Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Гудкова Лариса Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3, утвержденной на педсовете                ( протокол № 1 от 29.08.2014 г).,  авторской  программы дополнительного образования детей « Музыкальная палитра»., Волгоград: « Учитель»,2009 год., автор: Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева.

 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При составлении рабочей программы  основывались:

- на Приказ Минобрнауки России от  06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

-Письмо министерства образования и науки КК от 27.09.2012г №47-44802/12-14

--Письма ДОН КК от 09.11.2011г № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, станица Крепостная МО Северский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

Муниципальное образование Северский район.

Утверждено:

 Решение педсовета протокол № 1

   От  __.08.2014г.

   Председатель педсовета

     ____________________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Кружка « Музыкальная палитра»

( общекультурное направление)

Срок реализации: 2 года

Возраст: дети 12-13 лет

Составитель:     Гудкова Лариса Александровна

                                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3, утвержденной на педсовете                ( протокол № 1 от 29.08.2014 г).,  авторской  программы дополнительного образования детей « Музыкальная палитра»., Волгоград: « Учитель»,2009 год., автор: Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева.

 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При составлении рабочей программы  основывались:

- на Приказ Минобрнауки России от  06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

-Письмо министерства образования и науки КК от 27.09.2012г №47-44802/12-14

--Письма ДОН КК от 09.11.2011г № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Актуальность программы. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Цель: 

- обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.

- сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

- воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни, природе.

- воспитать потребность к творческому самовыражению.

Задачи:

- формировать целостное представление об искусстве.

- воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

- развивать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

- создать условия реализации творческих способностей.

- формирование навыков творческой деятельности.

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.

- формировать вокально- хоровые навыки.

- развить память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.

- развить уровень исполнительского мастерства.

-развить умение применять на практике полученные знания.

Развить навыки сольфеджирования, пения по партитуре.

-развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения, пения a kapella.

- развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.

Новизна программы: состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального   развития. Этим она отличается от подобных программ.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение, пластическое движение, становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках ( мюзиклах, детской опере, музыкальном спектакле). Расположение учебного материала внутри программы концентрическое. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как « забегание вперед», « возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.  Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретической части данной программы, предполагается метод художественной импровизации. Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях самостоятельно импровизировать на заданную тему ( музыкальные импровизации, словесные, звуковые, пластические, ритмические).

Методы достижения цели.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

       Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

Сроки реализации образовательной программы:  2 года. 2014-2016г.

                                                 Распределение часов по годам обучения.

1 год обучения.

Цель обучения: развитие базовых музыкальных способностей, индивидуальное певческое развитие, обучение умению петь в ансамбле, формирование певческой культуры.

пп

Содержание и виды работ

Количество

часов

1

Введение

1

2

Первичная диагностика.

1

3

Музыкальная грамота.

10

4

Техника пения.

9

5

Музыкальная фразировка.

2

6

Срезовая диагностика.

1

7

Музыкальные фантазии.

8

8

 Итоговая диагностика.

1

9

Итоговое занятие.

1

Итого

34

2 год обучения.

Цель обучения:

п/п

Содержание и виды работ

Количество

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Первичная диагностика.

1

3

Музыкальная грамота.

5

4

Пение в ансамбле.

Техника пения.

Жанры песен.

12

5

7

5

Срезовая диагностика.

1

6

Выразительность исполнения.

Интонация и сценический образ.

Вокальное слово и дыхание.

12

5

7

7

Итоговая диагностика.

1

8

Итоговое занятие.

1

Итого

34

Возраст детей:12-13 лет.

Место учебного курса «Музыкальная палитра»  в плане внеурочной деятельности.

  Преподавание курса «Музыкальная палитра» рассчитано на учащихся  5-6 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.

 Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз в неделю,34 часа   в год, 68 часов за 2 года обучения.

Формы организации.

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках требований ФГОС во второй половине дня после уроков.

  Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

 Задания практических занятий направлены на умение:

  •  определять основные жанры песенного искусства;
  • знать физиологические особенности голосового аппарата
  • использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
  • исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
  • уметь брать дыхание в характере произведения.

  Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы:  акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

Формы проведения занятий.

Формы проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

- вокально-хоровая работа.

-занятия по музыкальной грамоте.

- музыкально-дидактические игры.

- восприятие ( слушание) музыки.

- дыхательная гимнастика.

- артикуляционные упражнения.

- фонопедические упражнения.

-игра в шумовом оркестре.

Формы  занятий по количеству детей: групповые.

Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: мастерская, конкурс, отчетный концерт.

Форы занятий по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое по контрол знаний, умений и навыков, комбинированные формы.

  Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

-репетиции;

-творческие отчеты.

 Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.   Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Учебно – тематический план 1 года обучения.

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся.

Аудитор-ные

Внеауди-торные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие.

Первичная диагностика.

 Музыкальная грамота.

Техника пения.

Музыкальная фразировка.

 Срезовая диагностика.

Музыкальные фантазии.

 Итоговая диагностика.

Итоговое занятие.

1

1

10

9

2

1

8

1

1

1

1

10

9

2

1

8

1

1

-

-

-

-

-

-

-

Развитие интереса к вокальному искусству. Стремление к вокально-творческому самовыражению. Раскрывается певческий голос ребенка. Роль дыхания в вокальном искусстве.Работа по формированию певческого дыхания.  Упражнения на артикуляцию, дыхание.

Повторение пройденного материала. Проведение промежуточной диагностики музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков. Приобретаются основы вокальных навыков. Обогащение музыкальными впечатлениями, развитие слухового восприятия, активизация с слухового внимания.

Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном.

Итого

34

34

Учебно – тематический план 2 года обучения.

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся.

Аудитор-ные

Внеауди-торные

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие.

Первичная диагностика.

 Музыкальная грамота.

Пение в ансамбле.

Срезовая диагностика.

Выразительность исполнения.

Итоговая диагностика.

Итоговое занятие.

1

1

5

12

1

12

1

1

1

1

5

12

1

12

1

1

-

-

-

-

Развитие интереса к вокальному искусству. Стремление к вокально-творческому самовыражению. Раскрывается певческий голос ребенка. Роль дыхания в вокальном искусстве.Работа по формированию певческого дыхания. Приобретаются основы вокальных навыков. Способность к сопереживанию. Игры на развитее фонематического слуха, слухового внимания.

Проведение промежуточной диагностики музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков

 Формирование наглядно-образного мышления.Работа над артикуляцией, звуковедением. Укрепление голосового аппарата, увеличение тембровых возможностей. Усложнение и разнообразие вокальных упражнений и песенного материала.   Закрепление навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном.

Итого

34

34

                                                                         Содержание программы.

1-ый год обучения.

Раздел 1: « Вводное занятие»- 1 час.

Вводное занятие.

   Раздел 2: « Первичная диагностика»-1 час.

Первичная диагностика.

   Раздел 3: «Музыкальная грамота»- 10 часов.

Нотная грамота.

Ключи.

Ритм.

Ритмодекламация.

Лад. Мажор. Минор.

Вокально-хоровые упражнения. Исполнение в ансамбле и дуэте.

Пение по нотам.

Слуховое внимание.

Пауза.

Музицирование.

Раздел 4: «Техника пения»- 9 часов.

Голосовой аппарат.

Дыхание.

Слово и дыхание.

Интонация.

Дикция.

Выразительность исполнения.

Вокально-хоровые упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

Раздел 5: « Музыкальная фразировка»- 3 часа.

Музыкальная фразировка.

Фразировка в литературе и музыке.

Срезовая диагностика.

Раздел 6: « Музыкальные фантазии»-10 часов.

Сочиняем сами.

Мелодия.

Песня.

Игра на музыкально-шумовых инструментах.

Импровизация.

Музыкальная живопись.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.

Творческая мастерская композитора

Итоговая диагностика.

Итоговое занятие.

2-ой год обучения.

Раздел 1: « Вводное занятие»- 1 час.

Вводное занятие.

Раздел 2: « Первичная диагностика»- 1 час.

Первичная диагностика.

 Раздел 3: «Музыкальная грамота»- 5 часов.

Такт, тактовая черта.

Интервал. Разновидности интервала.

Аккорд. Разновидности аккорда.

Длительности.

Октава.

Раздел 4: «Пение в ансамбле»- 12 часов.

Тема: « Техника пения»- 5 часов.

Музыкальная фразировка.

Партия. Партитура.

 Что такое сольное пение.

Пение дуэтом.

Двухголосие. Канон.

Тема: «Жанры песен»-7 часов.

Мелодия-душа музыки.

Народные песни.

 Фольклор.

 Песни в народном духе.

 Детские эстрадные песни.

 Сценическое движение.

Раскрепощение артиста.

Раздел 5: « Срезовая диагностика»-1 час.

Срезовая диагностика.

 Раздел 6: « Выразительность исполнения»-12 часов.

 Тема: « Интонация и сценический образ»-5 часов.

 Интонация в песне.

 Интонация в сценическом образе.

Вокализ.

Распев.

Техника исполнения вокализа и распева.

Тема: « Вокальное слово и дыхание»-7 часов.

Выразительность в вокальном пении.

 Дыхание. Дыхательная гимнастика.

 Вокально-хоровая работа.

 Дикция.

Пение по партитуре.

 Голосовые импровизации.

Сочиняем песню сами.

Раздел 7: « Итоговая диагностика»-1 час.

Итоговая диагностика.

Раздел 8: Итоговое занятие».

Итоговое занятие.

                                                                  Примерный репертуар.

 Песни о школе: «Если б не было школ».  Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника».  Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;  «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве,  сл. Ф.Лаубе;  «Игра». Муз. Шаинского,   сл.Р.Рождественского.

Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе,  сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского;  «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского,  сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».

Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова. 

Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса,  сл. И.Резника;  «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной;   «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова,  сл. Г.Горбовского;  «33 коровы». Муз. М.Дунаевского,  сл. Н.Олева,

Песни о зиме: «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино».  Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева. 

Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова;  «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и  сл. Е. Егорова

Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

Песни Победы: «Несовместимы дети и война».  Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл.  Р. Паниной.

Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова;  «Картошка»  из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

        

           Предполагаемые  результаты  реализации программы.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

             Предметными результатами 

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

            Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

             Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:

К концу первого года обучения  учащиеся  должны

знать/понимать:

- строение артикуляционного аппарата.

- особенности и возможности певческого голоса.

- гигиену певческого голоса.

- понятия ритм, лад, мажор, минор, пауза.

-основы техники пения.

- навыки интонирования, правильного звукообразования.

уметь:

- ориентироваться в нотной грамоте.

-применять полученные знания на практике.

 - петь по нотам.

 -анализировать музыкальное произведение.

- ориентироваться в специальной терминологии.

                

 К концу второго года обучения  учащиеся должны

 знать/понимать:

  • узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
  • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;
  • различать звучание мажора и минора.
  • узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
  • иметь любимые произведения;
  • знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
  • иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
  • положительно относиться к музыке русского народа;
  • узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
  • знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
  • знать состав оркестра русских народных инструментов;
  • иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

Уметь:

  • укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;
  • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
  • петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
  • петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;

 

    Формы и виды контроля.  

           

    Способы проверки результатов освоения программы: первоначальная диагностика, срезовая, итоговая, концерты и фестивали.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики.

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные отчетные  выступления.

Методические рекомендации.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной и танцевальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается , ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты. Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко. Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.

Артикуляция.

Язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением Поначалу артикуляционную гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что он делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык ( за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – это автоматизированный процесс, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот опыт автоматизма,  постоянно упражняясь.

Дыхание.

Упражнения:

- по разогревающему массажу ( лоб, переносица, виски).

-массирование нижечелюстных мышц от носа к уху.

- постукивание.

 Короткий вдох по руке и длинный замедленный выдох со счетом.

Многоголосие.

Очень хороши для работы над многоголосием и чистотой интонации каноны. Прежде чем их разучивать, объясните или напомните детям определение канона. Если для исполнения канона необходимо озвученные жесты, движения или игра на ударных инструментах, распределите , кто и что будет петь.

Ритмодекламация.

Упражнения выполняются под музыку. Задачи: четкая дикция и артикуляция, правильное распределение дыхания. На первоначальном этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее произведения желательно подобрать с простым ритмическим рисунком, где сильная доля в музыке должна совпадать с ударением в слове.

Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество.

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

 Закон « Об образовании». Российская Федерация.

1

2.

 Г.П. Стулова. « Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре».

 М. «Просвещение» 20010г.

1

3.

К.П. Виноградов « Работа над дикцией в хоре».

 М « Просвещение» 2012г.

1

4.

В.К. Тевлина « Вокально-хоровая работа».

 М « Просвещение». 2008г.

1

5.

В.И. Краснощеков « Вопросы хороведения».

М. « Просвещение» 2009г.

1

6.

А.Г. Манабени « Методика обучения сольному пению». М « Просвещение» 2010г.

1

7.

Сборники песен и хоров.

3

8.

Справочные пособия, энциклопедия « Музыкальное искусство», Книга  « О музыке и музыкантах».

2

2.Печатные пособия.

1.

Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

1

2.

Портреты композиторов (комплект).

1

3.

 Нотный и поэтический текст Гимна России и Кубани.

1

4.

Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 2009г.

1

5.

Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 2011г.

1

3.Технические средства обучения.

1.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры

( микрофоны, усилители, динамики).

1

2.

            Компьютер. ( для педагога)

1

3.

            Медиапроектор.  ( для демонстрации электронных образовательных ресурсов).

1

4

Цифровой фотоаппарат Nikon

Coolpix P7100

1

5

Музыкальный центр Panasonik

1

6

Компактная мини-система воспроизведения дисков.

1

7

Музыкальный инструмент: фортепиано.

1

4. Экранно – звуковые пособия.

1.

 Кубанский казачий хор «Вспомним братцы- мы кубанцы»

1

2.

Коллекция  аудиозаписей: комплекты компакт-дисков (пополняется постоянно).

5

3.

Видеофильмы с записью фрагментов выступлений  хоровых коллективов.

2

4.

Кубанский казачий хор. Золотые голоса. Марина Крапостина.

1

5.

Видеофильм с записью выступлений выдающихся зарубежных и отечественных певцов.

1

6.

Кубанский казачий хор. Песни В. Захарченко.

1

  5. Игры и игрушки.

1.

Набор шумовых инструментов.

1

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______Кисленко Н.П.

«___ » августа 2014  г.

Краснодарский край, Северский район, станица Крепостная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

                                                                 Муниципального образования Северский район.

Календарно – тематическое  планирование

 по внеурочной деятельности

кружка  « Музыкальная палитра».

( общекультурное  направление)

Класс  5          

Учитель:       Гудкова Лариса Александровна

 Количество часов: всего: 34  часа; в неделю 1  час.

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3, утвержденной на педсовете  ( протокол № 1 от __.08.2014 г).,  авторской  программы дополнительного образования детей « Музыкальная палитра»., Волгоград: « Учитель»,2009 год., автор: Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева.

Календарно – тематическое планирование  внеурочной деятельности « Музыкальная палитра» 5 класс.

№ п/п

Дата проведения

Разделы и темы занятий.

Характеристика деятельности.

Оборудование.

План

Факт

Раздел 1: « Ведение»- 2 часа.

1.

08.09.2014г.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

 Игра на знакомство

 « Снежный ком».

Компьютер          

Медиапроектор.  

Музыкальный центр.

Видеофрагменты

выступлений  хоровых коллективов.

2.

15.09.

Первичная диагностика.

Диагностика музыкальных способностей:  проверка слуха, чувства ритма через музыкально- игровую деятельность.

Понятие о профессиональных заболеваниях вокалиста.

Фортепиано.

 

   Раздел 2: «Музыкальная грамота»- 10 часов.

3.

22.09.

Нотная грамота.

Углубить знания о нотах: длительность, название, высота. Работа в нотной тетради.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

4.

29.09.

Ключи.

 Знакомство с  музыкальными ключами: расположение на нотном стане. Работа в нотной тетради.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

5.

06.10.

Ритм.

Знакомство с разновидностями ритма.

 Ритмическая игра:

 « Ритмический рисунок» на различение  разных ритмов.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

6.

13.10.

Ритмодекламация.

Упражнения на развитие речи: « Эхо», «Догонялки», «Цепочка».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

 Метроном.

7.

20.10.

Лад. Мажор. Минор.

Знакомство с понятиями: мажор, минор, ритмический рисунок. Музыкально-ритмическая игра:

 « Угадай-ка» на различение мажора и минора.

Компьютер          

Медиапроектор.  

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

CD диск № 24.

8.

27.10.

Вокально-хоровые упражнения. Исполнение в ансамбле и дуэте.

Накопление слуховых  впечатлений. Навыки пения в ансамбле, дуэте.

Компьютер          

Медиапроектор.  

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

CD диск № 1.

9

10.11.

Пение по нотам.

Навыки пения по нотам, чтение партитуры с листа.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

10

17.11.

Слуховое внимание.

Игры на развитие слухового внимания:

 « Уши путешествуют»,

« Фабрика звуков».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

11

24.11.

Пауза.

Знакомство с паузой в музыке: понятие, ее разновидности и длительности.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

 Метроном.

12

01.12.

Музицирование.

Навыки игры на шумовых детских инструментах.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

   Раздел 3: «Техника пения»- 9 часов.

13

08.12.

Голосовой аппарат.

Беседа о голосе как о человеческом музыкальном инструменте, о способах извлечения различных звуков голосом.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

14

15.12.

Дыхание.

Упражнения на правильное распределение дыхания по методу  Н.Стрельниковой:

 « Ладошки», « Аромат».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

15

22.12.

Слово и дыхание.

 Взаимосвязь дыхания и вокального слова. Выполнение  дыхательных упражнений: « Свечка», « Комарик».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск № 24.

16

12.01.2015г.

Интонация.

Роль интонации в процессе создания сценического образа. Работа над чистым интонированием. Упражнение: « Ежик».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

17

19.01.

Дикция.

Артикуляционная дыхательная гимнастика.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».

18

26.01.

Выразительность исполнения.

Упражнения на развитие умения управлять своим голосом: «Восхождение»,

 « Погружение».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

19

02.02.

Вокально-хоровые упражнения.

Умение управлять своим голосом, соотносить его со звучанием фортепиано. Упражненя: « Низко-высоко»,

 « Далеко-близко», «Эхо».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

20

09.02.

Чистоговорки.

Голосо-речевой тренинг: «Щелчок», « Хомячок», « Наша чаша».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Метроном.

21

16.02.

Скороговорки.

 Голосо-речевой тренинг: «  Четыре черепахи», « Ворона».

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Метроном.

   Раздел 4: « Музыкальная фразировка»- 3 часа.

22

02.03.

Музыкальная фразировка.

Фразировка и выразительное исполнение.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск  № 5.    

23

09.03.

Фразировка в литературе и музыке.

Вокально-хоровые упражнения.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

Музыкальный центр.

CD диск « Музыка 5 класс».    

24

16.03.

Срезовая диагностика.

Повторение пройденного материала. Провести промежуточную диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков.

Проведение диагностических тестов.

Фортепиано.

Раздел 5: « Музыкальные фантазии»-10 часов.

25

30.03.

Сочиняем сами.

Создание текста на заданную тему.

Фортепиано.

26

06.04.

Мелодия.

Создание своих мелодий по рисункам.

Фортепиано.

Метроном.

27

13.04.

Песня.

Соединение мелодии и текста. Сочинение своей песни.

Фортепиано.

Метроном.

28

20.04.

Игра на музыкально-шумовых инструментах.

Накопление слуховых впечатлений. Практика игры на инструментах.

Шумовые детские инструменты.

29

27.04.

Импровизация.

Музыкальное сопровождение своей песни на шумовом инструменте.

Шумовые детские инструменты.

30

04.05.

Музыкальная живопись.

Подбор литературных фрагментов к музыке.

31

11.05.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.

Слушание музыкального пейзажа художника Левитана и произведение композитора П. Чайковского. Что их роднит?

Компьютер.

Медиапроектор.

Диск № 2.

Фортепиано.

Нотная хрестоматия.

32

18.05.

Творческая мастерская композитора.

Как создаются песни.

Музыкальный центр.

CD диск № 10,11.  

33

25.05.

Итоговая диагностика.

Провести  итоговую диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков.

Проведение диагностических тестов.

Фортепиано.

Метроном.

Шумовые инструменты.

34

Итоговое занятие.

 Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном.

Фортепиано.

Компьютер.

Нотная хрестоматия.

Аудио записи песен.

Медиатека кабинета

Название

1

Кубанский казачий хор «Вспомним братцы- мы кубанцы»

2

 История искусства ( электронное средство учебного назначения).

3

Мировая художественная культура. Культура  стран Древнего и Средневекового Востока.

4

Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства.

5

Кубанский казачий хор. Золотые голоса. Марина Крапостина.

6

Кубанский казачий хор. Песни В. Захарченко.

7

Кубановедение.

8

Музыка 1 класс.

9

В помощь школьным организаторам: школьные песни, детские песни.

10

Осень стоит у дверей. О. И. Жилина.

11

Песни о Кубани и Краснодаре.

12

Музыка 2 класс.

13

Музыка 3 класс.

14

Музыка 4 класс.

15

 Волшебные голоса природы « Малыш на острове».

16

Волшебные голоса природы « Малыш на  лугу».

17

Мировая художественная культура 10 класс.

18

Мировая художественная культура 11 класс.

19

Музыка 7 класс.

20

Видео с голосом « Струнные инструменты».

21

Музыка 6 класс.

22

Школьные песни.

23

Православная культура.

24

Музыкальный калейдоскоп.

25

Новогодние песни.

26

Музыка разных стилей.

27

УМК музыка ФГОС.

28

Детская супер дискотека.

29

 ОПК ( лекции 2007г).

30

Коллекция « Наследие человечества».

31

Караоке 5-ый выпуск часть 1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»

Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по «Подвижным играм» (ФГОС)

Рабочая программапо внеурочной деятельности по«Подвижным играм»5  классСрок реализации – 2014 – 2015 учебный год  Разработана на основе Примерной государственной программы«Комплексная п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

Разработка и реализация авторских программ по внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС ООО

Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения.Образовательные цели внеурочной деятельности - расширить географический ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная капель».

В век компьютерной техники и электроники музыка, как вид искусства теряет свою великую силу. В наше время модны такие течения как pop-caver, ремикс, компьютерная музыка с бездушным выстукиванием ритма...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальный фольклор»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальный фольклор»  ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр».

Рабочая программа к курсу «Музыкальный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс вве...