Внеурочная деятельность: курс коррекция поведения 6-7 класс
рабочая программа (6, 7 класс)

 Самсонова Анастасия Витальевна

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счётными операциями, конструктивной деятельности и т. п.  

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любой деятельности, создаёт трудности общения с окружающими. Всё это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

  Для успешной адаптации, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно – развивающая программа. Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в группе, которая формируется из числа учащихся класса. Учащиеся делятся на группы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.   

  В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АРТ – терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Цель: На основе оптимальных условий познания каждого объекта дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

 Задачи:

 - развитие познавательной активности учащихся;

- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

- обогащение  словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

- обогащение устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

- психологическая коррекция поведения ребёнка;

- социальная профилактика, профилактика навыков общения, правильного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_klass_korrektsiya_povedeniya_samsonova_a.v.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счётными операциями, конструктивной деятельности и т. п.  

               Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любой деятельности, создаёт трудности общения с окружающими. Всё это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

            Для успешной адаптации, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно – развивающая программа. Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в группе, которая формируется из числа учащихся класса. Учащиеся делятся на группы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.    

              В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АРТ – терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

            Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из 4 взаимосвязанных этапов:

       1 этап: Диагностический.

В диагностический этап входят: диагностика психо – эмоционального, интеллектуального развития ребёнка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

    Работа педагога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает педагогу наметить направления коррекционно – развивающие работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений для других специалистов.

     2 этап: Коррекционный.

 Данный этап включает в себя следующие задачи:

- помочь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребёнка с окружающими;

- повышение социального статуса ребёнка в коллективе;

- развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

- формирование и стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально- волевой регуляции поведения;

- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

      Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трёх составляющих:

  • Когнитивный блок;

Задачей блока является – осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

  • Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

  • Поведенческий блок;

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

      3 этап: Диагностический:

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учёта структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребёнка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

    4 этап: Прогностический

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально – психологических функций подростков.

   Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
  7. Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»

Цель и задачи программы.

Цель: На основе оптимальных условий познания каждого объекта дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

           Задачи:

 - развитие познавательной активности учащихся;

- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

- обогащение  словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

- обогащение устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

- психологическая коррекция поведения ребёнка;

- социальная профилактика, профилактика навыков общения, правильного поведения.

Планируемые  результаты освоения предмета:

  • улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
  • осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
  • повышение толерантности по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
  • стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Предполагается то, что обучающие будут знать:

Правила поведения на уроке;

Эмоции людей;

Азбука вежливости;

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Правила поведения на уроке.

Предполагается то, что обучающие будут  уметь:

Уметь различать и показывать эмоции человека;

Знать элементарные правила приличия и вежливые ответы;

Взаимодействовать со сверстниками;

Взаимодействовать со взрослыми;

Формы организации учебного процесса

Занятия проводятся 1 раз в неделю. На занятие отводится 30 минут.

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Тематическое  планирование 6 класс

Раздел

№ урока

Тема  

Кол-во часов

Нравственные качества (21 ч)

Введение: Законы человеческого существования.

1

Что такое честность?

1

Будь честным по отношению к себе и к другим людям.

1

Честность и порядочность норма поведения.

1

Честность и искренность.

1

Честь и справедливость.

1

Как я понимаю справедливость?

1

Правдивость.

1

Дал слово - держи его.

1

Верность слову и обещанию.

1

Умей держать своё слово.

1

Доброжелательность. Что это значит?

1

Твори добро.

1

Честь и достоинство.

1

Стыд и совесть.

1

Милосердие.

1

Увидеть прекрасное в человеке.

1

Добро не лихо, ходит тихо.

1

Кто такой трудолюбивый человек?

1

Как быть трудолюбивым?

1

Учусь правилу: Все делаю сам.

1

Законы общества(5ч)

Мир прав и обязанностей.

1

Правила, обязательные для всех.

1

Правила точности и обязательности.

1

Правила опрятности и аккуратности.

1

Право на самостоятельность.

1

Мои поступки в глазах других(5ч)

Поступки  твои и других.

1

Учимся анализировать свои поступки.

1

Учитесь властвовать собой.

1

Кто сам уважает, того и другие уважают.

1

Ты и твои друзья.

1

Отрицательные качества личности(4ч)

Жестокость и насилие.

1

Жадность не порок?

1

Зависть - губительная страсть.

1

О корыстолюбии и бескорыстии.

1

Раздел

№ урока

Тема  

Кол-во часов

Я – личность (10ч)

Вводная беседа. Куда ж нам плыть?

1

Мои права и права других людей.

1

Кто Я?

1

Каков я на самом деле?

1

Я – индивидуальность.

1

Моя индивидуальность.

1

Мой дневник. Мнение.

1

Мои слабости.

1

Мои проблемы.

1

Точка опоры.

1

Коммуникация (7ч)

Эффективные приемы общения.

1

Взаимопомощь.

1

Предотвращение конфликта.

1

Уверенное и неуверенное поведение.

1

Полюбить себя.

1

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

1

Я тебя понимаю.

1

Эмоции и чувства(4ч)

Эмоции и чувства.

1

Наши чувства, желания.

1

Обида.

1

Как справиться с раздражением, плохим настроением.

1

Поведение(9ч)

Мотивы наших поступков.

1

Люди, значимые для меня.

1

Я в своих глазах и в глазах других людей.

1

Победи своего дракона.

1

Чувство собственного достоинства.

1

Общение в жизни человека.

1

Я для себя, Я для других.

1

Просьба.

1

Настоящий друг

1

Цели в жизни(5ч)

Будь собой, но в лучшем виде.

1

Жизнь по собственному выбору.

1

Как достичь своей цели.

1

Критика.

1

Азбука перемен (круглый стол).

1

Тематическое планирование 7 класс

Список используемой литературы

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.

3. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный медик" 7 "А" класс

laquo;Юный медик» - курс внеурочной деятельности  назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать пер...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8   классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....

Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...