«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми ОВЗ.»
статья

      Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга­низма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошколь­ном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, ко­торое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении              при работе с детьми ОВЗ.»

«Движение – это жизнь, а

Здоровье – высшая награда

Оно не рядом, не вблизи,

К нему шаг в день,

Но делать надо,

Иди, карабкайся, ползи!»  

                                                                                                        Н. М. Амосов

      Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
    Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
   Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.

       Физкультура является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в коррекционной школе. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, эта дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду, способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.  

  Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся коррекционной школы физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Таким образом, посредством физкультурно-оздоровительной работы, можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием, что также, способствует воспитынию личностных качеств и социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.                                                            

Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

В МБОУ «Сергачская СОШ №5»  обучаются дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.   Для реализации этой работы в нашей школе созданы все условия. Имеются два спортивных зала, кабинет ЛФК с тренажерами и специальным оборудованием и инвентарем.

 Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет особую специфику. Важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ во урочной деятельности имеет индивидуальный подход. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку, овладеть теми умениями и навыками, которые необходимы им в повседневной жизни. С помощью разнообразных средств физического воспитания у него формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая помогает свободно управлять двигательными навыками, входящими в учебные и трудовые операции.

В настоящее время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. В нашей школе учителя работают по адаптированным образовательным программам. На уроках адаптивной физической культуры, которые посещают все дети, независимо от диагноза заболевания обучаются коррекции патологических состояний, специально подобранными физическими упражнениями, которые учитывают возрастные особенности и состояние двигательной сферы учащихся. Учитель использует дифференцированную нагрузку и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетают общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.

Также на занятиях применяются задания активно-двигательного характера, соответствующие индивидуальным особенностям развития обучающихся. Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с школьниками с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность занятий. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Все занятия с школьниками с ОВЗ проводятся в игровой и сюжетной форме, они с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Дети выполняют и нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж. Упражнения и задания должны быть доступными и понятными воспитанникам.

 Внеурочная и кружковая деятельность в спортивно-оздоровительном направлении в школе представлена для детей с ОВЗ в разработанных адаптированных образовательных программах: ЛФК, «Путешествие по тропе здоровья», кружком «Будь здоров».

Лечебная физкультура для детей с ОВЗ является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний. При организации ЛФК используются здоровьесберегающие технологии, которые предполагают строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие

Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).

На ЛФК используют упражнения с массажным мячиком, как эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса. Детям очень нравится играть с массажными мячиками, так как они напоминают ежей. Использование таких мячей в работе, позволяет интересно строить игровые сеансы: игровой массаж, пальчиковая гимнастика, двигательные игры, игры по изучению цвета и размера.
           Внеурочная деятельность по курсу «Путешествие по тропе здоровья» и  
кружку «Будь здоров» нацелены на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

С целью эффективной реализации этой работы широко используются различные средства. 

Ритмическая гимнастика - укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Пальчиковая гимнастика, способствующая тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.

Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.

Этюды, которые способствуют коррекции эмоциональной сферы ребенка, учат понимать эмоциональное состояние другого человека, развитию выразительной моторики, умению познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.

Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.

Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Таким образом, выстроенная работа по спортивно-оздоровительному направлению детей с ограниченными возможностями здоровья по внеурочной деятельности способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.                                  Особое внимание учителей нашей школы уделяется спортивно-массовым мероприятиям. В школе стало традицией устраивать для детей «День Здоровья». В этот день проводится спортивное мероприятие «Пешеходы и водители», веселые старты «Знай правила движения, как таблицу умножения». Интересные и разнообразные формы проведения спортивного праздника ко Дню инвалида «Если хочешь быть здоров закаляйся!», спортивное состязание «Пятиборье». В День Матери был организован спортивный праздник, в котором участвовали совместно мамы и дети. Все эти мероприятия вызывают большой интерес и у родителей. Ребёнок с ОВЗ обычно участвуя в таких мероприятиях, становятся более общительным и уверенным в своих силах. Учащиеся с удовольствием принимают участие в соревнованиях, устанавливают свои личные рекорды, причем, в частых случаях выдают результаты, которые выше результатов, достигаемых на обычном уроке. Физкультурные праздники, в которых участвуют школьники, органически вписываются в систему физического воспитания.

Наши ученики направляют свои усилия на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя.     В работе с детьми с ОВЗ нужно принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни.

Литература:          

1. Маханаева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических                   работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.

2. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176 с.
3. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 3–9.

4. http://vikidalka.ru/2-71047.html

5. https://studopedia.org/12-40836.html                                                                                       

6 .http://www.uchportal.ru/fizkultura/lechebnaya-fizkultura-dlya-detej-s-ovz-7531

7. http://globuss24.ru/doc/razvitie-dvigatelynoy-sferi-u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovyya-ovz-posredstvom-organizatsii-fizkulyturnoy-kruzhkovoy-raboti-v-dou.                                                    

8. https://moluch.ru/archive/123/34046/



Предварительный просмотр:

«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении              при работе с детьми ОВЗ.»

«Движение – это жизнь, а

Здоровье – высшая награда

Оно не рядом, не вблизи,

К нему шаг в день,

Но делать надо,

Иди, карабкайся, ползи!»  

                                                                                                        Н. М. Амосов

      Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
    Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
   Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.

       Физкультура является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в коррекционной школе. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, эта дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду, способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.  

  Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся коррекционной школы физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Таким образом, посредством физкультурно-оздоровительной работы, можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием, что также, способствует воспитынию личностных качеств и социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.                                                            

Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

В МБОУ «Сергачская СОШ №5»  обучаются дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.   Для реализации этой работы в нашей школе созданы все условия. Имеются два спортивных зала, кабинет ЛФК с тренажерами и специальным оборудованием и инвентарем.

 Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет особую специфику. Важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ во урочной деятельности имеет индивидуальный подход. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку, овладеть теми умениями и навыками, которые необходимы им в повседневной жизни. С помощью разнообразных средств физического воспитания у него формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая помогает свободно управлять двигательными навыками, входящими в учебные и трудовые операции.

В настоящее время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. В нашей школе учителя работают по адаптированным образовательным программам. На уроках адаптивной физической культуры, которые посещают все дети, независимо от диагноза заболевания обучаются коррекции патологических состояний, специально подобранными физическими упражнениями, которые учитывают возрастные особенности и состояние двигательной сферы учащихся. Учитель использует дифференцированную нагрузку и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетают общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.

Также на занятиях применяются задания активно-двигательного характера, соответствующие индивидуальным особенностям развития обучающихся. Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с школьниками с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность занятий. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Все занятия с школьниками с ОВЗ проводятся в игровой и сюжетной форме, они с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Дети выполняют и нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж. Упражнения и задания должны быть доступными и понятными воспитанникам.

 Внеурочная и кружковая деятельность в спортивно-оздоровительном направлении в школе представлена для детей с ОВЗ в разработанных адаптированных образовательных программах: ЛФК, «Путешествие по тропе здоровья», кружком «Будь здоров».

Лечебная физкультура для детей с ОВЗ является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний. При организации ЛФК используются здоровьесберегающие технологии, которые предполагают строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие

Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).

На ЛФК используют упражнения с массажным мячиком, как эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса. Детям очень нравится играть с массажными мячиками, так как они напоминают ежей. Использование таких мячей в работе, позволяет интересно строить игровые сеансы: игровой массаж, пальчиковая гимнастика, двигательные игры, игры по изучению цвета и размера.
           Внеурочная деятельность по курсу «Путешествие по тропе здоровья» и  
кружку «Будь здоров» нацелены на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

С целью эффективной реализации этой работы широко используются различные средства. 

Ритмическая гимнастика - укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Пальчиковая гимнастика, способствующая тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.

Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.

Этюды, которые способствуют коррекции эмоциональной сферы ребенка, учат понимать эмоциональное состояние другого человека, развитию выразительной моторики, умению познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.

Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.

Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Таким образом, выстроенная работа по спортивно-оздоровительному направлению детей с ограниченными возможностями здоровья по внеурочной деятельности способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.                                  Особое внимание учителей нашей школы уделяется спортивно-массовым мероприятиям. В школе стало традицией устраивать для детей «День Здоровья». В этот день проводится спортивное мероприятие «Пешеходы и водители», веселые старты «Знай правила движения, как таблицу умножения». Интересные и разнообразные формы проведения спортивного праздника ко Дню инвалида «Если хочешь быть здоров закаляйся!», спортивное состязание «Пятиборье». В День Матери был организован спортивный праздник, в котором участвовали совместно мамы и дети. Все эти мероприятия вызывают большой интерес и у родителей. Ребёнок с ОВЗ обычно участвуя в таких мероприятиях, становятся более общительным и уверенным в своих силах. Учащиеся с удовольствием принимают участие в соревнованиях, устанавливают свои личные рекорды, причем, в частых случаях выдают результаты, которые выше результатов, достигаемых на обычном уроке. Физкультурные праздники, в которых участвуют школьники, органически вписываются в систему физического воспитания.

Наши ученики направляют свои усилия на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя.     В работе с детьми с ОВЗ нужно принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни.

Литература:          

1. Маханаева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических                   работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.

2. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176 с.
3. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 3–9.

4. http://vikidalka.ru/2-71047.html

5. https://studopedia.org/12-40836.html                                                                                       

6 .http://www.uchportal.ru/fizkultura/lechebnaya-fizkultura-dlya-detej-s-ovz-7531

7. http://globuss24.ru/doc/razvitie-dvigatelynoy-sferi-u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovyya-ovz-posredstvom-organizatsii-fizkulyturnoy-kruzhkovoy-raboti-v-dou.                                                    

8. https://moluch.ru/archive/123/34046/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в МОУ СОШ №17 г. Кореновск 2010г.

участие в краевом смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и сполртивно-массовой работы в ОУ на 2010 год. Документация, приложения, презинтация....

Годовой план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на 2012-2013 учебный год

Материал для учителей физической культуры. Немного позже выложу все положения к соревнованиям, а также положение о школьной Спартакиаде. ...

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский

Для спорта нет границ и расстояний. Понятен он народам всей Земли!                     Он...

План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

планирование и организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе для учителей....

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в МОУ «СОШ№8».

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе...

Программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.

Составляющая  физического  воспитания  в  школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздаровительная работа. В рамках этой работы в школе практикуются разнообраз...