Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"
рабочая программа по химии (5 класс) на тему

Шершнева Елена Ефимовна

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе обучающихся с младшей на основную ступень обучения.Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и географии 5 класса. Изучение данного курса направлено на  достижение следующих целей:

—пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного лабораторного эксперимента (исследования);

—формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochke_5_klass.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лобановская средняя школа №11»

Принята на педагогическом совете

протокол № 1от

«30» августа 2017г.

Согласована

заместитель директора по УВР

__________

Т.М.Гераськина

 «01» сентября 2017 г.

Утверждаю

директор школы

______

О.М.Краюшкина

Приказ №

от «01» сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 5 класса

Направление внеурочной деятельности:    курс «В мире естествознания»

Форма проведения занятий (кружок, клуб, проектная деятельность, экскурсии и т.д.)

Количество часов в год - 35  ч

Количество часов в неделю  -1 ч

Составитель программы: Шершнева Е.Е.

Квалификационная категория: высшая

Ефремов

2017

I. Пояснительная записка.

 Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе обучающихся с младшей на основную ступень обучения. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и географии 5 класса. Изучение данного курса направлено на  достижение следующих целей:

—пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного лабораторного эксперимента (исследования);

—формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.  

 

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания  школьниками суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у  школьников  потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Курс состоит из 6 разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Строение и свойства веществ», «Человек на Земле», «Человек дополняет природу», « Человек, его здоровье и безопасность жизни».

Раздел  «Изучение природы» включает в себя сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, об инструментах и приборах для изучения природы; о роли естественнонаучных знаний в сохранении окружающей среды; о вкладе великих естествоиспытателей в изучение природы.

В разделе «Вселенная» содержатся сведения о том, как человек изучал Вселенную, как менялись его взгляды; даётся представление о строении Солнечной системы, планетах, звёздах, кометах, метеоритах.

Раздел «Строение и свойства веществ»  поможет понять учащимся что такое что вещество, его строение веществ,  состояние и свойства; разнообразие веществ; как использует  человек  явления  природы.

Раздел «Человек на Земле» призван обобщить полученные знания, способствовать формированию целостного взгляда на мир, ответственному и бережному отношению к окружающей среде, живым обитателям планеты.

Раздел «Человек дополняет природу»  включает в себя сведения о том, как человек получает необходимые материалы, энергию и механизмы для жизни и работы.

Раздел «Человек, его здоровье и безопасность жизни» поможет учащимся правильно вести себя в опасных ситуациях, оказать простейшую медицинскую помощь при травмах; вести здоровый образ жизни.

В основе данного курса лежит деятельностный подход.

Программа предусматривает проведение демонстраций, практических работ, а также экскурсий. Получаемые учащимися простейшие сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным по-

следствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

  3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

III. Содержание программы.

Раздел 1. Изучение природы (5 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка.

Демонстрации

Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка,

термометр, лупа,  микроскоп, бинокль.

 Практические работы

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений.

Раздел 2. Вселенная (6ч.)

Как древние люди представляли себе вселенную.Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Кометы.  Метеориты. Созвездия. Солнце как ближайшая нам звезда. Знакомство с простейшими астрономическими приборами. Исследования космического пространства. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Освоение космоса людьми - орбитальные космические станции

Демонстрации

Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч)

Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Атомы. Чистые вещества и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые)и химические явления. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрации

Опыты по электризации тел путём трения.

Проведение простейших химических опытов.

Практическая работа

3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.

4. Разделение смесей.

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч)

Механизмы — помощники человека.  Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Создание материалов с заранее заданными свойствами:  твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.

Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.

Демонстрации

Выращивание кристалла.

Знакомство с коллекцией пластмасс.

Знакомство с коллекцией волокон.

Изменение формы полиэтилена при нагревании.

Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 ч)

Общий обзор строения тела человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Практическая работа

5. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела.

IV. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Практические работы

Экскурсии

1.

Изучение природы

5

2

1

2.

Вселенная

6

3.

Строение и свойства вещества

10

2

4.

Человек на Земле

6

5.

Человек дополняет природу

3

6.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

5

1

1

Итого

35

5

2

Календарно-тематическое планирование

занятия

Наименование темы занятия

Практические работы, экскурсии, демонстрации

Примечание

Раздел 1. Изучение природы (5 ч)

1.

Введение. Природа.

Человек — часть природы

2.

Тела и вещества. Что

изучают физика  и химия

Экскурсия в кабинеты химии и физики

3.

Что изучают биология и география

4.

Методы исследования природы.

Лабораторное оборудование

Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории».

5.

Измерения. Измерительные приборы

Практическая работа №2 Проведение наблюдений, опытов и измерений.

Раздел 2. Вселенная (6ч.)

6.

Древняя наука астрономия. В мире звезд

7.

От Коперника до наших дней

8.

Соседи Солнца

9.

Кометы .Метеориты. Созвездия.

10

Исследование космического пространства

11.

Урок - ролевая игра «Путешествие по Галактике»

Демонстрации: глобус, фотографии планет

Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч)

12.

Вещества, состояния веществ—

твёрдое, жидкое, газообразное. Свойства веществ

13.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Практическая работа№3 «Определение физически свойств веществ»

14.

Вещества и смеси

Практическая работа №4 «Разделение смесей»

15.

Молекулы. Атомы.

Элементы

16.

Движение частиц вещества

17.

Взаимодействие частиц

18.

Разнообразие  веществ

Использова-ние презента-

ций

19.

Явления природы.

Физические явления

20.

Химические явления. Горение

21.

Использование человеком явлений природы

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

22.

Как развивалась жизнь на земле. Динозавры

23.

Как человек появился на Земле

24.

Как человек открывал Землю. Географические открытия

25.

Великие путешественники

Использовавание презента

ции

26.

Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой

27.

Урок – сказка  «Путешествие по экологической тропе»

Использование презента

ции

Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч)

28.

Механизмы – помощники человека

Использование презента

ции

29.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива

30.

Материалы для современной техники. Полимеры. Волокна

Знакомство с коллекциями пластмасс, волокон

Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 ч)

31.

Человек и окружающая среда

Экскурсия в  природу

32.

Как сберечь своё здоровье и жизнь

Практическая работа №5 «Оказание простейшей медицинской помощи при травмах. Измерение роста, веса, температуры тела»

33.

Вредные привычки и их предупреждение

Использование презента

ции

34,35

Заключительный урок-игра «Человек и природа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".

                   Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике " В мире чисел"

Программа разработана для занятий с учащимися 5-6классов и расчитана на 1 год обучения. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретени...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое

Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организаци...