Конспект урока письма и развития речи в 8-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»_24.01.2020
план-конспект урока (8 класс)

Юрятина Татьяна Павловна

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

 Задачи:

1. Образовательная: формировать навык задавать вопросы от существительного к прилагательному, проверять родовые окончания прилагательных и правильно их писать; навык правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

 

 2. Коррекционная:

- коррекция мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику и письменные упражнения;

- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания на основе упражнений на внимание;

- развитие памяти,через запоминание правил и алгоритмов;

-развитие мыслительных процессов;

-развитие словарного запаса;

 

3. Воспитание положительной мотивации к учению.

 

 

 Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку,массажные мячики, прищепки,массажные шарики «Су-джок»,предметные картинки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.01.2020_opredelenie_rodovyh_okonchaniy_pril.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи   8-б  класс

(умеренная умственная отсталость)

Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»

Дата: 24.01.2020

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

 Задачи: 

1. Образовательная: формировать навык задавать вопросы от существительного к прилагательному, проверять родовые окончания прилагательных и правильно их писать; навык правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

 2. Коррекционная:

- коррекция мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику и письменные упражнения;

- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания на основе упражнений на внимание;

- развитие памяти,через запоминание правил и алгоритмов;

-развитие мыслительных процессов;

-развитие словарного запаса;

3. Воспитание положительной мотивации к учению.

 Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку,массажные мячики, прищепки,массажные шарики «Су-джок»,предметные картинки. 

Ход урока:

1.Психологический настрой. 
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.  

 2. Сообщение темы урока..

Найди слова, которые «спрятались»,зашифрована тема урока.

Авроприлагательноеатмнродлшктокончанияозаастргрсонекго

Сегодня у нас урок  по теме: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных».

- Проверим вашу наблюдательность и внимание.

Разгадав шараду, прочтем зашифрованный девиз нашего урока. (Дети работают). − Итак, девиз нашего урока: «Всё в твоих руках». (Дети рассуждают, как понимают этот девиз. Девиз помещается на доску).

3. Пальчиковая гимнастика 

тренажёр «Су-джок»

4.  Чистописание.

Запишем сегодняшнее число…

Перед вами сочетания букв.  

На экране: ая яя ий ый ой ое ее ые ие

По образцу на экране  учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

Посмотрите на  сочетания букв и скажите, что они вам напоминают? (окончания имен прилагательных). Разделите эти соединения на группы.Подпишите род.

5. Словарная работа.

          Замените высказывание  одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов (выкройка).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

-  Военный человек (солдат).

 Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос:  какой частью речи они являются?).

Придумайте предложения с прилагательным  «интересный».

6. Обобщение и систематизация знаний. 

- О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение:

                                                             Я слово ищу необычное, звучное,

                                                              Особое, сильное, самое лучшее,

                                                              Короткое, длинное, красное, синее,

                                                             Неброское, яркое,  очень красивое,

                                                               Оно уменьшительное и ласкательное,

                                                              Еще называют его ...(прилагательное).

Беседа (на экране опорная схема):

- Что такое имя прилагательное?

- Для чего нужны в речи имена прилагательные?   (Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной).

-  С какой частью речи связаны имена прилагательные?    (Имена прилагательные связаны с именами существительными).

- Как изменяются имена прилагательные?  (Имена прилагательные изменяются по числам и по родам).

- Как определить род и число имени прилагательного?  (Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны).

7. Гимнастика для глаз.

 8. Формирование умений и навыков.

1) « Прищепки»

Перед вами предметные картинки с прищепками.Придумать по  3 прилагательных к картинке, задать вопрос, определить род.

2)Игра «Третий лишний» (с массажным мячиком)

3)Работа с учебником. С.162, у.217., с объяснением у доски.

9.Физминутка.Динамическая пауза (движения под музыку)

10. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагаются задания по выбору, разноуровневые.

1 уровень. Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.

Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро.

2 уровень. Задание: правильно соедините каждое  имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. По ходу выполнения задания учащиеся определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют родовые окончания

цветы                      свежий

утро                         душистые

трава                        зимнее

воздух                      жёлтый

одуванчик                зелёная

Задание выполняется с использованием проектора.

 3 уровень.

Запишите словосочетания. С любым словосочетание оставить предложение.

  • Предмет, имеющий форму шара.
  • Дорога, в зимнее время года.
  • Платье, которое только купили.

11. Итоги. Рефлексия.  Итак, мы сегодня закрепляли свои знания, умения и навыки в правописании родовых окончаний имен прилагательных, в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Это нелегко, но … «Всё в твоих руках». Под таким девизом прошел наш урок. А теперь послушайте притчу: Жил один очень хороший учитель. И у него были замечательные ученики. Однажды один ученик решил проверить, всё ли знает его учитель. Он пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спрашивает учителя: «Скажите, учитель, у меня в руках живая или мертвая бабочка?». Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Всё в твоих руках!». − Ребята, скажите, как поступил ученик? − Он выпустил бабочку. (учитель разжимает ладони, достает из них бабочку и помещает ее на магните рядом с девизом). − Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках!

   

 Ребята делают вывод  по уроку по схемам-опорам:

- Я повторил… 
- Я запомнил… 
-Работал в полную силу.
-Мог работать лучше. 
-Работал хорошо. 


12.Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи"_9-б (интеллектуальные нарушения_вариант 2)

Рабочая программа  «Развитие речи»  составлена на основе:Авторской программы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений      окру...

конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме ОВОЩИ

 Цель-закрепление у детей псловарного запаса по теме ОВОЩИ, закрепление основных грамматических категорий, развитие связной речи....

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Одежда, обувь, головные уборы"

laquo;Одежда, головные уборы, обувь»Задачи: Формирование умений и навыков по образованию и использованию в речи притяжательных прилагательных.Развитие и закрепление словаря по лексической теме....

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Части тела"

laquo;Части тела».Задачи:Пополнение словарного запаса по теме «Части тела».Образование существительных множественного числа.Знакомство с многозначными словами.Необходимый материал :...