Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
    рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

    Касаткина Наталия Сергеевна
     Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей. Также программа предполагает наличие проектной деятельности учащихся. Программа соответствует требованиям ФГОС.
             Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.
    Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
            Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneurochka_5_klass_naglyadnaya_geometriya.docx30.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБСУЖДЕНО НА МО

    СОГЛАСОВАНО

    УТВЕРЖДАЮ

    Председатель МО

    Зам. Директора по УВР

    Директор ГБОУ лицея № 150

    _______________

    ___________________

    _______________(Л.А. Фукс)

    «__» ____20__г.

    «__» ____20__г.

    «__» ____20__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    Курс «Наглядная геометрия»

    для учащихся 5 классов

    Касаткина Наталия Сергеевна

    (ФИО учителя)

    2016-2017 учебный год

    Пояснительная записка

              Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей.

             Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.

    Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

            Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

    Цели курса:

    •        Развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
    •        Создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
    •       Формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

    Задачи:

    •      Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;
    •      Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”;
    •      На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач;
    • Защита проектов.

    Формы занятий: групповые занятия, игровые занятия практическое занятие.

    Формы контроля: индивидуальное домашнее задание, консультация, игра.

          Программа курса «Наглядная геометрия» согласована с требованиями ФГОС  и содержанием основных программ курса математики. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных  личностно-ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.

    Содержание программы

    1 час в неделю, всего 34 часа

    № урока

    Тема урока

    Количество часов

    Планируемые иды деятельности учащихся Л (личностные),

    П (метапредметные позновательные),

    К(метапредметные коммуникативные),

    Р (метапредметные регулятивные)

    Введение

    1

    Л:

    • Независимость и критичность мышления;
    • Воля и настойчивость в достижении цели.

    Р:

    • Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
    • Планировать пути достижения целей;
    • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
    • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

    П:

    • Давать определения понятиям;
    • Использовать пространственное мышление;
    • Использовать полученные знания при решении задач;
    • Выделять главное, анализировать и фиксировать полученную информацию;
    • Осуществлять информационный поиск.

    К:

    • Владеть устной речью;
    • Работать в группе - устанавливать рабочие отношения;
    • Учитывать разные мнения;
    • Аргументировать свою точку зрения;

    1.

    Ах, эта геометрия!

    1

    Начальные понятия

    3

    2.

    Точки и  линии в природе.

    1

    3.

    Поверхность и тело в чем различие?

    1

    4.

    Плоские и пространственные фигуры вокруг нас

    1

    Отрезки, конструкции из отрезков

    16

    5.

    Шифровка с помощью 64 – клеточного квадрата.

    1

    6

    Загадка: «Есть начало нет конца»

    1

    7

    Бесконечная прямая

    1

    8

    Ломаная в окружающем нас мире

    1

    9

    Занимательные треугольники и  его элементы

    1

    10

    Какие бывают треугольники?

    1

    11

    Треугольник, которого не существует

    1

    12

    Как отличить круг от окружности

    1

    13

    Как мы видим и рисуем круг

    1

    14

    Поделки из плоских фигур

    1

    15

    Шляпник и его цилиндр

    1

    16

    Прямоугольный параллелепипед в архитектуре

    1

    17

    Как рисуют цилиндры

    1

    18

    Конус в науке и в жизни

    1

    19

    Как рисуют конусы

    1

    20

    Поделки из объемных фигур

    1

    Измерения

    4

    21

    Семь раз отмерь, один  раз отрежь

    1

    22

    В царстве измерений

    1

    23

    В царстве измерений

    1

    24

    Делаем ремонт с помощью геометрии

    1

    Занимательная геометрия

    7

    25

    «Золотой » мир

    1

    26

    Леонардо да Винчи и секрет розы

    1

    27

    Симметрия в природе

    1

    28

    Пентамино

    1

    29

    Математическое вышивание

    1

    30

    Математическое вышивание

    1

    31

    Игры со спичками

    1

    Проекты

    3

    32

    Защита проектов

    1

    33

    Защита проектов

    1

    34

    Защита проектов

    1

    Всего

    34

    Планируемые результаты

    Изучение математики в рамках данного курса направлено на достижение следующих результатов:

    Предметные:

    • Распознавать геометрические фигуры, выделять их основные элементы;
    • Строить геометрические фигуры с помощью чертежных средств(линейки, карандаша, циркуля);
    • Измерять углы;
    • Формулировать определения;
    • Применять полученные знания, умения и навыки на занятиях математикой.

    Личностные:

    • Сформировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; критичность мышления;
    • Сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
    • Развить инициативность, находчивость;
    • Сформировать позитивное отношение к изучению математики.

    Метапредметные:

    Р:

    • Самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать реализацию учебной задачи;
    • Оценивать и корректировать результат;
    • Выдвигать версии решения проблемы.

    П:

    • Уметь совместно с учителем выстраивать индивидуальные пути работы с математическим содержанием;
    • Уметь использовать доказательно математическую речь;
    • Уметь работать с информацией;
    • Уметь использовать математические средства для изучения реальных явлений.

    К:

    • Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
    • Отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы;
    • Учится признавать свои ошибки;
    • Понимать позицию другого, договариваться с людьми иных мнений.

    Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

    Литература для учителя:

    1. Учебник: Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
    2. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008
    3. Учебник: Математика. Наглядная геометрия: 5-6 классы  /Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. –М.: Дрофа, 2013.
    4. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор./Григорьев Д.В., Степенов П.В. – М.: «Просвещение»,2010
    5. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы./Савенков А.И. -  Одаренный ребенок. 2003, №2
    6. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе./ Чечель И.Д. – М.:Сентябрь,  1988
    7. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11 класс. –М.: Мнемозина, 2007.

    Интернет-ресурсы:

    1. www. festival.1september.ru
    2.  www.golovolomka.yard.ru
    3. www.nsportal.ru
    4. www/alleng/ru

    Литература для обучающихся:

    1. Детская энциклопедия, справочники;
    2. Учебник: Математика. Наглядная геометрия: 5-6 классы  /Шарыгин И. Ф.,
    3. Мир математики № 1 Золотое сечение/Фернандо Корбалан – М.: Deagostini, 2013г.
    4. Мир математики № 17 Зазеркалье/ Фернандо Корбалан – М.: Deagostini, 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                     Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

    В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

    рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

    В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октя...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

    Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

    Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...