Формирование коммуникативных способностей и коллективной деятельности в ГКП детей с РАС.
статья

Есина Надежда Сергеевна

Формирование коммуникативных способностей и коллективной деятельности в ГКП детей с РАС.


На сегодняшний день, ситуация в мире такая, что детей с расстройством аутистического спектра становится все больше. Первоначально от спектра страдает коммуникативная сторона развития. Ребенок не знает, как общаться и для чего вообще пользоваться речью. У таких детей отсутствует указательный жест, и они часто используют руку взрослого, чтобы показать на желаемый объект. Ребенок с РАС не понимает, что от него хотят окружающие и поэтому нам в большинстве  случаев не ясна его реакция на происходящее вокруг событие.  Поэтому эти дети, как правило, закрываются в своем мире, понятном только им, что ставит под угрозу процесс адаптации в обществе. Кроме этого, такие дети из-за недостаточного понимания речи представляют сложную категорию воспитанников. Наша же задача – научить их взаимодействовать с обществом и показать, для чего нужна коммуникация. В связи с модернизацией специального образования большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра.

В начале своей работы мы проводим беседы с родителями, в ходе которой мы узнаем об особенностях коммуникативного поведения ребёнка . - Как ребёнок выражает просьбу, несогласие, сообщает ли о дискомфорте. - Какие звуки произносит и что они обозначают. - Как реагирует на незнакомых людей. - Как выполняет инструкции. - Как реагирует на своё имя. Таким образом мы определяем уровень актуального развития ребёнка

Дальше мы устанавливаем эмоциональный контакт: 1. Наблюдаем за свободной деятельностью ребёнка. 2. Присоединяемся к интересам ребёнка и его речевым реакциям. 3. Проводим сенсомоторные игры. 4. Организуем целенаправленную деятельность ребёнка.

Наблюдая за детьми нашей группы мы отметили, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками, часть детей не говорящие: они не проявляют инициативу в общении, не могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

 

Для решения данной проблемы мы используем традиционные и эффективные методы и приемы по формированию коммуникативных навыков у детей:

беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, Дети с растройством аутического спектра видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Расстройства аутистического спектра- это расстройство нервной системы, характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

 

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей и коллективной деятельности в ГКП детей с РАС

 

Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.

 

Мы используем такие игры как:

 

Игра «Паровозик-ту-ту-ту»

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у". 

Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)

. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает. (Зайка прыгает)". Можно  предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц).

«Ладушки»

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки.." 

«Мы на лодочке плывем»

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты да я 

«Покатаем мячик»

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.

«Бумажный листопад (снегопад)»

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)»

 

 

В своей работе мы используем игры хороводы

Хороводные игры, предполагают тактильное взаимодействие, что необходимо для детей РАС.

«Карусель»

Сначала хоровод перемещается медленно, а после команды «бегом», дети ускоряются. Затем карусель замедляется, участники останавливаются. По команде воспитателя они вновь образуют круг.

«Большие и маленькие ножки»

Участники игры ходят по кругу. То не спеша, топая при этом, то быстро, делая мелкие шаги.

«По ровненькой дорожке»

Дети ходят по кругу, озвучивая стих. По его завершении все садятся.

«Зайка шел»

Дети перемещаются по кругу, озвучивая стихотворение. На словах «сел» они должны останавливаться и садиться на корточки.

Следует отметить, что положительные изменения, достигаемые на занятиях, необходимо закреплять в условиях семьи. В нашей группе эта работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями, которым предоставляются подробные рекомендации по организации коммуникативного взаимодействия с ребенком.

Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что в условиях специально организованной, целенаправленной, последовательной и систематической коррекционно-развивающей работы по предложенной методике у детей с аутизмом в целом формируются коммуникативные навыки.

 

 

 

 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_sposobnostey.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование коммуникативных способностей и коллективной деятельности в ГКП детей с РАС.

                                             
На сегодняшний день, ситуация в мире такая, что детей с расстройством аутистического спектра становится все больше. Первоначально от спектра страдает коммуникативная сторона развития. Ребенок не знает, как общаться и для чего вообще пользоваться речью. У таких детей отсутствует указательный жест, и они часто используют руку взрослого, чтобы показать на желаемый объект. Ребенок с РАС не понимает, что от него хотят окружающие и поэтому нам в большинстве  случаев не ясна его реакция на происходящее вокруг событие.  Поэтому эти дети, как правило, закрываются в своем мире, понятном только им, что ставит под угрозу процесс адаптации в обществе. Кроме этого, такие дети из-за недостаточного понимания речи представляют сложную категорию воспитанников. Наша же задача – научить их взаимодействовать с обществом и показать, для чего нужна коммуникация. В связи с модернизацией специального образования большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра.

В начале своей работы мы проводим  беседы с родителями, в ходе которой мы узнаем об особенностях коммуникативного поведения ребёнка . - Как ребёнок выражает просьбу, несогласие, сообщает ли о дискомфорте. - Какие звуки произносит и что они обозначают. - Как реагирует на незнакомых людей. - Как выполняет инструкции. - Как реагирует на своё имя. Таким образом мы определяем уровень актуального развития ребёнка

Дальше мы устанавливаем  эмоциональный контакт: 1. Наблюдаем за свободной деятельностью ребёнка. 2. Присоединяемся к интересам ребёнка и его речевым реакциям. 3. Проводим сенсомоторные игры. 4. Организуем целенаправленную деятельность ребёнка.

Наблюдая за детьми нашей группы мы отметили, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками, часть детей не говорящие: они не проявляют инициативу в общении, не могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

Для решения данной проблемы мы используем традиционные и эффективные методы и приемы по формированию коммуникативных навыков у детей:

беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, Дети с растройством аутического спектра видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Расстройства аутистического спектра- это расстройство нервной системы, характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей и коллективной деятельности в ГКП детей с РАС

Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Мы используем такие игры как:

Игра «Паровозик-ту-ту-ту»

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у". 

Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)

. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает. (Зайка прыгает)". Можно  предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц).

«Ладушки»

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки.." 

«Мы на лодочке плывем»

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты да я 

«Покатаем мячик»

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.

«Бумажный листопад (снегопад)»

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)»

В своей работе мы  используем игры хороводы

Хороводные игры, предполагают тактильное взаимодействие, что необходимо для детей РАС.

«Карусель»

Сначала хоровод перемещается медленно, а после команды «бегом», дети ускоряются. Затем карусель замедляется, участники останавливаются. По команде воспитателя они вновь образуют круг.

«Большие и маленькие ножки»

Участники игры ходят по кругу. То не спеша, топая при этом, то быстро, делая мелкие шаги.

«По ровненькой дорожке»

Дети ходят по кругу, озвучивая стих. По его завершении все садятся.

«Зайка шел»

Дети перемещаются по кругу, озвучивая стихотворение. На словах «сел» они должны останавливаться и садиться на корточки.

Следует отметить, что положительные изменения, достигаемые на занятиях, необходимо закреплять в условиях семьи. В нашей группе эта работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями, которым предоставляются подробные рекомендации по организации коммуникативного взаимодействия с ребенком.

Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что в условиях специально организованной, целенаправленной, последовательной и систематической коррекционно-развивающей работы по предложенной методике у детей с аутизмом в целом формируются коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Подвижные игры - эффективное средство формирования коммуникативных способностей

описание игры.Содержание игр для детей 7-9 лет. Игры применяемые на уроках физкультуры. Дозировка в в процессе игры. Группировка игр по проявлению физичческих качеств....

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.Вот почему основная з...

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательн...

Формирование коммуникативных способностей учащихся коррекционной и средней школ посредством совместной проектной деятельности

В статье описан опыт первого года реализации проекта «Взаимодействие учащихся коррекционной и средней школ, посредством организации совместной проектной деятельности «Общаемся в ,,Игра-Сит...