Календарно - тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письма и чтения»
календарно-тематическое планирование

Сигорских Марина Анатольевна

Программа курса «Коррекция нарушений письма и чтения» составлена на основе ФГОС НОО для детей с ОВЗ и «Перспективного планирования коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» под редакцией Л.Г. Кобзарёвой, г. Воронеж, 2005 г. В данном планировании представлены 3 этапа коррекции обучения детей с нарушениями письма и чтения, обусловленными нерезко выраженным или общим недоразвитием речи. В зависимости от степени дефекта речи обучающихся, количество часов в планировании может меняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_na_sayt.docx52.48 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса                                                                             «Коррекция нарушений письма и чтения»

(1 год обучения – «Звуки и буквы»)

№ п/п

 Тема урока

Содержание урока

Дата

план

факт

1.

Диагностика навыков письма и чтения.

Диагностика навыков письма и чтения.

2.

Речь, предложение.

Понятие о предложении. Составление предложений по картинкам. Лексическая работа по теме «Имена, отчества, фамилии людей».  Чёткое произнесение слоговых рядов из гласных (ау, уа, оа, ….)

3.

Предложение, слово.

Понятие о предложении. Составление предложений по картинкам. Деление предложений на слова. Лексическая работа по теме «Имена, отчества, фамилии людей». Чёткое произнесение слоговых рядов из гласных (ауи, уоа, оиа, ….).

4.

Упражнение в составлении предложений.

Составление предложений по картинкам, вопросам.  Деление предложений на слова. Закрепление произношения гласных звуков. Чистоговорки на гласные звуки.  Анализ звукового ряда из гласных звуков.

5.

Слова-предметы.

Формирование понятия о словах-предметах. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Чёткое произношение и чтение слов типа дым, кот, суп и т. д. Звуковой анализ.

6.

Слова-предметы.

Формирование понятия о словах-предметах. Лексическая работа по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Единственное и множественное число.

7.

Слова-предметы.

Формирование понятия о словах-предметах. Лексическая работа по темам: «Одежда», «Обувь». Игра «Собери слова из звуков».

8.

Слова-признаки.

Формирование понятия о словах-признаках. Лексическая работа со словами, обозначающими признаки: цвет, величина, форма, вкус и другие качества. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги).

9.

Слова-признаки.

Формирование понятия о словах-признаках. Лексическая работа по теме «Осень» со словами, обозначающими признаки. Чёткое произношение и чтение слов типа дым, кот, суп и т. д. Звуковой анализ.

10.

Слова-признаки.

Лексическая работа со словами, обозначающими признаки: цвет, величина, форма, вкус и другие качества. Слова-антонимы.

11.

Слова-действия.

Формирование понятия о словах-действиях. Лексическая работа со словами, обозначающими действия (движение). Выполнение многоступенчатых инструкций.

12.

Слова-действия.

Формирование понятия о словах-действиях. Лексическая работа по теме «Осень. Сад. Огород» на материале действий: рабочие действия, способы передвижения, подачи голоса и т. д. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги).

13.

Слова-действия.

Лексическая работа со словами, обозначающими действия. Работа над  лексическим и грамматическим значением слов (число, род).  Анализ обратного слога.

14.

Слова- предметы, признаки, действия.

Лексическая работа со словами, обозначающими предметы, признаки. действия. Работа над  лексическим и грамматическим значением слов. Составление словосочетаний и предложений. Развитие фонематического слуха.

15.

Звуки речи. Звуки и буквы.

Формирование понятия о звуках речи. Образование звуков речи. Отличие звука от буквы. Подбор слов (картинок) на заданный звук. Лексическая работа по теме «Игрушки». Чистоговорки.

16.

Гласные и согласные звуки.

Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Чёткое произнесение слоговых рядов (прямые и обратные слоги). Анализ слогов. Лексическая работа по теме «Части тела».

17.

Деление слов на слоги.

Упражнение в чётком произнесении слов по слогам. Лексическая работа по теме «Посуда и продукты питания». Составление предложений. Развитие фонематического слуха.

18.

Ударение.

Понятие об ударении, его роли. Воспроизведение ритмического рисунка слова. Лексическая работа по теме «Мебель».

19.

Согласные звуки.

Закрепление знаний о способах образования согласных звуков. Узнавание согласного звука на слух. Чёткое произнесение слов из трёх открытых слогов. Лексическая работа по теме «Дом и его части».

20.

Твёрдые и мягкие согласные.

Понятие о твёрдости-мягкости согласных звуков. Проговаривание пар слогов типа: ма-мя, пы-пи, су-сю и т. п.  Лексическая работа со словами типа: угол-уголь, мал-мял и т. п.

21.

Твёрдые и мягкие согласные.

Закрепление произношения слов и слов с мягкими согласными. Лексическая работа со словами – названиями детёнышей животных.

22.

Звонкие и глухие согласные.

Сравнение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Лексическая работа со словами типа: кол –гол, суп – зуб и т. п.  Чёткое произнесение двусложных слов  с закрытым слогом (утюг, паук, совок и др.)

23.

Звуки [п] и [п’]. Буква П.

Уточнение артикуляции звуков [п] и [п’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Насекомые».

24.

Звуки [б] и [б’]. Буква Б.

Уточнение артикуляции звуков [б] и [б’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Животные».

25.

Дифференциация  звуков и букв         П – Б.

Дифференциация звуков и букв  П – Б в слогах, словах, предложениях. Составление словосочетаний. Чёткое произнесение двусложных слов со стечением согласных.

26.

Дифференциация  звуков и букв         П – Б.

Дифференциация  звуков и букв    П – Б в предложениях, скороговорках, текстах. Употребление предлогов по, под, перед, без.

27.

Звуки [т] и [т’]. Буква Т.

Уточнение артикуляции звуков [т] и [т’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Чёткое произнесение трёхсложных слов с закрытым слогом типа молоток. Лексическая работа по теме «Инструменты».

28.

Звуки [д] и [д’]. Буква Д.

Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Словообразование сложных слов. Лексическая работа со сложными словами (листопад, самолёт, теплоход и др.)

29.

Дифференциация  звуков и букв         Т – Д.

Дифференциация  звуков и букв  Т – Д в слогах, словах, предложениях. Воспроизведение и преобразование слоговых рядов. Чёткое произнесение трёхсложных слов со стечением согласных (удочка – уточка). Составление словосочетаний (слова-признаки, слова-предметы).

30.

Дифференциация  звуков и букв         Т – Д.

Дифференциация  звуков и букв Т – Д в предложениях, скороговорках, текстах. Употребление предлогов от, до.

31.

Звуки [к] и [к’]. Буква К.

Уточнение артикуляции звуков [к] и [к’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на употребление в речи предлога к.

32.

Звуки [г] и [г’]. Буква Г.

Уточнение артикуляции звуков [г] и [г’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Растения».

33.

Дифференциация  звуков и букв         К – Г.

Дифференциация звуков и букв К - Г в слогах, словах, предложениях. Чёткое произнесение трёхсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом (крыжовник, георгин, гиацинт).

34.

Дифференциация  звуков и букв         К – Г.

Дифференциация звуков и букв     К – Г  в предложениях, скороговорках, текстах. Составление словосочетаний.

35.

Звуки [с] и [с’]. Буква С.

Уточнение артикуляции звуков [с] и [с’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Словообразование прилагательных. Лексическая работа по теме «Профессии».

36.

Звуки [з] и [з’]. Буква З.

Уточнение артикуляции звуков [з] и [з’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

37.

Дифференциация  звуков и букв         С – З.

Дифференциация звуков и букв   С – З  в слогах, словах, предложениях. Предложения с предлогами из, из-за, за, из-под.

38.

Дифференциация  звуков и букв         С – З.

Дифференциация  звуков и букв    С – З в предложениях, скороговорках, текстах. Практические упражнения на согласование  имени прилагательного с именем существительным по цвету, величине, форме, вкусу.

39.

Звук [ш]. Буква Ш.

Уточнение артикуляции звука [ш], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Образование существительных во множественном числе.

40.

Звук  [ж]. Буква Ж.

Уточнение артикуляции звука [ж], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на образование относительных прилагательных.

41.

Дифференциация  звуков и букв         Ш – Ж.

Дифференциация звуков и букв   Ш – Ж  в слогах, словах, предложениях. Составление словосочетаний. Практическое изменение глаголов по лицам и числам (пишу, пишешь, пишем и т. д.)

42.

Дифференциация  звуков и букв         Ш – Ж.

Дифференциация  звуков и букв    Ш – Ж в предложениях, скороговорках, текстах. Развитие пространственных представлений (выше – ниже, дальше – ближе). Составление предложений.

43.

Дифференциация  звуков и букв         С – Ш.

Дифференциация звуков и букв   С – Ш  в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения  на словообразование (смешно – смешной, страшно – страшный и т . п.)

44.

Дифференциация  звуков и букв         С – Ш.

Дифференциация  звуков и букв    С – Ш  в предложениях, скороговорках, текстах. Практическое изменение глаголов по лицам и числам. Составление предложений.

45.

Дифференциация  звуков и букв         З – Ж.

Дифференциация звуков и букв   З – Ж  в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на согласование  имени прилагательного с именем существительным.

46.

Дифференциация  звуков и букв         З – Ж.

Дифференциация  звуков и букв    З – Ж  в предложениях, скороговорках, текстах.  Словообразование глаголов с приставкой за-. Составление предложений.

47.

Звуки [л] и [л’]. Буква Л.

Уточнение артикуляции звуков [л] и [л’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в прошедшем времени.

48.

Звуки [р] и [р’]. Буква Р.

Уточнение артикуляции звуков [р] и [р’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на словообразование.  Употребление предлогов (перед, при, про) в словосочетаниях.

49.

Дифференциация  звуков и букв         Л – Р.

Дифференциация звуков и букв   Л – Р  в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в прошедшем времени. Составление предложений.

50.

Дифференциация  звуков и букв         Л – Р.

Дифференциация  звуков и букв    Л – Р в предложениях, скороговорках, текстах. Слова –антонимы и слова – синонимы, практическое ознакомление.

51.

Звук  [й]. Буква Й.

Уточнение артикуляции звука [й], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в повелительном наклонении.

52.

Буквы Я, Е, Ё, Ю.

Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Звуковой анализ, проговаривание  слов с буквами Я, Е, Ё, Ю. Упражнения на развитие внимания и памяти.

53.

Звук  [ч]. Буква Ч.

Уточнение артикуляции звука [ч], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

54.

Дифференциация  звуков и букв         Ч – Т.

Дифференциация звуков и букв   Ч – Т  в слогах, словах, предложениях, текстах. Изменение глагола хотеть по лицам и числам. Составление предложений.

55.

Дифференциация  звуков и букв         Ч – Ш.

Дифференциация звуков и букв   Ч – Ш  в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

56.

Дифференциация  звуков и букв         Ч – С.

Дифференциация звуков и букв   Ч – С  в слогах, словах, предложениях, текстах. Словообразование существительных, обозначающих  лиц по их занятиям.

57.

Звук  [щ]. Буква Щ.

Уточнение артикуляции звука [щ], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Образование причастий настоящего времени (летающий,  читающий и т. п.).

58.

Дифференциация  звуков и букв         Щ– Т.

Дифференциация звуков и букв   Щ – Т  в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение в употреблении  причастий настоящего времени. Составление словосочетаний.

59.

Дифференциация  звуков и букв         Щ – Ч.

Дифференциация звуков и букв   Щ – Ч  в слогах, словах, предложениях, текстах. . Лексическая работа по теме «Профессии».

60.

Дифференциация  звуков и букв         Щ – С.

Дифференциация звуков и букв   Щ – С  в слогах, словах, предложениях, текстах. Практическое ознакомление со степенями сравнения прилагательных и наречий.

61.

Дифференциация  звуков и букв         Щ – Ш.

Дифференциация звуков и букв   Щ – Ш  в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и  пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

62.

Звук  [ц]. Буква Ц.

Уточнение артикуляции звука [ц], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение в словообразовании ( мыльница, сахарница и т. п.).Обогащение лексики родственными словами.

63.

Дифференциация  звуков и букв         Ц– Т.

Дифференциация звуков и букв   Ц – Т  в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование существительных женского рода по их занятиям и качествам.

64.

Дифференциация  звуков и букв         Ц– С.

Дифференциация звуков и букв   Ц – С  в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование существительных женского рода по их занятиям и качествам.

65.

Дифференциация  звуков и букв         Ц– Ч.

Дифференциация звуков и букв   Ц – Ч  в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование.

66.

Дифференциация  звуков и букв         Ц– Щ.

Дифференциация звуков и букв   Ц – Щ  в слогах, словах, предложениях, текстах. Обогащение лексики синонимами, родственными словами.

67.

Обобщение, повторение.

Обобщение, повторение. Звуковой анализ слов. Развитие связной речи.

68.

Итоговое обследование речи.

Итоговое обследование речи. Проверочная работа.

Календарно-тематическое планирование  курса                                                                «Коррекция нарушений письма и чтения».

(второй год обучения «Работа над словом»)

№ п/п

   Тема урока

                Элементы содержания

     Дата

план

факт

1.

Повторение пройденного.

Повторение пройденного. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Звуковой анализ слов. Формирование навыков организации учебной деятельности.

2.

Повторение пройденного.

Повторение пройденного. Дифференциация согласных. Звуковой анализ слов. «Занимательная грамматика». Развитие логического мышления.

3.

Диагностика навыков письма и чтения.

Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо под диктовку слогов, слов, предложений.

Практическое овладение понятием о родственных и однокоренных словах.

4.

Понятие о родственных и однокоренных словах.

Уточнение имеющихся представлений о составе слова. Понятие о родственных словах. Отбор родственных слов из текстов. Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

5.

Отбор родственных слов из текстов.

Отбор родственных слов из текстов. Уточнение значений слов. Развитие слуховой памяти.

6.

Понятие о корне как главной части слова.

Понятие о корне как главной части слова. Наблюдение над единообразным написанием корней. Подбор и замена однокоренных слов (красный – краснеть, продавать – продажа и т. д.)

7.

Нахождение и обозначение общей части в группах слов.

Нахождение и обозначение общей части в группах слов. Наблюдение над единообразным написанием корней. Работа над значением однокоренных не родственных слов (гора – горе и т. д.)

8.

Упражнение  в нахождении и обозначении общей части в группах слов.

Упражнение  в нахождении и обозначении общей части в группах слов. Разделение слов  на группы по родственности (вода – водить и т. д.). Уточнение значений слов. Развитие логического мышления.

9.

Образование однокоренных слов по заданной схеме.

Образование однокоренных слов по заданной схеме. Перестройка словосочетаний по образцу (шерстяная кофта – кофта из шерсти и т. д.) Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

10.

Упражнение в образовании однокоренных слов по заданной схеме.

Упражнение в образовании однокоренных слов по заданной схеме. Анализ предложений с пропущенными однокоренными словами (Всё живое хочет жить.). Словарно-объяснительный диктант.

11.

Подбор и замена однокоренных слов.

Подбор и замена однокоренных слов. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение  корня. Развитие грамматического строя речи.

12.

Работа с гнёздами однокоренных слов.

Работа с гнёздами однокоренных слов.  Группировка слов по значениям.  Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи (синий – синева – синеть).Развитие логического мышления.

13.

Работа с гнёздами однокоренных слов.

Сравнение слов по их лексическому значению, их группировка. Образование однокоренных слов по заданной схеме. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение  корня.

14.

Понятие о безударных гласных. Постановка ударения.

Понятие о безударных гласных. Постановка ударения (игровые упражнения, графические диктанты, шифровки).

15.

Безударные гласные в корне слова.

Постановка ударения в словах и нахождение безударной гласной. Словарно-объяснительный диктант. Развитие слуховой памяти.

16.

Проверка слов с безударными гласными.

Правило проверки слов с безударными гласными. Развитие слухового внимания к звучанию одного и того гласного в ударной и безударной позиции.

17.

Упражнение в подборе проверочных слов.

Упражнение в подборе проверочных слов.  Работа по расширению активного словаря за счёт подбора родственных проверочных слов и уточнения их значений. Развитие логического мышления.

18.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Работа по расширению активного словаря за счёт подбора родственных проверочных слов и уточнения их значений. Развитие логического мышления.

19.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Слова с двумя безударными  в  корне. Особенности их проверки. Развитие слухового внимания к звучанию одного и того гласного в ударной и безударной позиции.

20.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне (закрепление).

Совершенствование навыка выбора проверочных слов. Развитие орфографического чутья. Игровые упражнения на развитие логического мышления, на закрепление навыка пользования полученными знаниями (« В гости к родственникам»,  «Узнай родственника»).

21.

Обобщение по теме «Однокоренные слова».

Обобщение по теме «Однокоренные слова». Анализ процесса усвоения знаний о безударной гласной ( исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов.

22.

Суффикс. Словообразовательная роль суффикса.

Понятие о суффиксе как части слова. Разнообразие суффиксов.  Образование слов при помощи суффикса. Активизация, обогащение и  расширение словаря.

23.

Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 Знакомство с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование полноценного навыка осознанного чтения и письма.

24.

Упражнение в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнение в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Объяснение изменения значений слов от выбранного суффикса. Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях.

25.

Образование слов, обозначающих детёнышей животных. Суффиксы –онок,        -ёнок. –ёныш.

Образование слов, обозначающих детёнышей животных. Суффиксы –онок,        -ёнок. –ёныш. Активизация, обогащение и  расширение словаря. Составление предложений с образованными словами.

26.

Упражнение в образовании слов, обозначающих детёнышей животных.

Упражнение в образовании слов, обозначающих детёнышей животных. Образование слов, словосочетаний по схемам. Формирование языковых средств и умения ими свободно пользоваться.

27.

Образование слов, обозначающих лиц по профессии или  роду деятельности. Суффиксы  –чик. –щик,     -тель, -ник, -ист, -ер,   -ец, -ик, -ниц.

Образование слов, обозначающих лиц по профессии или  роду деятельности. Суффиксы  –чик. –щик,     -тель, -ник, -ист, -ер,   -ец, -ик, -ниц. Активизация, обогащение и  расширение словаря. Составление предложений с образованными словами.

28.

Упражнение в образовании слов, обозначающих лиц по профессии или  роду деятельности.

Упражнение в образовании слов, обозначающих лиц по профессии или  роду деятельности. Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях.

29.

Упражнение в употреблении в речи слов, обозначающих лиц по профессии или  роду деятельности.

Сравнение лексического значений слов зависимости от суффиксов. Развитие навыков высказываний (учебное высказывание, диалог, рассуждение). Формирование полноценного навыка осознанного чтения и письма.

30.

Суффиксы увеличения.

Знакомство с суффиксами увеличения. Наблюдение за изменением слов при образовании их с помощью суффиксов. (нос - носик – носище). Составление предложений с образованными словами.

31.

Суффиксы прилагательных.

Знакомство с суффиксами прилагательных. Образование слов по схемам. Активизация, обогащение и  расширение словаря (слова- признаки). Составление предложений с образованными словами.

32.

Суффиксы глаголов и наречий.

Знакомство с суффиксами глаголов и наречий. Активизация, обогащение и  расширение словаря за счёт глаголов и наречий.  Составление предложений с образованными словами. Правильное употребление их в речи.

33.

Подбор и объяснение выбора слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях.

Подбор и объяснение выбора слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях («У великана …..,  у малыша……» ножки, ножищи). Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях.

34.

Упражнение в  подборе слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях.

Смыслоразличительная роль суффиксов в словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Формирование языковых средств и умения ими свободно пользоваться.

35.

Обобщение по теме «Суффиксы».

Обобщение по теме «Суффиксы». Анализ процесса усвоения знаний о суффиксе ( исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.

36.

Приставка. Роль приставки в образовании слов.

Приставка.  Наблюдение за изменением смысла слов при образовании их с помощью приставок. Формирование навыка образования слов при помощи  приставок и их адекватного употребления в речи.

37.

Образование слов с помощью приставок, обозначающих направленность движения. Приставки  в-, вы-,  до-, за-.

Образование слов с помощью приставок, обозначающих направленность движения. Введение вновь образованных слов  с приставками в словосочетания, предложения.

38.

Образование слов с помощью  неизменяемых приставок с гласной о (со-, про-, об-, по- и т.д.)

Образование слов с помощью  неизменяемых приставок с гласной о. Наблюдение за ролью приставочных глаголов в контексте.

39.

Образование слов с помощью  неизменяемых приставок с гласной а (за-, на-, над-).

Образование слов с помощью  неизменяемых приставок с гласной а. Преобразование слов с помощью приставок. Смыслоразличительная роль их в речи.

40.

Образование слов с помощью  приставок у-, вы-, в-.

Образование слов с помощью  приставок  у-,  вы-, в-. Образование новых слов с приставками по заданной схеме. Введение вновь образованных слов  с приставками в словосочетания, предложения.

41.

Образование слов с помощью  приставок из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, раз-, рас-.

Образование слов с помощью  приставок из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, раз-, рас-. Наблюдение за ролью приставочных глаголов в контексте.

42.

Образование слов с помощью  приставок пре-, при-, пере-.

Образование слов с помощью  приставок пре-, при-, пере-. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки (прилечь, присесть, приостановиться).

43.

Подбор и обоснование выбора приставки.

Подбор и обоснование выбора приставки. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки. Формирование наблюдательности к языковым явлениям.

44.

Упражнение в подборе и обосновании выбора приставки.

Подбор подходящих по смыслу слов с приставкой в предложения и обоснование своего выбора. Соотношение между значением и формой приставочного слова. Подбор слов с противоположным значением с приставкой.

45.

Упражнение в употреблении и написании слов с приставками.

Смысловой анализ слов с приставками, введение их в словосочетания и предложения. Упражнение в употреблении и написании слов с приставками.

46.

Закрепление знаний по составу слова.

Разбор слова по составу. Графический диктант. Развитие навыка анализа слов и предложений, умения аргументировать выполнение задания.

47.

Обобщение по теме «Приставки».

Обобщение по теме «Приставки». Анализ процесса усвоения знаний о приставке          (исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи.

Понятие о предлогах. Дифференциация предлогов и приставок.

48.

Понятие о предлогах.

Уточнение представлений о смысловом (семантическом) значении предлогов. Ознакомление с условным обозначением предлогов. Графический диктант.

49.

Упражнение в употреблении предлогов.

Формирование навыка правильного употребления той падежной формы имени существительного, которого требует связанный с существительным предлог. Составление словосочетаний и предложений.

50.

Упражнение в употреблении предлогов.

Составление словосочетаний и предложений с предлогами. Шифровка и расшифровка текстов с предлогами. Графический диктант.

51.

Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами.

Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами. Упражнения на исправление ошибок в текстах.

52.

Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами.

Анализ сочетания слов с предлогами. Уточнение значения предлогов в предложении. Доказательства правильности написания предлогов.

53.

Предлоги и приставки.

Предлоги и приставки. Наблюдение за соотношением предлогов и глагольных приставок. Накопление, уточнение и активизация словаря.

54.

Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами.

Упражнение на слитное и раздельное написание слов. Сравнение словосочетаний с приставками и предлогами ((До)ехал (до) ручья). Развитие пространственного восприятия.

55.

Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами.

Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами. Развитие слухового внимания и памяти.

56.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. Накопление, уточнение и активизация словаря.

57.

Упражнение в подборе  подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.

Упражнение в подборе  подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. Развитие зрительного внимания и памяти. Развитие пространственного восприятия.

58.

Закрепление знаний о приставках и предлогах.

Анализ процесса усвоения знаний о различии приставки и предлога. Творческие задания (исправление ошибок,  запись возможных вариантов). Дидактические игры.

Практическое овладение навыком подбора антонимов и синонимов.

59.

Понятие об антонимах.

Понятие об антонимах как словах противоположных по смыслу. Нахождение в текстах антонимов, уточнение их значений.

60.

Упражнение в подборе антонимов и употреблении их в речи.

Подбор антонимов к выделенным словам, вставка в предложения и тексты.  Группировка слов по значениям: приближение – удаление и т.д. Введение их в сложные предложения. Анализ различий антонимов в тексте.

61.

Упражнение в подборе антонимов и употреблении их в речи.

Введение в речь фразеологических оборотов с антонимами. Нахождение и исправление  неправильно подобранных антонимов. Исключение «лишнего» слова в ряду антонимов.

62.

Понятие о синонимах.

Наблюдение за синонимическими рядами. Нахождение в текстах синонимов, уточнение их значений. Исключение «лишнего» слова в ряду синонимов.

63.

Упражнение в подборе синонимов, вставке их  в предложения и тексты.

Подбор синонимов к выбранным словам, вставка в предложения и тексты. Анализ и объяснение оттенков значений синонимов в предложениях и текстах. Распределение синонимов по степени обозначаемого действия или признака.

Практическое понятие о многозначности слов.

64.

Понятие о многозначных словах.

Наблюдения за многозначностью слов в контекстах. Выделение их, определение значений. Подбор синонимов к многозначным словам.

65.

Прямое и переносное значение слов.

 Объяснение и замена омонимов близкими по смыслу словами. Введение в речь словосочетаний с прямым и переносным значением. Составление предложений со словосочетаниями типа: золотая брошь, золотая осень и т.п.

66.

Упражнение в употреблении многозначных слов.

Составление предложений из данных  словосочетаний с многозначными словами. Пересказ текста с заменой одинаковых слов, близких по значению.

67.

Повторение, обобщение.

Анализ процесса усвоения знаний о синонимах, антонимах, многозначности слов. Игровые упражнения на развитие речи и логического мышления.

68.

Итоговая диагностика.

Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо под диктовку слогов, слов, предложений. Грамматические задания.

Календарно-тематическое планирование  курса                                                                «Коррекция нарушений письма и чтения».

(3 год обучения «Словосочетание. Предложение. Текст. Связная речь»)

№ п/п

         Тема урока

        Элементы содержания

Дата

план

факт

1.

Диагностика навыков письма и чтения.

Проверка техники чтения. Выполнение диагностического теста. Письмо под диктовку.

2.

Речь. Понятие о речи.

Понятие о речи. Для чего нужна речь? Виды речи. Чтение, пересказ текстов. Самостоятельное высказывание.

3.

Речь устная и письменная. Речь художественная и разговорная.

Виды речи. Сравнение художественных текстов и разговорной речи. Средства выразительности художественной речи. Диалог и монолог, практическое усвоение понятий.

4.

Понятие о словосочетании.

Понятие о словосочетании. Главное слово и зависимое. Практическое ознакомление с типами словосочетаний, упражнение в составлении словосочетаний.

5.

Выделение словосочетаний в предложении.

Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов. Постановка вопросов от главных слов к зависимым.

6.

Упражнение в составлении словосочетаний.

Упражнение в составлении словосочетаний. Усвоение грамматического смысла сочетаемости слов. Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

7.

Составление словосочетаний по типу согласования.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Практическое усвоение категории рода, числа и падежа имён существительных и прилагательных.

8.

Упражнение в составлении словосочетаний по типу согласования.

Упражнение в составлении словосочетаний по типу согласования. Практическое усвоение категории рода, числа и падежа имён существительных и прилагательных.

9.

Составление словосочетаний по типу управления.

Закрепление знаний о глаголе как части речи, изменение глаголов по числам. Составление словосочетаний вида глагол+существительное.  Усвоение грамматического смысла сочетаемости слов.

10.

Составление словосочетаний вида глагол+ существительное  в родительном падеже.

Составление словосочетаний вида глагол+существительное  в родительном падеже. Практическое усвоение категории родительного падежа. Употребление предлогов из, с, у, около, из-за, из-под.

11.

Составление словосочетаний вида глагол+ существительное  в дательном падеже.

Составление словосочетаний вида глагол+существительное  в дательном падеже. Практическое усвоение категории даельного падежа. Употребление предлогов к, по.

12.

Составление словосочетаний вида глагол+ существительное  в винительном падеже.

Составление словосочетаний вида глагол+существительное  в винительном падеже. Практическое усвоение категории винительного падежа. Употребление предлогов на, в, за.

13.

Составление словосочетаний вида глагол+ существительное  в творительном падеже.

Составление словосочетаний вида глагол+существительное  в творительном падеже. Практическое усвоение категории творительного падежа. Употребление предлогов с, за, над, под.

14.

Составление словосочетаний вида глагол+  существительное  в предложном падеже.

Составление словосочетаний вида глагол+существительное  в предложном падеже. Практическое усвоение категории предложного падежа. Употребление предлогов на, в, .

15.

Составление словосочетаний по типу примыкания.

Составление словосочетаний вида глагол+наречие. Обогащение словарного запаса наречиями, употребление их в речи.

16.

Упражнение в составлении словосочетаний по типу примыкания.

Упражнение в составлении словосочетаний вида глагол+наречие. Обогащение словарного запаса наречиями, употребление их в речи.

17.

Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, образные выражения.

Работа над устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, образными выражениями. Объяснение их значений, замена близкими к ним, введение в предложения, объяснение цели их использования.

18.

Конструирование самостоятельных словосочетаний.

Упражнения в составлении словосочетаний разного вида (из данных слов путём объединения их по смыслу, по данному главному слову,  по данному зависимому слову,  с предлогами и т. д.). Введение словосочетаний в предложения.

19.

Обобщение по теме «Словосочетание».

Самостоятельное конструирование словосочетаний разного вида. Введение словосочетаний в предложения.

20.

Предложение.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Выделение предложения из речевого потока. Главные и второстепенные члены предложения.

21.

Интонационная законченность предложений.

Понятие об интонации. Практическое ознакомление с повествовательными, восклицательными и вопросительными предложениями.  Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложений. Отработка интонации законченности предложений (. ! ?).

22.

Упражнение в чтении предложений с правильной интонацией.

Отработка интонации перечисления при однородных членах, при обращениях и прямой речи, при вводных словах. Соблюдение логических пауз.

23.

Составление предложений по вопросам и опорным словам.

Составление предложений по вопросам и опорным словам. Формирование навыка конструирования предложений (порядок слов, их связь) и осознанного пользования ими.

24.

Составление предложений по данной синтаксической схеме.

Составление предложений по данной синтаксической схеме. Понятие синтаксической схемы. Понятие о главных и второстепенных членах. Связь слов в предложении.

25.

Восстановление деформированных предложений.

Понятие о деформированном предложении. Формирование навыка конструирования предложений (порядок слов, их связь) и осознанного пользования ими.

26.

Упражнение в восстановлении  деформированных предложений.

Упражнение в восстановлении  деформированных предложений. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов.

27.

Деление текста на предложения.

 Определение границ  предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса). Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложений. Оформление предложения: большая буква в начале, раздельное написание слов, знаки препинания в конце предложения (. ! ?).

28.

Упражнение в делении текста на предложения.

Отработка интонации законченности предложений (. ! ?). Анализ предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления.

29.

Распространение простого предложения с помощью вопросов.

Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов.

30.

Упражнение в распространении простых предложений.

Упражнение в распространении простых предложений. Закрепление навыка конструирования предложений.

31.

Сокращение распространённого предложения.

Сокращение распространённого предложения. Развитие речевой активности, памяти, внимания.

32.

Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

Понятие о сложном предложении, отличие его от простого. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении.

33.

Упражнение в составлении сложных предложений.

Упражнение в составлении сложных предложений. Анализ  сложного предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления.

34.

Упражнение в составлении сложных предложений.

Активизация употребления сложных предложений в речи. Анализ сложного предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления.

35.

Самостоятельное творческое составление предложений.

Самостоятельное творческое составление предложений по опорным словам, по заданному обороту речи, по предметной картинке. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

36.

Самостоятельное творческое составление предложений.

 Составление предложения по его началу или концу. Составление нескольких предложений, объединённых одной темой, с последующей записью. Активизация употребления сложных предложений в речи.

37.

Редактирование предложений, содержащих речевые ошибки, недочёты.

Анализ предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления. Редактирование предложений, содержащих речевые ошибки, недочёты. Развитие речевой активности, памяти, внимания, навыков чтения.

38.

Обобщение по теме «Предложение».

Обобщение, повторение  по теме «Предложение». Самостоятельное составление  и запись предложений.

39.

Текст.

Формирование практических представлений  о тексте.  Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Сравнение текста, набора слов и набора предложений.

40.

Тема текста, основная мысль текста.

Развитие умений и навыков анализировать текст. Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Определение темы, основной мысли текста.

41.

Заголовок текста.

Развитие умений и навыков анализировать текст.  Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Озаглавливание текстов. Пересказ

42.

План текста. Членение текста на части по готовому плану.

Понятие о плане текста. Членение текста на части по готовому плану. Чтение текстов, пересказ по готовому плану.

43.

Составление плана текста.

Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  Виды плана: в форме вопросительных предложений, в форме повествовательных предложений, картинный план. Составление плана текста.

44.

Упражнение в составлении плана текста.

Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  Упражнение в составлении плана текста.

45.

Работа с деформированным текстом.

Понятие о деформированном тексте. Перестановка частей текста. Построение текста по схеме: начало – середина – конец. Чтение, списывание  восстановленных текстов.

46.

Работа с деформированным текстом.

Деформированный текст. Установление последовательности  предложений в тексте. Чтение, списывание  восстановленных текстов.

47.

Восстановление и распространение текста.

Работа с деформированным текстом, распространение текста. Чтение, списывание  восстановленных текстов.

48.

Обобщение по теме «Текст».

Развитие коммуникативной функции речи на основе текста. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, закрепление разных приёмов, закрепление различных приёмов мыслительной обработки материала (о чём текст, сколько частей, их порядок, планирование, объединение частей в одно целое, речевое оформление своих мыслей)

49.

Виды текстов.

Ознакомление с правилами построения связного высказывания (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  

50.

Последовательный пересказ текста.

Чтение текстов. Последовательный  пересказ услышанного или прочитанного текста с опорой на вопросы, действия, предметные картинки. Обучающее изложение.

51.

 Выборочный пересказ текста.

Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  Выборочный пересказ текста по заданию. Выборочное обучающее изложение

52.

Краткий пересказ текста.

Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  Краткий пересказ текста по данному плану и без опоры на план.

53.

Упражнение в пересказе текстов. Изложение.

Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению.  Упражнение в пересказе текстов. Обучающее изложение.

54.

Текст-описание.

Текст-описание. Чтение текстов. Особенности построения текста-описания.

55.

Сравнительное описание предметов.

Сравнение и описание живых и неживых предметов. Составление и запись текстов.

56.

Составление рассказа-описания о внешнем виде по иллюстрации.

Составление рассказа-описания о внешнем виде по иллюстрации. Правильное построение предложений, запись рассказа.

57.

Составление описания фрагментов художественных картин.

Рассматривание художественных картин. Ответы на вопросы. Составление описания фрагментов.

58.

Текст-повествование.

Текст-повествование. Особенности его построения. Чтение, пересказ текстов. Составление текста-повествования о случае из жизни.

59.

Текст-рассуждение.

Текст-рассуждение. Особенности его построения. Чтение, пересказ текстов. Составление текста на заданную тему. Употребление сложных предложений с союзами потому что, так как и др.

60.

Составление рассказа по наблюдениям.

Составление рассказа по наблюдениям. Последовательность рассказа.

61.

Составление рассказа по серии картин.

Составление рассказа по серии картин. Установление последовательности картин. Запись теста по частям.

62.

Составление рассказа по серии картин.

Упражнение в составлении рассказа по серии картин. Самостоятельное составление и запись рассказа.

63.

Составление рассказа по картине.

Составление рассказа по картине. Составление плана рассказа, последовательность рассказа. Запись рассказа по предложенному шаблону и самостоятельно.

64.

Составление рассказа по его началу.

Составление рассказа по его началу. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании. Развитие творческих способностей, побуждение к  придумыванию различных вариантов событий.

65.

Составление рассказа по его концу.

Составление рассказа по его концу. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании. Развитие творческих способностей, побуждение к  придумыванию различных вариантов событий.

66.

Составление рассказа по его середине.

Составление рассказа по его середине. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании.

67.

Составление рассказа на предложенную тему.

Составление рассказа на предложенную тему. Закрепление навыка связности, последовательности высказывания, развитие творческих способностей.

68.

Учебное высказывание.

Понятие об учебном высказывании. Построение учебного высказывания на заданную тему. Использование в высказывании научных терминов, определений.

69.

Повторение, обобщение.

Повторение, обобщение изученного в 5 классе. Работа с текстами, предложениями, словосочетаниями.

70.

Итоговая диагностика.

Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо текста под диктовку. Грамматические задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование курса физики

Календарно – тематическое  планирование курса физики 9 класс2 часа в неделю по учебнику Перышкин А.В....

Варианты календарно-тематического планирования курсов истории и некоторых элективных курсов

Размещаю варианты планирования учебного материала по истории и обществознанию, а также некоторые илюстративные материалы к урокам истории....

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...

«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».

Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и  детьми с нарушениями речи, в том чи...

Календарно-тематическое планирование по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ.

Представлены планы работ по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ....

Программа коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2 класса с ОНР.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи....