Программа по изотерапии "Красочный мир" 1-4 класс
рабочая программа

Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izoterapii.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

Утверждаю

Директор

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

_______________ И.Л.Шадрина

Приказ № __________________

от «____» ____________ 2020 г.

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая программа коррекционного курса по изотерапии

«Красочный мир»

1-4 класс.

Составила: учитель-логопед Фомичева Н.Н.

Ачинск 2020 г.

Введение

Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Практическая значимость программы заключается в том, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, что дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с детьми и педагогом.

Коррекционные. Улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Развивающие. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

- происходит тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, активизации вербальногог общения;

- является средством свободного самовыражения;

- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, быть самим собой. Это не только отражение в сознании учащегося окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Изотеррапия развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, изотерапия участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

В ходе изодеятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.

Целью программы является создание условий для реализации особых образовательных потребностей, формировании эмоциональной лексики и развитии художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования техник изотерапии (традиционных и нетрадиционных).

Задачи:

1. Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.

2. Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словесно-логического; развивать любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.

3. Совершенствовать технические умения и навыки.

4. Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

5. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.

Принципы реализации программы

- Системность. В течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённые дни недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Новизна

Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

Использование техник изотерапии заключается в том, что, выполняя работу, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же, занятия стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства.

Во время занятий можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.

Занятия живописью – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков.

Актуальность

Использование методов арт-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах, расширяет словарный запас ребенка, активизирует связную речь.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются речевое, изобразительное, декоративно – прикладное обучение. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира.

Планируемые результаты

В результате освоения Программы «Красочный мир» предполагаются следующие изменения в поведении детей:

- снижение детской тревожности;

- уменьшение агрессии в игровой ситуации;

- формирование дифференциации своих чувств;

- появление активности и самостоятельности у пассивных детей;

- улучшение коммуникативных качеств личности;

- приобретение навыков конструктивного общения.

Описание места курса в учебном плане

«Красочный мир» - внеурочный курс для учащихся начальной школы.

Адресность программы:

Программа по арт-терапии адресована детям с ОВЗ.

Данная программа отличается от общеобразовательных тем, что в рисунках детей могут преобладать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику и индивидуальные особенности личностных переживаний.

Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 10 лет.

Программа реализуется в течение учебного года.

Продолжительность занятий от 30 до 40 минут 1 раз в неделю, индивидуальная и/или групповая формы работы.

Формы организации деятельности

- беседа;

- творческое занятие;

- игра;

- практикум;

- урок-показ;

- мастер-класс;

- тренинг.

Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт ребенка.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, физминутки.

Используемые методы:

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение изобразительной деятельности).

Используемые приемы:

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- мотивационный (убеждение, поощрение);

- творческие задания;

- ассоциации;

- коллективная работа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами являются:

- развитие творческого воображения;

- выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;

- преодоление коммуникативного зажима;

- развитие новых творческих способностей;

- появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;

- формирование эмоциональной культуры учащихся;

- повышение самооценки;

Предметными результатами являются:

- умение различать основные виды художественных материалов;

- формирование начальных знаний в области искусства;

- способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира;

- уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (бумага, нить, краски и т.д.).

Метапредметными результатами являются:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- объективная оценка результатов собственного труда;

- формирование знаково-символической деятельности учащихся;

- формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- развитие моторных способностей детей.

Сформированность универсальных учебных действий (УУД) в результате освоения программы:

  1. Регулятивные УУД: 

- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

- осуществление целеполагания;

- овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- овладение действием контроля;

- осуществление действия коррекции;

- способность к действию оценки, оценка результатов работы;

- освоение способов решения проблем творческого характера;

- способность к рефлексии.

  1. Личностные УУД:

- принятие социальной роли ученика;

- сформированность внутренней позиции школьника;

- принятие и соблюдение норм школьного поведения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- овладение навыками адаптации в социуме.

  1. Познавательные УУД: 

- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

-  установление аналогий, простых причинно-следственных связей.

- способность отличать известное от неизвестного;

- умение оценить собственные мысли и действия со стороны

  1. Коммуникативные УУД: 

- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; возможность постановки вопросов;

- способность к разрешению конфликтов;

- умения излагать свое мнение и оценку событий;

- умения знакомиться, присоединяться к группе;

- умения благодарить и принимать комплименты;

- умения выразить свои теплые чувства к другому;

-умения слушать и слышать собеседника;

- умение осознавать свои чувства и выражать их;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Содержание программы

При реализации программы используются классические техники работы: рисование красками, гуашью, цветными карандашами, а также нетрадиционные виды изодеятельности: монотипия, рисование тычком; мандалотерапия (рисование в круге), рисование солью, зубной пастой, ажурными салфетками, лепка из теста, рисование пластиковыми вилками, отпечатки природного материала.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематический план 1 класс

Тема

Виды и техники деятельности

Материалы

1-2

Диагностика

3

Осень. Природа. Погода.

Рисование сухими листьями

Листья, белый картон, клей

4

Овощи. Фрукты.

Оттиск

Половина яблока, гуашь, фломастеры, цветной картон

5

Лес. Грибы. Ягоды.

Изотерапия

Гуашь, кисти, бумага

6

Зимующие птицы.

Отпечатки ладошек

Гуашь, листы белой бумаги

7

Домашние животные и птицы.

Песочная терапия

Песок (манка), цветной картон, клей

8

Дикие животные наших лесов.

Изотерапия

Мягкие нитки, клей, силуэты вырезанного животного

9

Обувь. Головные уборы. Одежда.

Ниткография

Нитки, лист белой бумаги, клей

10

Наш город.

Пальчиковая живопись

Зубная паста, цветной картон

11

Дом – жилище человека.

Пластилинография

Пластилин, макароны, гуашь, салфетки

12

Посуда.

Штриховка

Трафареты посуды, простые и цветные карандаши

13

Нарисованные сказки

Пластилинография

Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон.

14

Новый год.

Рисования пальцами

Гуашь, листы белой бумаги

15

Зима. Зимние забавы.

Пластилинография

Пластилин, макароны, гуашь, салфетки

16

Рождество.

Цветотерапия с элементами Изотерапии

Клей, соль, краски

17

Семья.

Граттаж

Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания

18

Игрушки

Пластилинография

Пластилин, цветная бумага, крупа, клей

18

Транспорт.

Отпечаток ладошек

Гуашь

19

Портрет из песка

Песочная терапия

Песок или манка, цветной картон

20

Защитники Отечества.

Изотерапия

Солёное тесто, формочки, краски, кисти

21

Весна. Природа. Погода.

Граттаж

Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания

22

Женский праздник.

Изотерапия

Солёное тесто, формочки, краски, кисти

23

Комнатные растения.

Рисование сухими листьями

Сухие листья, цветной картон

24

Перелетные птицы.

Отпечатки ладошек

Гуашь, кисти, листы белой бумаги.

25

Страна.

Набрызг

Гуашь, вата, клей, манка

26

Пасха.

Изотерапия

Гуашь, салфетки, шаблон яица

27

День космонавтики (коллективная работа).

Изотерапия» Техника «Аппликация»

Мыльная пена, клей, лист картона (чёрного цвета)

28

Лес. Охрана природы.

Пластилинография

Пластилин, цветная бумага, крупа, клей

29

Рыбы.

Отпечатки ладошек, пластилинография.

Цветной картон, гуашь, клей, манка, пластилин

30

День Победы.

Граттаж

Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания

31

Насекомые.

Пластилинография

Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон.

32-33

Диагностика

Календарно-тематический план 2 класс

Тема

Виды и техники деятельности

Материалы

1-2

Диагностика

3

Осенний пейзаж

Тычка

Гуашь, бумага, кисть

4

Осенние дары (Коллективная работа)

Оттиск

Разные овощи и фрукты в разрезе, гуашь

5

Солнышко

Ниткография

Мягкие нитки, клей, бумага

6

Небеса

Пластилинография

Пластилин, картон

7

Ночное небо

Монотипия

Клеёнка, лист белой бумаги, гуашь, кисть

8

Ночной город

Аппликация

Цветная фактурная бумага, клей, ножницы

9

Ночной город

Набрызг

Гуашь жёлтого или белого цвета, кисть

10

Портрет Бабы – Яга (веселая и злая)

Песочная терапия

Песок, манка, картон, бумага, фломастеры

11

Веселый смешарик

Лепка из соленого теста

Тесто, мука

12

Веселый смешарик

Роспись

Гуашь, кисти.

13

Морозные узоры

Песочная терапия

Манка, клей, цветной

14

Новогодние игрушки

Лепка из солёного теста

Тесто, формочки

15

Новогодние игрушки

Изотерапия

Кисти, гуашь

16

Снегири

Отпечатки ладошек

Гуашь, цветной картон, ватные палочки

17

Снежинка

Граттаж

Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания

18

Зимний лес

Оттиск

Листья, гуашь, кисть

19

Зимний лес (синий цвет)

Цветотерапия Набрызг

Гуашь, манка, клей, кисть

20

Жизнь на севере

Монотипия Аппликация

Набрызг

Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей

21

Жизнь на севере

Монотипия Аппликация

Набрызг

Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей

22

Весёлый зоопарк» (Коллективная работа)

Отпечатки ладошек

Гуашь

23

Праздничный стол для мамы. Роспись «Гжель» (Коллективная работа)

Оттиск

Гуашь, шаблоны

24-25

Светлая пасха

Пластилинография

Пластилин, шаблоны яиц, крупы, бисер

26-27

Космическое путешествие (Коллективная работа)

Изотерапия

Гуашь, ватные палочки, расчёска, щётки

28

Пластилиновая черепаха

Пластилинография

Картон, пластилин

29

Песочная бабочка

Песочная терапия

Песок или манка, цветной картон

30-31

Подводное царство (Коллективная работа)

Пластилинография

Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы

32

Скоро лето

Пальчиковая живопись

Лист белой бумаги, гуашь

33-34

Диагностика

Календарно-тематический план 3 класс

Тема

Виды и техники деятельности

Материалы

1-2

Диагностика

3

Корзина с листьями

Изотерапия

Лист белой бумаги, гуашь, краски, осенние листья

4

Поле маков

Изотерапия

Лист цветной бумаги, мятая бумага, гуашь, краски

5

 Утро

Рисование по мокрому листу акварелью

Краски, листы бумаги, кисти

6

 Утренний пейзаж

Монотипия

Клеёнка, лист белой бумаги, гуашь, кисть

7

 Бабочка

Монотипия

Клеёнка, лист белой бумаги, гелевая ручка

8

 Натюрморт

Декоративное рисование

Краски, листы бумаги, кисти

9

Наварили мы компот

Рисование предметами окружающего мира

Листы белой бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки

10-11

Я и моя семья

Лепка

Соленое тесто, гуашь, картон

12

Горы

Пальчиковая живопись

Лист белой бумаги, гуашь

13

 Корзина

Гратаж

Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания

14

 Зимний пейзаж

Декоративное рисование

Лист белой бумаги, краски, гуашь

15

Снежинки

Ниткография

Лист белой бумаги, нитки, краски, гуашь

16

 Веселые кляксы

Техника марания

Тушь, листы белой бумаги

17

 Зима (с использованием ламинированной карточки»

Рисование предметами окружающего мира

Лист бумаги, ламинированные карточки, ватные палочки

18

Березки в снегу

Песочная терапия

Песок, манка, лист белой бумаги, краски

19

Мой любимый герой

Ниткография

Лист белой бумаги, нитки, краски, гуашь

20

Подводный мир

Гратаж

Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания

21

 Портрет мамы

Декоративное рисование

Лист белой бумаги, краски, гуашь

22

Океан

Монотипия Аппликация

Набрызг

Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей

23

Строим дом

Песочная терапия

Песок, манка, лист белой бумаги, краски

24

 Космос

Рисование предметами окружающего мира

Лист белой бумаги, губки, гуашь

25

Чей детеныш

Пластилинография

Картон, пластилин

26

Лебединое озеро

(Коллективная работа)

Отпечатки

ладошек

Гуашь, бумага

27

Золотая рыбка, которая живёт на морском дне

Пластилинография  Отпечатки ладошек

Цветной картон, гуашь, клей, манка, пластилин

28

Виноградная гроздь

Пластилинография

Картон, пластилин

29

Коровки на лугу

Штриховка

Листы с изображением домашних животных

30

Грачи прилетели

Тычка

Монотипия

(для фона неба)

Плёнка, гуашь, акварель

31

 Сирень

Рисование чаем

Картон, пакеты чая

32

Божья коровка

Пластилинография

Картон, пластилин

33-34

Диагностика

Календарно-тематический план 4 класс

Тема

Виды и техники деятельности

Материалы

1-2

Диагностика

3

Осенняя фантазия

Изотерапия

Сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки.

4

Свободный рисунок в круге

Рисование предметами окружающего мира

Бумага, краски, гуашь, ватные палочки

5

Бабушкино лукошко

Пальчиковая живопись

Лист белой бумаги, гуашь

6

Игра ниток

Монотипии с использованием ниток

Бумага, нитки, краски, кисти

7

Путаница

Изотерапия

Кисть, краски, бумага

8-9

Иллюстрируем сказку

Пластилинография

Картон, пластилин

10

Сказочные герои: Водяной, Кощей Бессмертный

Пальчиковая живопись

Лист белой бумаги, гуашь

11-12

Мое домашнее животное

Лепка из слоеного теста

Солёное тесто, формочки, краски, кисти

13

Птицы

Монотипии с использованием ниток

Бумага, нитки, краски, кисти

14-15

Новый год

Лепка из слоеного теста

Солёное тесто, формочки, краски, кисти

16-17

Зимняя сказка

Рисование предметами окружающего мира

Листы белой бумаги, краски, ножницы, салфетки.  

18

Веселый маскарад

Отпечатки ладошек

Гуашь

19-20

Я и мои эмоции

Рисование предметами окружающего мира

Работа с разными материалами

21-22

Открытка папе

Лепка из слоеного теста

Солёное тесто, формочки, краски, кисти

23

Несуществующий зверек

Смешанная

Цветная бумага, фольга, бусины, скотч, ножницы, клей, фломастеры

24

Мишка на севере

Аппликация  методом обрывания

Цветная бумага

25

Любимой мамочке

Кляксография

Бумага, краски, трубочки

26

Подводный мир

Акватипия

Бумага, краски, кисть

27

Разные птицы

Сухая кисть

Бумага, краски, гуашь, кисть

28

Открываем новую галактику

Изотерапия

Гуашь, ватные палочки, расчёска, щётки

29

Весёлая гусеница

Пластилинография

Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон

30

Путешествие на облаке

Техника марания

Краски, листы бумаги

31

Веселый клоун

Аппликации, обрывание бумаги

Цветная бумага, клей, лист белой бумаги

32

Здравствуй, лето

Смешанная

Бумага, краски, гуашь, кисть

33-34

Диагностика

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. 2015. №4.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с. 

Аметова Л.А. "Формирование арттерапевтической культуры младших школьников. Сам себе арттерапевт". М., 2003.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

Захарова Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №3. 

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

Копытин А.И. Арттерапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

    Дидактический материал

- наглядный материал;

- пособия по художественному творчеству;

- справочная литература.

  Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, пластилин, цветная бумага и картон, клей, крупа

- компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...