познавательное занятие "Стресс и его последствия для организма"
методическая разработка (8 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

Позавательное занятие для воспитанников с ОВЗ  ( 8 класс), возраст 14-15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_2.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Стресс и его последствия для организма»

Цели:

  • сформировать представление о стрессе, его последствиях для организма человека, способах борьбы с ним;
  • воспитывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью;
  • корригировать мышление на основе аналитико-синтетической деятельности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Слайд 1 – пустой)

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии. Обратите внимание, сегодня у нас гости. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

II. Введение в тему: Слайд 1-1

- Однажды Сократа (великий мудрец) спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?»

Ребята, скажите, а что для вас важно? Ответы детей.

- Так вот, великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава еще не делают человека счастливым» А как вы думаете, что еще может сделать счастливым человека? (семья, здоровье)

- По мнению Сократа, здоровый нищий – счастливее больного короля.

Сейчас я предлагаю выстроить «ценности» по значимости в той последовательности, в которой, как вы считаете, подходит для вас (что на первом месте, что на втором и т.д.) Слайд1-2

  • Богатство
  • Слава
  • Счастье
  • Здоровье
  • Удача

Дети  выстраивают ценности. Обсуждение ответов детей.

- Правильно, здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

- А что такое здоровье? Слайд 3 - пустой

Ответы детей: Это не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т.д.

- Это и есть гармония души и тела. Сегодня мы и поговорим о душевном состоянии человека.

Живя, умей все пережить,

Печаль  и радость, и тревогу.

Ф. И. Тютчев

- Как вы понимаете эти слова? В жизни бывают разные моменты: и радость, и печаль, и  горе. Нужно уметь преодолеть, пережить все их.

Обратите внимание, что я выделила одно слово. Какое? (Тревога)

- А что такое «тревога»? ( ощущение трудности, когда из-за чего-то переживаешь, становится «не по себе»)

- Как выглядит тревожный человек? (красное лицо, дрожащий голос)

Как вы думаете, почему я выделила это слово? О чем мы будем говорить на занятии? О тревоге, о тревожности.

Обратите внимание на экран. На экране изображены 3 (три) картинки:  Слайд 4

  • Извержение вулкана
  • Землетрясение
  • Наводнение

- Что объединяет все эти картинки (фото)?

- Что испытывают люди во время опасной ситуации?

- Правильно, страх, тревогу. Находясь постоянно в тревожном состоянии, испытывая страх, человек, его организм, подвергается стрессу.

Итак, стресс – это состояние повышенного напряжения организма, как (Слайд 5) защитная реакция на различные неблагоприятные факторы. И поэтому, тема нашего сегодняшнего занятия «Стресс и его последствия для организма» Слайд 6

III. Основная часть.

В современном мире так трудно быть спокойным и положительно реагировать на тяжелые жизненные ситуации.

(В этот момент звучит лай собаки)

- Дети, поднимите руку те, кто испугался? А кто вздрогнул? Какие изменения в вашем физическом состоянии принесла стрессовая ситуация?

Расскажите о своих эмоциях и ощущениях в тот момент когда зазвучал лай?

Ответы детей: Сердце бьется сильней, дыхание учащается и т.д. Слайд 7 - пустой

Стресс – это ответ организма на стрессовый фактор, он проявляется в ряде измеряемых физиологических изменений в организме (учащение пульса, замедление и остановка дыхания, увеличение зрачков)

- Таким образом, сейчас мы с вами на себе почувствовали и ощутили влияние стресса на человека.

- Скажите, а достаточно ли знать, что стресс влияет на здоровье человека?

- Достаточно ли знать определение стресса, чтобы помочь себе и другим в трудной ситуации?

Ответы детей: Нам еще нужно знать, что делать в стрессовой ситуации.

- В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе. Многие ученые-исследователи пытались объяснить ощущения, которые им порой приходилось учитывать во время стресса.

Ганс Селье (Слайл 8) впервые увидел связь между ощущениями тревоги и тем, что происходит в этот момент в организме человека и выделил три основных стадии стрессового состояния: Слайд 8-1

  • 1 стадия – мобилизация. У человека возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, защите. Какие же изменения в организме происходят? Поднимается давление, учащается пульс, замедляется пищеварение. Долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.
  • 2 стадия – стадия сопротивления. (Слайд 8-2) Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления.

В организме наступает эмоциональная усталость, отсутствует реакция на другие внешние воздействия на организм.

  • 3 стадия – стадия истощения. Слайд 8-3 Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Повышается утомляемость, раздражительность; появляется бессонница, ухудшается аппетит. Слайд 9- пустой

При сильном стрессе организм человека теряет много энергии и способность сопротивляться стрессу, уменьшается. Иммунная система человека ослабевает и могут возникнуть различные заболевания. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

- Ребята. Давайте еще раз повторим, и закрепим стадии стрессовых ситуаций и что происходит с организмом человека. Слайд 10

Стадии стресса

Физиологические изменения в организме

1 стадия мобилизации

Поднимается давление, учащается пульс. замедляется пищеварение

2 стадия сопротивления

Эмоциональная усталость, отсутствие реакции на внешние воздействия

3 стадия истощения

Нервозность, утомляемость, раздражительность, бессонница. Потеря аппетита

- А теперь, немного отдохнем.

Физпауза «Расслабление под музыку» Слайд 11

(звучит спокойная релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе:

- закройте глаза

- медленно расслабьте все мышцы

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет вас своими лучами. Ни о чем не тревожьтесь, просто послушайте музыку. Слайд 12 - пустой

Итак, вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении. Анализировать свои действия.

- Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? Да, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе человек достигает поставленных целей без истощения жизненных сил организма. 

 Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что эти опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессы для него в данный момент ничего не значат, он на них даже не реагировать не будет. Вот так стресс может сделать человека счастливым.

Отмечено, что каждый человек по-разному реагирует на одно и тоже происходящее событие.

«Мир не такой, какой он есть, а такой, каким мы его видим» А. Шопенгауэр.

Например, причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот ваше (твоя) неподготовленность может.

- У человека, долго живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. (Слайд 13-1)Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к повышению кровяного давления и частоты сердечных сокращений.(Слайд 13-2, Слайд 13-3)

(Слайд 13 -4)

- Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой определенный (оптимальный) уровень стресса. В некоторых пределах (случаях) стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы определенного уровня, то истощает организм (Слайд 13-5) и приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности человека. (Слайд 13-6)

Слайд 14 - пустой

- Как мы уже говорили, разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит, одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем.

Есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса. Не смотря на то, что существует множество способов борьбы со стрессом, все же мы не соблюдаем всех принципов. Поэтому для нас важно уметь снять часто нас преследующее напряжение.

- Чтобы узнать эти способы, я предлагаю вам разделиться на группы: 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2-ой ряд. Каждой группе раздаются задания. Прочтите внимательно и выполните задание. Конверт № 1

1 группа: - Выбрать из предложенных вам способов снятия стресса наиболее подходящие.

Ситуация: У Пети в школе за последнюю неделю было много контрольных и проверочных работ. Он очень волновался и переживал, поэтому много учил, читал, писал. На фоне переживаний у Пети стресс – он плохо спит по ночам, мало кушает. Выберите занятия для Пети, которые помогут отвлечься от переживаний (картинки – карточки)

 2 группа - выбрать из предложенных вам способов снятия стресса наиболее подходящие.

Ситуация.

Оля потеряла свою счастливую ручку-талисман, которую ей подарили. Целую неделю она пыталась ее найти, но не могла. На фоне переживаний у Оли стресс - она плохо спит по ночам, у нее плохой аппетит. Выберите занятия для Оли, которые помогут отвлечься от переживаний (картинки-карточки)

-  У вас есть 2 минуты на выполнение этого задания.

Дети выполняют. После обсуждение проделанной работы.

1 группа: Какая ситуация? Какие способы вы выбрали? Почему? А почему вы не выбрали чтение книжки или игра в компьютер? Слайд 14-1

2 группа: Какая ситуация? Какие способы выбрали? Почему? А почему вы выбрали именно эти способы? Слайд 14-2, 14-3,

-  Скажите, первая и вторая ситуации похожи или отличаются? Почему?

- Ребята, давайте еще немного поработаем. Следующее задание:

(Слайд 15) Работа в парах. Давайте представим с вами ситуацию, ваш сосед по парте получил плохую оценку, которая его очень расстроила. Подумайте и выберите из предложенных вариантов в карточке №_2__, напишите свой вариант, предложений и фраз,  которые, по вашему мнению, смогли бы утешить вашего соседа и поднять ему настроение.

Карточка

  • Не расстраивайся, завтра ты выучишь и исправишь оценку.
  • Тебе говорили, что спросят, не подготовился - сам виноват.
  • Не переживай, у тебя все получится, хочешь я помогу тебе подготовиться?
  • Подумаешь двойка, учить нужно.
  • Все хорошо, не волнуйся, это всего лишь оценка, которую можно исправить .
  • Свой вариант ____________________________________________________________________

Дети выбирают и дописывают.

-  Давайте послушаем, какие слова утешения вы смогли найти для вашего одноклассника?

Воспитатель выборочно спрашивает, дети выборочно зачитывают ответы.

- Скажите смог ли ваш сосед по парте поднять вам настроение?

Ответ детей.

-  А можно ли словесно помочь человеку выйти из стрессового состояния?

Ответ детей.

-  Добрые слова в трудный момент могут помочь человеку справиться со стрессом и поддержать его. Слайд 16- пустой

- Обратите внимание, пожалуйста, на доску. Перед вами кроссворд. На столе перед вами лежит карточка №_3_с этим кроссвордом . Как только вы все разгадаете, вы узнаете ключевое слово. Можете приступать. Кто справился с заданием, поднимите руку.

Дети разгадывают кроссворд.

 Карточка №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

Щ

п

 

с

 

 

 

 

Е

р

 

п

 

 

т

 

н

о

 

о

 

 

а

 

и

г

а

р

м

о

н

и

я

у

 

т

у

 

е

 

л

 

 

з

 

ц

 

к

 

 

ы

 

 

 

а

 

 

к

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Способ снятия стресса на открытом воздухе (прогулка)

2. Как называются физические упражнения, позволяющие снять напряжение? (спорт)

3. Стройное, гармоничное сочетание инструментальных  звуков (музыка)

4. Ритмичные, выразительные телодвижения с музыкальным сопровождением (танец)

5.Как называется третья стадия протекания стресса? (истощения)

6. Как называется внутреннее состояние взаимопонимания человека с собой и окружающим его миром? (гармония)

- Итак, давайте проверим, все ли правильно вы отгадали?

- К доске выходит…

-  Как вы думаете, какое слово получается в итоге?

Ответ детей: гармония.

-  Правильно, гармония.

Только достигнув гармонии с самим собой и окружающим миром, можно обрести чувство внутреннего спокойствия и противостоять ежедневному стрессу, которому мы, увы, подвергаемся.

Давайте, используя знания, полученные на занятии сегодня, составим с вами памятку «Способы снятия стресса» Слайд 17

  • Занятие физкультурой и спортом.
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Занятие любимым делом: чтение книг, пение, танцы.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к завершению. Давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня говорили?

- Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

- Какие способы борьбы со стрессом вы знаете?

(выхода из стрессовой ситуации)

Слайд 17-1 Ребята, когда закончится занятие, прозвенит звонок, и вы пойдете на перемену отдыхать, оставьте, пожалуйста, на парте тот кружочек, который вы посчитаете нужным:

  • Зеленый: занятие было полезным для меня, я узнал много нового, хорошо работал.
  • Желтый: занятие было интересным, но мне было не всё понятно.
  • Красный: пользы от занятия я получил мало, мне это не очень нужно.

- Всем спасибо за работу!

 Слайд 17-2

Самоанализ занятия «Стресс и его последствия для организма»

Воспитательский час «Стресс и его последствия для организма» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания -  охрана здоровья и физическое развитие . При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – познавательное занятие. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными  в 6-7 классах. Его основные цели:

  • сформировать представление о стрессе, его последствиях для организма человека, способах борьбы с ним;
  • воспитывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью;
  • корригировать мышление на основе аналитико-синтетической деятельности. 

При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций.

Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу.

Коррекционная направленность занятия выразилась:

  • во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций;
  • в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников;
  • в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала;
  • во включении вопросно-ответной формы беседы.

Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась физпауза - релаксация. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям. По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.

depositphotos_11506586-stock-illustration-boy-reading-book.jpg

depositphotos_68480877-stock-illustration-boys-studying-with-computer.jpg

players_printable_illustrations_football_20161105_1035358263.png

depositphotos_42510947-stock-illustration-a-young-lady-exercising-with.jpg

depositphotos_114669512-stock-illustration-girl-reading-a-book.jpg

playing-doll-outside-8457033.jpg

1 группа: - Выбрать из предложенных вам способов снятия стресса наиболее подходящие.

Ситуация: У Пети в школе за последнюю неделю было много контрольных и проверочных работ. Он очень волновался и переживал, поэтому много учил, читал, писал. На фоне переживаний у Пети стресс – он плохо спит по ночам, мало кушает. Выберите занятия для Пети, которые помогут отвлечься от переживаний (картинки – карточки)

 2 группа - выбрать из предложенных вам способов снятия стресса наиболее подходящие.

Ситуация.

Оля потеряла свою счастливую ручку-талисман, которую ей подарили. Целую неделю она пыталась ее найти, но не могла. На фоне переживаний у Оли стресс - она плохо спит по ночам, у нее плохой аппетит. Выберите занятия для Оли, которые помогут отвлечься от переживаний (картинки-карточки)

Давайте представим с вами ситуацию, ваш сосед по парте получил плохую оценку, которая его очень расстроила. Подумайте и выберите из предложенных вариантов в карточке №__, напишите свой вариант, предложений и фраз,  которые, по вашему мнению, смогли бы утешить вашего соседа и поднять ему настроение.

Карточка

  • Не расстраивайся, завтра ты выучишь и исправишь оценку.
  • Тебе говорили, что спросят, не подготовился - сам виноват.
  • Не переживай, у тебя все получится, хочешь я помогу тебе подготовиться?
  • Подумаешь двойка, учить нужно.
  • Все хорошо, не волнуйся, это всего лишь оценка, которую можно исправить .
  • Свой вариант ____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Способ снятия стресса на открытом воздухе

2. Как называются физические упражнения, позволяющие снять напряжение? 3. Стройное, гармоничное сочетание инструментальных  звуков.

4. Ритмичные, выразительные телодвижения с музыкальным сопровождением.

5.Как называется третья стадия протекания стресса?

6. Как называется внутреннее состояние взаимопонимания человека с собой и окружающим его миром?

Памятка «Способы снятия стресса»

  • Занятие физкультурой и спортом.
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Занятие любимым делом: чтение книг, пение, танцы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...

Познавательная игра по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса

Разработка  познавательной игры по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса включает в себя сценарий и презентацию. Цель игры: формирование  познавательного  интереса...

Вред наркотических средств на организм и последствия

Ознакомление учащихся с последствиями наркотиков, причины их употребления...

Извержение вулканов и их вредоностные последствия для организма и здоровья человека

Извержение вулканов и их вредоностные последствия для организма и здоровья человека...

Познавательный час: «Последствия вредных привычек»

Познавательный час: «Последствия вредных привычек» посвящен некоторым вредным привычкам и их влияние на здоровье, о последствиях, которые мешают быть здоровыми...

Тема «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека»

Тема : «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека.»Производственные процессы, выполняемые при пониженной температуре, ...