КОНСПЕКТ ОД «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА [И]»
план-конспект

Федоненко Альфия Борисовна

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте на тему Звук [И] ,буква  «И»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zvuk_i_bukva_i._.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 34»

Конспект образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

«День рождения звука [И]»

ТЕМА: Звук [И],буква «И»

Составил: ФедоненкоАльфия Борисовна

 учитель –логопед

Iквалификационной категории.

Г. Глазов

КОНСПЕКТ ОД  «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА [И]»

Ф.И.О педагога:ФедоненкоАльфия Борисовна

Должность: Учитель-логопед, 1 кв. категория.

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования):Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 34» г. Глазов УР

Тема ОД: Звук [И] ,буква  «И»

Вид занятия: подгрупповое занятие по подготовке к обучению грамоте.

Характеристика детей: подгруппа детейс фонетико-фонематическим  недоразвитием.Возраст 6 лет.  

Цель:

Развитие фонематического восприятия в процессе закрепления знаний о звуке [И], знакомства с буквой И.

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навыки различения и произношения звука [И]. Уточнить артикуляцию, дать характеристику звуку.
  • Упражнять детей в умении выделять звук [И] в ряду звуков, слогов, на уровне слова, придумывать слова с заданным звуком.
  • Закреплять понятия «гласный звук», «звук-буква».
  • Упражнять в звуковом анализе.
  • Дать представление о понятии «родственные слова».
  • Познакомить детей с графическим образом буквы «И».

  • Коррекционно-развивающие: 
  • Развивать грамматический строй речи, упражняя детей в употреблении существительных во множественном числе.
  • Расширять словарный запас детей через развитие навыков словообразования.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать артикуляционную и общую моторику;
  • Развивать слуховые внимание, память, зрительное восприятие, мышление.

  • Коррекционно-воспитательные:
  • формировать положительную мотивацию к занятиям.
  • Воспитывать уверенность, активность, навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:символы гласных звуков А,О,У, И ( демонстрационные и раздаточные),  буква «И», карточки-звуковые дорожки «Подарочные коробки» ( демонстрационная и раздаточные),  игрушки в подарочном пакете (индеец, пони, миньон, индюк), мяч, красные карандаши, раздаточные карточки «тортик», магнитные смайлики для рефлексии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

(дети стоят)

Ребята, у нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся. готовы к занятию? А вот сейчас и проверю.

Посмотрите на меня внимательно и догадайтесь, какой звук я хочу сказать (логопед показывает беззвучно артикуляцию звука А)

Этот звук гласный или согласный? (гласный)

Назовите мне слова – в начале слова гласный –А.(дети называют слова на звук А)

А сейчас, какой звук я хочу сказать (логопед показывает беззвучно артикуляцию звука   У)

Слов найти я не могу, в начале слова гласный – У.(дети называют слова)

А сейчас, какой звук я хочу сказать (логопед показывает беззвучно артикуляцию звука О)

Найти мне слово нелегко –в начале слова гласный – О. (дети называют слова на звук О)

Ребята, а сегодня мыпознакомимся еще с одним звуком. Попробуйте догадаться что это за звук. Этот звук есть в словах: изюм, ириска, иголка. (это звук И).

Сегодня я хочу рассказать вам историюпро звук и букву И.

(Логопед приглашает детей за столы)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Уточнение произношения, характеристика звука.

Жил-был в городе Звукинск звук И.Был это звук самый веселый в городе,потому что  все,  кто его произносил, обязательно улыбались.

Посмотрите на меня (логопед произносит звук И).  Улыбаются мои губы? (да)

А мои зубы сомкнуты или разомкнуты (разомкнуты). Как вы думаете, звук И гласный или согласный? (гласный, потому что его легко петь, и нам ничего не мешает его произносить).

Раз он гласный, каким цветом будем его обозначать?(красным).

 Для звука И у нас будет специальный символ-это красный прямоугольник.  Как думаете почему прямоугольник? (потому что губы широко улыбаются)

2.Произношение звука И с разной интонацией.

Давайте и мы споем звук И. Приоткроем рот, широко улыбнемся испоем все вместе: «И-И-И».

У звука И бывает разное настроение. Он может быть плаксивым, удивленным, сердитым, а может быть радостным.

(дети поизносят звук И с разной интонацией)

А сегодня звук И проснулся в отличном настроении, потому что у него День рождения!

3. Артикуляционная гимнастика.

Утром он широко открыл глазки,(широко раскрывают глаза) а потом зажмурился от удовольствия (крепко закрыть глаза),затем он вспомнил, что у него сегодня День рождения, подбежал к зеркалу и широко улыбнулся, потом поцеловал себя в зеркало (упр. «улыбка»- «хоботок»).

Звук И умылся и почистил зубки (упр. «Чистим зубки»), причесался (упр. «расческа») и пригладил волосы («упр. раскатываем тесто»)

Затем он вспомнил, что к нему придут гости, и пошел жарить оладушки. Давайте ему поможем.

4.Кинезиологичесчкое упр. «Ладушки-оладушки»

(правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх;

одновременная смена позицииладоней со словами):

 «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

  Как пожарим, повернем и опять играть начнем»

 5.Игра « Поймай Звук»

А поиграть он решил с нами в «Прятки».Попробуйте отыскать егосреди других звуков. Если вы услышите звук «И», нужно хлопнуть в ладоши. (логопед произноситсначала ряд звуков, затем слоги, дети выделяют звук «И». Губы закрыты экраном)

6.Игра «Гости».

Стали собираться к звуку «И» гости. А пригласил он только тех гостей, в чьих именах есть звук «И». Если в слове есть звук «И», вы весело шагаете, идете в гости, а если нет, то останавливаемся и закрываем воротики.

Итак, в гости идут, ИРА, МАША, ИННА, ВИКА, ТОМА. ДИМА, ИГОРЬ. ТАНЯ, ИЛЬЯ.

7. Игра «Подарки»

Принесли гости имениннику подарки, но звуку «И» нравятся только те подарки, где он есть. Что подаримиголку или обруч? Ириску или мороженое? Киви или арбуз? Книгу или журнал? Индейца или робота? Кисточку или карандаш?Сникерс или чупа-чупс?

(Логопед спрашивает каждого ребенка по очереди, ребенок выбирает из пары слов, слово со звуком «И»)

8. Игра «Один-Много»

Ребята, звук «И»- настоящий волшебник. Он может из одного подарка сделать много. Например, подарили ему носок, а он его превратил в носки. Какой звук появился в конце слова?  (И). Посмотрите, звук «И» встал в конце слова и сразу один подарок превратился в много подарков. Давайте и мы немножко поколдуем. Я вам буду бросать мячик и скажу подарок, а вы сделайте так, чтобы подарков стало много. Звук «И» голосом выделяйте.

Слова для игры: утюг - утюги, сапог -  , чулок -  , юбка-,  замок -, книга - ботинок- . (логопед бросает мяч детям по очереди)

9. Игра «Разложи подарки по коробкам».

Гости подарили звуку «И» целый пакет подарков. Давайте разложим их в подарочные коробки.Если слово начинается на звук И, то игрушку нужно убрать в первую коробочку, если звук И в конце слова, тогда в последнюю коробочку, а если в середине слова, тогда в коробочку по середине.

(Детям выдаются карточки с тремя подарочными коробками, логопед достает игрушку из пакета, дети определяют положение звука «И» в слове и кладут фишку-символ звука «И» на нужную коробочку на карточке.)

10. Дерево Родственных Слов

Ребята, как можно назвать одним словом подарки, которые вы разложили по коробкам? (игрушки) Для чего нужны игрушки (для игры).

У слово«игра» есть большая семья слов-родственников.

Слово игра, как дерева корень, разрастаться стало вскоре.

Это слово принесло, много, много новых слов.

(логопед рисует корень и ствол дерева на доске, далее на каждое родственное слово, названное детьми, рисуется веточка.)

Итак, игрушка, а если игрушка маленькая, как скажем (игрушечка),  этот индеец не настоящий, а какой…(игрушечный), а с игрушками что делают.. (играют), а как называется комната, в которой дети играют… (игровая), а как мы назовем детей, участников игры… ( игроки), а когда кто-то победил в игре он что…(выиграл), а если наоборот…(проиграл).

Посмотрите сколько веточек- новых слов получилось от слова «игра». И все эти слова будут называться родственные. Потому что они произошли от одного слова и по смыслу связаны.

11. «Караоке»

Вдруг из-за дерева родственных слов послышалась какая-то песенка. Это  звук«И» решил песни в караоке попеть.  Достал именинник микрофон и спел «ИАО». Кто сможет повторить эту песенку?(дети поют в микрофон).

А давайте запишем эту песенку. Сколько звуков спели? (три)

Какой звук был первый, какой второй, какой третий?

(дети называют звуки, логопед выставляет на доску символы звуков.)

А сейчас повторите за мной песенку и запишите ее фишками-символами звуков. (дети повторяют за логопедом звуковые ряды, выкладывают символы на своих звуковых дорожках, затем ряд проверяется.)

Ряды : «УИО», «АОИ».

12.Физминутка. Игра «Пожалуйста».

А сейчас звук «И» приглашает вас поиграть.  Я буду давать команды, а вы их выполнять. Но движения выполняете, только если я скажу «пожалуйста».

(логопедпоказывает движения, время от времени, вставляя слово «пожалуйста»)

Мы немножко пошагали,

А потом мы побежали.

Растираем наши уши

И боксируем по груше.

Ножками подрыгали

И чуть-чуть попрыгали.

Головою покачали

И немного покричали.

Нет вернее помолчали ( тс-с-с).

И немного потянулись

И на стульчики вернулись.

13.Знакомство с буквой «И»

Ребята, скажите, а звук можно увидеть (нет), а потрогать(нет). Вот так незадача! Гости пришли на день рождения, а именинникаони не увидели. Чтобы не расстраивать гостей мы совершим маленькое чудо, и нарядим звук «И» в праздничное платьице. Но вы мне должны помочь. Давайте вместе скажем волшебные слова «крэкс-фэкс-пэкс» , и наш звук одел красное платьице и превратился в букву «И» (выставляется буква И).

Ребята вот какая красивая наша буква «И».

Посмотрите на нее. Из каких элементов она состоит(из палочек), сколько  палочек(три).

Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Вот какое мы чудо совершили. Звуки видеть нельзя, а буквы… (можно). А потрогать букву можно? А написать?

( Дети пишут букву И  пальцем в воздухе, на столе)

14. «Укрась тортик»

Буква «И» приготовила для вас угощение, это праздничные тортики. Кондитер хотел украсть тортик буквами, но у него закончился крем. Посмотрите, буквы получились бледными, серыми, а буква «И» любит яркий, красный цвет. Давайте украсим наши тортики и обведем буквы по контуру красным карандашом. Но обводить нужно только буквы «И».

(Укаждого ребенка карточкас тортом, на котором написаны разные буквы. Ребенок находит и обводит по контуру только буквы «И».)

А сейчас поменяйтесь тортиками и проверьте, все ли буквы нашел и обвел ваш товарищ.

(Дети меняются карточками, проверяют работу соседа по столу)

Эти тортики буква «И» предлагает вам взять с собой и раскраситьтак, как вам захочется.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Итог:

Ребята, к сожалению, день рождения у звука и буквы «И» подходит к концу. Она очень благодарна, что вы устроили ей такой интересный день рождения.  А что вы узнали про звук [И] ? А про  букву «И»? А какие слова со звуком [И]  вы запомнили?

Рефлексия:

А сейчас давайте подарим звуку [И] наши портретики. Если вам на занятии понравилось, было интересно и у вас все получалось, тогда мы подарим веселый портретик-смайлик, а если было трудно, или может быть не все хорошо получилось, тогда задумчивый портретик-смайлик.

(Дети выбирают смайлики и располагают их на доске вокруг буквы «И». Логопед также выбирает смайлик и дает оценку занятию и работе детей).

Дети, день рождения закончилось и имениннику пора домой. Как думаете в домике с какой крышей живут звук и буква «И»? (Букву «И» заселяют в домик с красной крышей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "День рождения друга" с презентацией, 4 класс

Разработка урока с использованием презентации, интерактивной игры "Баба-Яга в тридевятом царстве"...

конспект урока "День рождения"

конспект урока "Birthday Party" в 3 классе, УМК Биболетовой М.З....

Конспект урока "День рождения".

Конспект урока "День рождения"....

Конспект развлечения "День рождение зайчика" для средней группы

Конспект  развлечения «День рождения зайчика»Оборудование: Игрушечный домик, стол, посуда: чашки, блюдца , ложки чайник; игрушки: зайчик, белка, мишка, филин; муляжи: грибок, яблоко, ...

Конспект занятия "День рождения куклы Тани".

Об умении взаимодействовать с игрушками и друг с другом....

План-конспект занятия "День рождения Тима"

Занятие по теме «Еда»Класс: 3 Тип занятия: групповое (2-3 человека). Цели: Привитие учащимся здоровых привычек в питании.Активизация лексико-грамматических навыков в устной речи ...

День рождения звука Р

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические ...