РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Бурхаева Ирина Геннадьевна

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать познавательный интерес младших школьников, стремление к  самостоятельному чтению – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Такие уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochnoy_deyatelnosti_v_mire_knig.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»

Утверждено

на заседании

Научно-методического совета

МБОУ «Лицей № 87

имени Л.И. Новиковой»

Протокол № ____ от __________

Председатель НМС

________________

подпись, расшифровка

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  «Лицей № 87

имени Л.И. Новиковой»

______________

подпись, расшифровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по литературе

«В МИРЕ КНИГ»

5-6 класс

                                                                                Автор-составитель

учитель русского языка

и литературы

Бурхаева И.Г.

Нижний Новгород

2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности

«В мире книг»

для 5-6 классов

Пояснительная записка

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.

Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать познавательный интерес младших школьников, стремление к  самостоятельному чтению – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения.

Такие уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Цели и задачи программы

Главная цель: расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, формирование думающего и чувствующего, нравственного и активного человека, любящего читать и готового к творческой деятельности

Основными задачами курса являются:

  • обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  • создание на практике условий для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства воспитанников;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
  • Разработанная программа курса «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта  школьника.

Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, речь, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

Организационно – педагогические основы обучения.

Выполнение Программы рассчитано на два года. Возможно последующее расширение программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.

Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований

Занятия поводятся 1 раза в неделю (на классных часах). Продолжительность занятия 35-40 минут.

Формы организации занятий.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, литературные игры, праздники, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от использования средств смежных видов искусства: гениальных творений композиторов и живописцев, театра и кино. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Особый акцент сделан не только на разнообразную работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность: квесты,  инсценирование прочитанного и изученного. Театрализация способствует формированию творческой личности ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

Возрастные и психологические особенности младших школьников и их учет в программе.

Школьный возраст – возраст становления, формирования личности. Новая деятельность стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, любознательностью. Они с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации

Психическое развитие связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что психическая деятельность ребенка обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Приобщение ребенка к чтению, общение с книгой дает широкие возможности для формирования и закрепления новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • пополнять словарный запас;

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные  умения:

  • участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;

Учебно-методические материалы:

  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. – Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.
  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994..
  4. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006.
  5. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворды - тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  9. Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  10. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994.
  11. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.– Москва, «ВАКО», 2006.

Календарно-тематический план

5 класс

Тема

Кол-во  часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

Путешествие в книгоград

1

Презентация

Командная игра

Беседа

Социологический опрос: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее

Презентация любимой книги

2.

«Культура – наше драгоценное достояние».

Славянская мифология

1

Презентация славянских божеств.

Рассматривание иллюстраций, рисование иллюстраций.

Рассказ о божествах древних славян.

3.

«На златом крыльце сидели».

1

Фольклорный праздник

Сборник пословиц по темам

Игры со скороговорками

Отгадывание загадок

Написание своих загадок.

4.

Сказки народов мира.

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Чтение сказок учителем, рисование иллюстраций.

5.

Х.К. Андерсен «Русалочка»

11

Беседа, чтение сказки учителем.

Просмотр отрывков из фильма «Русалочка». Обсуждение.

6.

Г. Х Андерсен Сказки о вещах

11

Беседа, чтение сказок

Написание своих сказок о вещах и предметах

7

Джанни  Родари «Сказки по телефону»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

8-

9

«Прогулка по крыловскому зоосаду»

2

Инсценированный урок

Чтение басен наизусть, инсценирование басен. Костюмы. Викторина.  Написание своих басен

10

Пусть всегда будет мама.

«Загляните в мамины глаза»

1

Правильно ли я поступаю в той или иной ситуации.

День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства.

Пишем маме письмо.

11.

«У лукоморья …»

1

Викторина по сказкам Пушкина.

Командная игра.

Инсценирование.

12-13

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

2

Литературная игра по поэме.

Иллюстрации к поэме

Просмотр фрагментов фильма

Рассказ о понравившемся герое.

14

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

1

Музыкальный абонемент. Филармония для школьников.

Путешествие по знаменитой поэме Пушкина и по опере М.И. Глинки.

15

«Зимняя сказка»

1

Проектная работа. Зимняя тематика в живописи и поэзии

Стихи о зиме наизусть. Иллюстрации к ним. Свои стихотворения.

Эссе о зиме.

16.

«Чудеса, да и только».

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

11

Областная детская библиотека.

Игровая программа

17.

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

1

Слушаем актёрское чтение. Беседа

Рисуем иллюстрации

Фрагменты из мультфильма

Рассказ о понравившемся герое

18.

Сказки русских и зарубежных писателей 20 века. К. Г. Паустовский «Похождения жука - носорога»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

19

К. Г. Паустовский «О музыке словами».

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников.

Рассказы «Старый повар», «»Корзина с еловыми шишками», «Тост»

20

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

21

Мир детей.

Ю. Казаков «Тихое утро».

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников.

Слушаем актёрское чтение.

Обсуждение рассказа.

22

А. П. Платонов «Финист – ясный сокол»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

23

А. П. Платонов «Морока»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

24

А. П. Платонов «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

25

М. Ибрагимбеков «За все хорошее – смерть»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников.

Слушаем актёрское чтение.

Обсуждение рассказа.

26

Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

1

Изготовлению Масленицы

Игровая программа в парке 1 Мая.

История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе.

27

«Музыка природы: пение птиц» (1 апреля – День птиц)

1

Музыкальный абонемент. Филармония для школьников

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, беседа.

28

Э. Сетон-Томпсон «Домино. История одного черно-бурого лиса»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

Слушаем актёрское чтение.

Обсуждение рассказа.

29

Д. Даррелл «Поместье-зверинец»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

Слушаем актёрское чтение.

Обсуждение рассказа.

30

В. П. Астафьев «Белогрудка». «Капалуха»

1

Чтение рассказов, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

31

«Литературная зарница»

1

Областная детская библиотека.

Увлекательная познавательная игра. Прохождение 8 площадок с заданиями разного уровня сложности

32

Детство, опаленное войной.

1

Читательская конференция

Обсуждение книги Богомолова «Иван»

33

О дружбе и друзьях

1

Литературная композиция.

Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?»

Стихи, песни, литературные произведения о дружбе.

Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».

34

Итоговое занятие

1

Викторина, беседа, анкетирование

Рекомендательный список произведений для летнего чтения

Всего занятий: 34

Календарно-тематический план.

6 класс

Тема

Кол-во

часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

Легенды и мифы Древней Греции. Происхождение мира и богов.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

2.

Зевс. Посейдон и божества моря. Царство мрачного Аида.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

3.

Пандора. Сизиф. Тантал. Европа.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

4.

Геракл. Рождение и воспитание Геракла.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

5.

Подвиги Геракла. Немейский лев. Лернейская гидра. Стимфалийские птицы.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

6

«Двенадцать подвигов Геракла»

1

Чтение, беседа

Составление и отгадывание кроссвордов.

7.

«Загадки Древней Эллады»

1

Областная детская библиотека

Квест - круиз по мифам Древней Греции

8.

Мифы народов мира. Скандинавские сказания о богах и героях.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

9.

«Богатырская застава»

1

Поездка в Муром. Викторина

Былинные герои, их история.

Былинное снаряжение.

Подвиги былинных героев.

10.

«Болдино. Осень 1830 года»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

А.С. Пушкин – Стихи, письма.

11.

А.С. Пушкина «Повести Белкина».

«Метель»

1

Чтение, беседа

Чтение по ролям.

Инсценирование текста.

12.

А.С. Пушкина «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка»

1

Чтение, беседа

Чтение по ролям.

Инсценирование текста.

13

А.С. Пушкина «Повести Белкина».

1

Литературная игра

Командная работа по повестям «Метель», «Выстрел», «Барышня - крестьянка».

14.

«Музыкальные вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Музыкальный абонемент. Филармония для школьников

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, беседа.

15.

Произведения русских писателей 19 века.

Н. С. Лесков «Человек на часах»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

16

А.Н. Островский «Снегурочка»

Музыкальный абонемент. Филармония для школьников

Обсуждение

17

А. П. Чехов «Беззащитное существо». «Канитель»

1

Литературная викторина по произведениям Чехова.

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

18

Произведения русских писателей 20 века. А. Грин «Алые паруса»

1

Спектакль в театре «Вера»

Просмотр и обсуждение спектакля

19

А. П. Платонов «Июльская гроза»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

20

М. М. Пришвин «Таинственный ящик».  «Синий лапоть»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

21

«ПРО - собак»

ТЮЗ Посещение спектакля.

Обсуждение и написание отзыва

22

В. П. Астафьев «Злодейка». «Гуси в полынье»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

23

Фазиль Искандер «Запретный плод». «Первое дело». «Вечерняя дорога»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

24

В Распутин «Уроки французского»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

Обсуждение.

25

Р. П. Погодин «Тишина»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

26

Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон «Белое безмолвие»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

27

Джек Лондон «Белый клык»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

28

Эрнест Сетон – Томпсон «Уличный певец» «Мустанг – иноходец»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

29

Р. Киплинг «Маугли»

1

Литературный абонемент. Филармония для школьников

Слушаем актёрское чтение.

30

Рэй Брэдбери «Время, вот твой полёт». «Улыбка»

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

31-32

Праздник «В мире книг»

3

Проектная деятельность.

Праздник для родителей и детей

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

33

Лермонтов. Тарханы.

Экскурсия

34

Итоговое занятие. Анкетирование

1

Анкетирование. Беседа, обзор книг.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения

Всего занятий: 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике " В мире чисел"

Программа разработана для занятий с учащимися 5-6классов и расчитана на 1 год обучения. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире правописания»

   Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность «В мире ИКТ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире ИКТ» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий»

Одним из приоритетных направлений современного воспитания является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Во всём поможет мудрость книг»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития обучающихся на уровне основного общего образования предназна...