Математические представления 6 класс АООП для детей с умственной отсталостью вариант 2
рабочая программа (6 класс)

Смирнова Валентина Александровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью вариант 2) по предмету Мтематические представления дляобучающихся  6 класса с тяхёлой и глубокой умственной отсталостью составлена на основе следующих документов: Федеральный Закон РФ  № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умеренной, тяхёлой и глубоеой умственной отсталостью МАОУ"Средняя школа №2 г. Валдай".

Целью образования обучающихся с тяхёлой УО является развитие личности ,формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе пратических представоений, умений и навыков. АООП  по предмету  Математические представления составлена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_matematicheskie_prelstavleniya_6_klass.odt21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

       «Средняя школа №2 г. Валдай»                                                                              

                      Утверждаю:

                                                              Директор МАОУ «СШ №2 г. Валдай»

                            Н. Ю. Матвеева

.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  

Математические представления  6  класс

2020-2021 учебный год

Составила:

Смирнова В.А., учитель начальных классов,

                                                        высшая квалификационная категория

г. Валдай

2020 г.

Пояснительная записка.

АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью  по предмету  Математические представления для 6 класса разработана на основе:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

-Федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.    № 1599.

-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  № 29 от 10.07.2015 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010 г.

-АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  МАОУ «Средняя школа №2 г. Валдай»».

 

 Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.  АООП  образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составлена с учетом особых образовательных потребностей  обучающихся в развитии.

Психолого-педагогическая  характеристика  обучающихся  с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 В 6.0 классе обучаются 3 ребёнка. У детей выявлены тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной и  тяжёлой степени, системное недоразвитие речи тяжёлой степени (обследование  в октябре 2016 г.).  Дети  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению  предметных  учебных  знаний.  Дети  характеризуются  разной  степенью  выраженности снижения интеллектуального  и психофизического развития Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления,  отмечается  своеобразное  нарушение  всех  структурных компонентов  речи:  фонетико-фонематического,  лексического  и грамматического.  У  детей  затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним  речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи и со звукокомплексами.  Ввиду этого при обучении детей  используются  разнообразные  средства  невербальной  коммуникации. Внимание  обучающихся  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью крайне  неустойчивое,  отличается  низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  отвлекаемости. Процесс  запоминания является механическим, зрительно-моторная координация  нарушена.  Детям  трудно  понять  ситуацию,  вычленить  в  ней  главное  и  установить причинно-следственные  связи,  перенести  знакомое  сформированное действие  в  новые  условия. Психофизическое  недоразвитие  характеризуется  также  нарушениями координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  несложных трудовых  действий.  Наиболее  типичными  для обучающихся данной  категории  являются трудности  в  овладении  навыками,  требующими  тонких  точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки,  кисти,  шнурование  ботинок,  застегивание  пуговиц,  завязывание  ленточек,  шнурков.   Запас знаний и представлений о внешнем мире мал  и  ограничен  знанием предметов окружающего быта.

  Дети с глубокой умственной отсталостью постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

 В связи с неразвитостью эмоционально- волевых процессов дети неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих  реакциях.  

При всех дефектах развития у детей сформирован познавательный интерес  и стремление к самообслуживанию и относительной самостоятельности и даже   случаются отдельные  проявления желания помочь одноклассникам и взрослым.

 При  продолжительном  и  направленном использовании  методов  и  приемов  коррекционной  работы  становится заметной  положительная  динамика  общего  психического  развития  детей.

Длительность программы: программа составлена на 2020-2021 учебный год.

Форма работы:   групповая в классе

Условия реализации: программа реализуется на занятиях в условиях специального класса  для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием.  Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. В основе занятий лежит   предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Во время дистанционного режима учёбы возможны  занятия на образовательном портале Учи.ру и  в  программе  ZOOM. Материалы  Учи.ру , онлайн-тренажёры используются также на уроках и внеурочной деятельности по предмету в качестве дополнения и при очном обучении.

Показания к реализации программы: АООП  составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.  Со всеми детьми рекомендована работа педагога по развитию социально-бытовых, трудовых  умений и навыков,  по формированию алгоритма  продуктивной деятельности, развитию крупной и мелкой моторики.

 Форма работы выбрана с учётом рекомендации органов здравоохранения (очная форма обучения  по АООП  в классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

 Методы и средства оценки эффективности программы:

Первичная и итоговая диагностика в учебном году, описание  результативности освоения программы учащимся в конце учебного года.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.  Требования устанавливаются к результатам:

 личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.  

Личностные результаты освоения АООП:

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

 Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

 Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

 Владение навыками сотрудничества  со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

 Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

 Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предметные результаты освоения АООП: 

Умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.

Умение обозначать арифметические действия знаками.

 Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

  Умение определять длину, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

Узнавание (различение)  геометрических  фигур:  треугольник, квадрат,  круг,  прямоугольник,  точка,  линия (прямая,  ломаная),  отрезок.

Построение геометрической  фигуры (прямоугольник,  точка,  линия (прямая,  ломаная, отрезок)  по  точкам.

 Умение  различать  части  суток,  соотносить  действие  с  временными промежутками,  составлять  и  прослеживать  последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

 

Место предмета в учебном плане

На учебный предмет «Математические представления» в 6 классе отводится 2 часа в неделю,т.е. 68 часов за  учебный год.

Цель обучения   формирование  элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Рабочая  программа  построена  на  основе  следующих  разделов: «Количественные  представления», «Представления  о  форме», «Представления  о  величине», «Пространственные  представления», «Временные представления».

Содержание программы

Нумерация

Нумерация чисел в пределах20.

Числовой ряд 1-20. Счёт в пределах 20 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц.

 

Единицы измерения и их соотношения

Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.

 Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

  Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.

         

Арифметические действия

  Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.

  Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.

  Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).

  Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.

Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

  Скобки. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.

 

Геометрический материал

  Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.  Угол. Виды углов.

  Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.

 Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Треугольники.

Свойства сторон, углов.

Учебно-методическая литература:

1.Алышева Т.В. Учебник. Математика 2 класс ч. 1, 2  Москва «Просвещение», 2011.

2Алышева Т.В. Рабочая тетрадь Математика 2 класс ч. 1, 2 (2011)

3.Алы шева Т.В. Учебник. «Математика» 3 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2017.

4.Алышева Т.В.   Рабочая тетрадь по математике для 3 класса (в 2 частях), Москва «Просвещение», 2017.                                                                                                                                                 5. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение»,  2002.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 4.Ноутбук.

 5.Интерактивная доска

 6. Клавиатура для детей с ОВЗ

Календарно-тематическое планирование

Математические представления 6 класс

(по учебнику Математика Т.В. Алышевой 3 кл ч.1, ч.2)

Тема раздела

Тема урока

Дата

Дата

 1 четверть.

1

Нумерация чисел .Числовой ряд 1-10; 10-20

09.20

2

Состав чисел 1-20

.09.20

3

Сравнение чисел первого и второго десятка. десятка.

09.20

4

Решение примеров на сложение и вычитание.

09.20

5

Линии. Прямая линия и ее свойства. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии.

09.20

6

Решение примеров на сложение в 2 действия.

09.20

7

Решение примеров на вычитание в 2 действия.

09.20

8

Взаимное расположение предметов в пространстве.

09.20

9

Решение примеров на сложение и вычитание  в 2 действия.

01.10.20

10

Решение задач в пределах 20.

03.10.20

11

Отрезок. Сравнение отрезков по длине.. Единицы длины (1см, 1дм). Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.

08.10.20

12

Однозначные числа. Двузначные числа. Сравнение однозначных и двузначных чисел.

10.10.20

13

Вычитание десятка из двузначных чисел.

15. 10.20

14

Вычитание десятка из двузначных чисел.

17. 10.20

15

Ломаная линия. Длина ломаной линии. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

22. 10.20

16

Повторение. Дидактические игры.

24. 10.20

2 четверть

17

Числа, полученные при измерении величин.

05.11.20

18

Меры стоимости. Рубль, копейка.

07.11.20

19

Решение задач.

12.11.20

20

Меры массы. 1кг,1 г

14.11.20

21

Решение задач.

19.11.20

22

Меры длины. 1 см, 1дм.

21.11.20

23

Решение задач.

26.11.20

24

Меры объёма. 1л

28.11.20

25

Решение задач.

03.12.20

26

Меры времени.

05.12.20

27

Решение задач.

10.12.20

28

Пересечение линий.

12.12.20

29

Сложение и вычитание чисел второго десятка без перехода через десяток. Повторение.

17.12.20

30

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Повторение. Решение задач и примеров.

19.12.20

31

Контрольные  задания.

24.12.20

32

Точка пересечения линий.

26.12.20

3 четверть

33

Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток.

01/13/21

34

Сложение чисел второго десятка с переходом через десяток.

01/15/21

36

Названия  компонентов сложения в речи учителя.

01/20/21

37

Решение примеров и задач.

01/22/21

38

 Сложение чисел второго десятка с переходом через десяток. Закрепление.

01/27/21

39

Повторение. Сложение чисел второго десятка с переходом через десяток.

01/29/21

40

Контрольные  задания.

02/03/21

41

Угол. Прямой угол.

02/05/21

42

Сравнение  различение углов. Острый, тупой угол.

02/10/21

43

Нахождение заданных углов.

02/12/21

44

Построение углов.

02/17/21

45

Вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток.

02/19/21

46

Названия  компонентов вычитания в речи учителя.

02/24/21

47

Решение примеров и задач на вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток

02/26/21

48

Вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток. Закрепление.

03/03/21

49

Повторение. Вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток.

03/05/21

50

Контрольные  задания.

10.03.21

51

Четырёхугольники. Квадрат, прямоугольник.

03/12/21

52

Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток (все случаи)

03/17/21

53

Решение примеров и задач в два действия.

03/19/21

4 четверть

54

Скобки Порядок действий в примерах со скобками.

04/02/21

55

Скобки Порядок действий в примерах со скобками.

04/07/21

56

Контрольные  задания.

04/09/21

57

Меры времени. Год, месяц.

14.04.21

58

Треугольники.

16.04.21

59

Умножение и деление чисел второго десятка.

21.04.21

60

Умножение числа 2.

23.04.21

61

Деление на 2.

04/28/21

62

Многоугольники.

05/07/21

63

Умножение  числа 3.

05/12/21

64

Деление на 3.

05/14/21

65

Знакомство с таблицей умножения. Умножение чисел 5,6

05/19/21

66

Знакомство с таблицей  деления. Деление на 5,6

05/21/21

67

Последовательность месяцев в году.

02/26/21

68

Повторение. Урок-соревнование.

05/28/21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание АООП для детей с умственной отсталостью

Материал может быть полезен  педагогам ,составляющим рабочие программы  по предметам для обучающихся с УО...

Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.    ...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 кл., обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для  1-4 классов, обучающихся по АООП (вариант 1) построена с учетом специфики усвоения учебного материала  детьми, испытыв...

План внеурочной деятельности. 1 класс. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обе­с­пе­чи­вать­ся достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями)...

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...