Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки
материал

Липухина Татьяна Валентиновна

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_roditelyam.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Упражнение  № 1 «Горка»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы,

широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Если затрудняется выполнить данное упражнение,

предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

Упражнение № 2 «Ветер дует с горки»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

Упражнение № 3 «Кружок»

Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую) сторону.

Обратите внимание!. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

Упражнение № 4 «Грибок»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.

Методические указания.

1.  Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.  Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не

должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические

указания см. во втором комплексе.

Упражнение № 5 «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 6 «Язык здоровается с подбородком»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку),

затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

Упражнение № 7 «Фокус»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1.  Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. .  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение № 8. Чередование движений языка вверх и вниз.

Описание Открыть рот, язык как при упражнении «Широкий язык». Язык поднимаем вверх, опускаем вниз. Под счет раз, два, три, четыре

Обратите внимание!   Язык поднимаем и опускаем плавно, не рывком.

Упражнение № 9. «Наказать непослушный язык»

ОписаниеНемного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 10.  Язык широкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])

Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])...

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

буклет "Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков"

Упражнения способствуют развитию органов артикуляционного аппарата для постановки группы свистящих звуков...

буклет "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"

Упражнения способствуют развитию подвижности органов артикуляционного аппарата для постановки шипящих звуков...

Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков

Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков для детей дошкольного возраста...

Буклет" Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки"

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных по...

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс...