производительности труда, улучшением условий жизни и качеством образования.

Согласно определению известного психолога А.А. Леонтьева, функциональная грамотность предполагает способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как к любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и обучающемуся, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, четко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

В современной школе, на смену известной формуле:

Усвоение = Понимание + Запоминание,

должна прийти другая формула:        

Овладение = Усвоение + Применение на практике, которая позволит сформировать у обучающихся в процессе изучения учебных предметов качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Содержание понятия «функциональная грамотность лиц с интеллектуальной недостаточностью», определяется, как основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.

Структурными компонентами (индикаторами) выступают
информационно-коммуникационная грамотность, финансово-экономическая грамотность, грамотность при решении бытовых проблем, общественно- правовая грамотность.

В качестве эмпирических показателей сформированности функциональной грамотности рассматриваются умения:

  • понимать и использовать письменную текстовую и числовую информацию для оформления документов по устной инструкции и по образцу;
  • понимать и использовать текстовую, числовую и графическую информацию, представленную на родном языке и широко распространённых англоязычных слов, цифр, символов, для ориентировки в окружающем;
  • организовывать поиск нужной текстовой, числовой и графической информации в различных источниках.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Конечно, для достижения обучающимися максимальных результатов необходимы:

  • высокий уровень теоретической и практической подготовки учителя;
  • организация и совершенствование предметно-развивающей среды,
  • грамотный, продуманный подход к организации всех уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к обучающемуся.

Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные        и        коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений, обучающихся и др.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

  1. Групповая форма работы.
  2. Игровая форма работы.
  3. Творческие задания.
  4. Тестовые задания.
  5. Практическая работа.
  6. Ролевые и деловые игры.
  7. Исследовательская деятельность.

Сегодня часто используют выражение - активные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными.

(Слайд №6) Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Особенности и характеристики активных методов:

  • принудительная активизация мышления и вынужденная активность обучаемого в учебном процессе;
  • устойчивая и длительная активность обучаемых, что обеспечивает их постоянную вовлеченность в учебный процесс;
  • самостоятельная творческая выработка обучаемыми решений; 
  • повышенная степень их мотивации и эмоциональности;
  • постоянное взаимодействие обучающихся и учителя в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса;
  • рефлексия результатов учения, совместной деятельности педагога и обучаемых.

Вот некоторые из активных методов обучения, наиболее широко применяемые:

  • методы проблемного обучения;
  • лабораторная работа;
  • практикумы;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • действия по инструкции;
  • деловая игра;
  • разыгрывание ролей.

Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность, как результат образования, формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) позволяют формировать и развивать базовые учебные действия.

Чем отличаются КОЗ от традиционных?

Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий - включить обучающихся в решение «жизненной» проблемной задачи.

Как узнать КОЗ?

Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами.

Как составить компетентностно-ориентированное задание?

Структура компетентностно-ориентированного задания выглядит следующим образом:

Элементы задания

Назначение элементов

1.Стимул

погружает в контекст задания и            мотивирует на его выполнение.

2.Задачная формулировка

точно указывает на деятельность обучающегося, необходимую для выполнения задания.

3.Источник информации:

содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания.

4.Бланк для выполнения задания

задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания.

5.Инструмент проверки (варианты)

модельный ответ ключ аналитическая шкала бланк наблюдений за групповой работой.

Какие используются приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права можно познакомиться посмотрев видео вебинара издательства «Просвещение» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Nov2tDg2czI.

С банком заданий по формированию функциональной грамотности можно познакомиться на сайте Института стратегии Российского образования РАО http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ 

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_fl.html

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: 
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность:
 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции:
 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: 
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление
: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA:
 https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Литература:

1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебнометодическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).

2. Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» https://mcko.ru/articles/2264


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Фольклор как средство развития музыкальных способностей обучающихся с умственной отсталостью»

Целью реализации программы образования обучающихся с умственной отсталостью, с введением ФГОС НОО с у/о (с 01.09.2016 года), является создание условий для максимального удовлетворения особых образоват...

«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»

Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...